on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  

Новини регіону

08.02.2025, 23:47

Херсонський художній музей отримав у дар від колекціонера картину Шовкуненка

  Колекціонер Тарас Лагойда подарував Херсонському художньому музею ...
05.02.2025, 21:42

Відкритий фестиваль-конкурс стрілецької пісні "Красне поле"

  15-16 березня 2025 року в м.Хуст Закарпатської області буде проводитись ...
30.01.2025, 23:10

Гончарівка провела вечір пам'яті «Покликані серцем, обрані Богом» до Дня пам'яті Героїв Крут

29 січня Україна вшановує пам'ять подвигу Героїв Крут. 107 років ...

 

Нестандартный формат

В пятом классе ему подарили фотоаппарат «Смена 8М»... Потом он получил диплом инженера, сменил множество работ. Но именно фотография стала главным делом его жизни. О «муках и радостях» современных фотографов рассказывает член Союза фотохудожников Украины Игорь Бойченко

- Увлечение фотографией - это хобби или профессия?
- Это хобби, которое, оставшись увлечением, стало профессией. Самое парадоксальное то, что в СССР не было такой профессии - фотограф, тем более - фотохудожник. В лучшем случае, можно было стать фотолаборантом, что, согласитесь, далеко не одно и то же. Так что «в фотографы» обычно приходили достаточно сложным, окольным путем.

- Если человек захочет увековечить себя для истории, где он может сфотографироваться? В салоне?
- В Херсоне фотосалоны в классическом понимании отсутствуют. Практически ни один из существующих не специализируется на художественной фотографии - и не потому, что нет фотографов, которые могли бы это делать, они-то как раз есть. Нет массового заказчика, который готов это оплатить. Это разовые и достаточно случайные работы. Основной заработок наших салонов - паспортная фотография да выпускные планшеты.

- А за рубежом фотосалоны живут за счет художественной фотографии?
- Я не был за рубежом. Но если верить рассказам немецкого фотографа, с которым познакомился 12 лет назад на Кодак Мастер Классе в Москве, то да, живут. Он показал фотографию, достойную серьезной выставки. Но это был типичный заказ. Дочке фермера из поселка исполнилось 16 лет. По этому поводу была затеяна грандиозная съемка: в павильоне сымитировали хлев, принесли сено, специально сшили сарафан с рюшами, пригласили визажиста, парикмахера, соорудили классическую немецкую прическу а-ля Гретхен. В этом антураже сделали порядка 20 снимков, из них напечатали целую серию работ: большой портрет, маленькую фотографию-медальон для ее парня, который служил в армии, отпечатали фотографии и в семейный альбом, и для родственников. Сколько это стоило, фотограф не говорил. Но сам подход! Целый съемочный день был посвящен одному клиенту. Работу готовили заранее, привлекли много специалистов. У нас совершенно иначе: человек забегает на 15 минут в фотосалон и хочет получить психологический портрет. А так не бывает.

- Что нам мешает работать так же?
- С моей точки зрения, за время советской власти у нас фактически утрачены корни. Меня лично из рассказов этого немца потряс такой факт: когда во время войны его семья бежала из Дрездена, оставляли фамильное серебро, но везли с собой альбомы, в которых десятилетиями хранились семейные фотографии, гравюры, акварели. А попроси нашего человека показать портрет дедушки? А прадедушки? Спроси, как их звали? Кто кем был?
На западе не принято поучать профессионалов. Но и фотограф не навязывает свое видение. Клиент за свои деньги имеет право получить то, что нравится ему, а не фотографу. Выразить свое «я» можно в других проектах, показать это на выставке или выставить на продажу. Это здравая логика.

- Подозреваю, что не всегда удается угадать желания клиента...
- Не без этого. Фотографирую как-то одну блондинку, выставляю свет: там добавляю зеленого, там красного. Когда отпечатал - сам собой доволен, с гордостью показываю заказчице, а она в слезы: «Я голову мыла, мыла!» - и убежала. Только потом я понял, что все мои изыски со светом, зеленые и красные блики на волосах она восприняла как грязь- они «мешали» оценить идеальную белизну ее волос.

- Тяжело работать с женщинами?
- Тяжело. Как говорила незабвенная Алиса, где девочки - там всегда путаница. Доходит до курьезов. Фотографировал я женщину лет 48 для брачного агентства, дама осталась крайне недовольна. В качестве аргумента моей профессиональной несостоятельности приводился снимок ее мужа, сделанный 15 лет назад, на котором в некоем мареве с трудом угадывался силуэт женщины в купальнике. Разглядеть черты лица, а тем более какие-то морщинки, было принципиально невозможно. А на хорошей кодаковской пленке, снятой «Никоном», все это было на лице. Это образчик женской логики. Съемка психологического портрета требует общения с человеком, выявления его сути. Метания же клиента от одного фотографа к другому, как правило, результатов не дает, так как каждый следующий фотограф начинает с нуля. Как правило, результат дает серия съемок с временным интервалом у одного фотографа.

- А чем отличается фотомодель от обычной женщины?
- Обычная клиентка - это объект съемки. Модель - это инструмент, которым пользуются для достижения поставленной задачи. И здесь успех в работе зависит от взаимопонимания. Модель - талант, уникальное сочетание качеств. Это как написать маленький рассказ. Создать роман проще: можно на 300 страницах развивать характер, разворачивать действие. Попробуй то же самое вложить в одну страницу. Также и модель. Она актриса, но должна создать образ в одном кадре. Раньше в большинстве случаев все это держалось на каких-то личных взаимоотношениях, никаких обязательств. Сейчас не только я сам с подбором моделей теряюсь, у многих фотографов не ладится. Коммерческие отношения не выработаны. В Херсоне я пока не вижу серьезных модельных агентств, потому что нет самого главного - спроса. В принципе, если есть коммерческий заказ, обратиться можно только в одно из них. Чему учат модельные агентства потенциальных моделей - непонятно. Там, где действительно нужен профессионализм, его нет. Большинство не хотят, например, показаться в смешном для себя ракурсе («Я так не хочу, я буду некрасивая!»). Но задача фотографа - воплощать авторскую задачу или рекламировать товар, а не саму модель. Поэтому, как и раньше, выручают личные знакомства.

- В последние годы о фотохудожнике Игоре Бойченко немного подзабыли...
- Действительно, я на несколько лет «выпал из обоймы». Почему? В 1995 году судьба свела меня с людьми, выпускавшими газету «Недвижимость города». Так я с головой ушел в новую для себя отрасль. Потом работал на полиграффабрике, четыре года был техническим редактором журнала «Город О.К». И сегодня моя основная деятельность связана с компьютерами - я работаю художником-графиком а полиграфической фирме «timex». За эти годы компьютерные технологии открыли мне новые возможности а фотографии.

- Но многие не признают вмешательство компьютера в фотографию.
- Фотография - первая в ряду технологических искусств, где результат напрямую связан с уровнем технологии. Фотография - это целая вселенная направлений: документальная, художественная, репортажная, техническая, бытовая, рекламная и так далее. В документальной или технической фотографии эти упреки могут иметь смысл, там никакое вмешательство не допустимо, изображение должно быть действительно объективным. В художественной или рекламной фотографии компьютер порой просто незаменим, он дает автору новую степень свободы. Раньше для получения, к примеру, некоторых эффектов необходимо было потратить несколько суток, извести массу материалов, а результат был виден только на последней стадии. И если что-то не ладилось, нужно было начинать все сначала. На компьютере эти эффекты можно получить в течение нескольких минут.

Сегодня цифровая фотография стремительно вытесняет традиционную. Когда-то и фотографию искусством не признавали. Но время расставило все на свои места. В середине 1990-х распечатки компьютерной графики на выставки не принимали. Затем вьщелился отдельный раздел: цифровое фото. А сейчас все серьезные салоны даже не отделяют цифровую фотографию от традиционной. Кстати, стараниями таких фотографов, как Олег Петренко, в Херсоне появился центр цифровой фотографии «Юпитер», где не только можно получить фотографический оттиск с цифровой камеры, но и напечатать любое изображение практически неограниченных размеров с использованием разнообразных материалов: пленки, холста, структурной бумаги. То есть каждый новый шаг в технологии приводит к новым возможностям. Главное - ты производишь некий продукт, в основе которого лежит фотография с дальнейшим преобразованием. В конце концов, важен результат, а не то, каким способом получено изображение.

- Сегодня фотография стала одним из тех направлений, в котором многие считают себя специалистами. Благо, «мыльницы» - общедоступны. Не приведет ли это к исчезновению профессии фотографа?
- Ну уж нет! Сама по себе фототехника - не больше чем инструмент. И чем она сложнее, тем больше требуется знаний, даже на этапе выбора инструмента. Что отличает снимки любителей? Огромная масса лишних деталей, нечеткость выделения смыслового центра, очень часто - потеря деталей в свете или тенях. А чего стоят «выросшие из головы» деревья! Это связано с особенностями нашего восприятия, с тем, что мы сосредотачиваемся на главном, абстрагируемся от ненужного. В каждый конкретный момент глаз адаптируется к условиям освещения этого фрагмента. Поэтому мы хорошо различаем лицо человека, стоящего на фоне окна, и само окно. На пленке, без применения специальных приемов, мы будем различать что-то одно - либо лицо, либо окно.

Профессионал знает, как правильно выставить свет, какие использовать материалы. Профессиональная фотография - очень ресурсоемкое и дорогое дело. Это и очень дорогая аппаратура, особенно оптика, весьма недешевая пленка. Плюс - надо знать, где и у кого печатать фотографии. К сожалению, это понимают не все. Многие покупают самую дешевую мыльницу, самую дешевую пленку, что-то сфотографировали, где-то отпечатали... «Сделайте нам красиво, у вас же есть компьютер!» Но также, как из плохих продуктов нельзя сварить вкусный борщ, из плохих фотографий невозможно сделать качественную рекламную продукцию. Другая крайность - люди покупают дорогой цифровой аппарат, не зная его особенностей, и гордятся: «У нас цифровая фотография!» И часто оказывается, что этот аппарат непригоден для работы в полиграфии. Профессионал, в общем, не обязан делать шедевры. Он обязан воспринять идеи клиента (порой весьма смутные) и грамотно их выразить. Он обязан прийти в нужное время, отработать нужный материал в нужном объеме, сдать работу в нужное время с требованиями, предъявляемыми заказчиком, изданием, полиграфической фирмой, интернет-сайтом и так далее.

- А в Херсоне есть спрос на рекламную фотографию?
- Качественная фотография в рекламе крайне важна. По большому счету, фотография составляет основу любой рекламы. Проблема в том, что далеко не всегда наш, херсонский, заказчик готов оплачивать серьезную съемку. Очень сильно стремление ограничиться какими-то полулюбительскими фотографиями, изображениями из клипартов, что в конечном итоге приводит к невыразительной, ничего не несущей в себе рекламе. Яркий пример - реклама наших такси, где изображены спортивные «феррари», «порше», а приезжает 10-летнейдавности «опель». Такой подход дискредитирует саму идею рекламного обращения, фотографии как носителя какой-то информации.

Но, в целом, ситуация, безусловно, меняется к лучшему: принятие закона об авторских и смежных правах затрудняет использование чужих фотографий, переводит взаимоотношения фотографа и клиента на принципиально новый уровень. И хотя в этом отношении больше вопросов, чем ответов, мы идем в правильном направлении. Радует и то, что существуют фирмы, где не ограничиваются стандартным набором клипартов, к созданию рекламной продукции подходят творчески: при любой возможности стремятся использовать художественную фотографию, привлекают для съемки фотохудожников. Директор типографии, где я работаю, зарабатывая деньги, не забывает и об искусстве, поддерживает творческие начинания. Он помог с выставкой Игорю Бережному, помогает и мне.

- И напоследок...
- ...Чем говорить о фотографии, лучше ее увидеть. Поэтому всех читателей газеты хочу пригласить на свою персональную выставку, которая с 10 июля в течение месяца будет проходить в художественном музее.

Лариса Жарких
«Гривна-СВ».- №27 (34).- 06.07.2002.- стр.6

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.