Но если ты из тех чудаков...
01.11.2005
Елена Шульц и Татьяна Кондакова
Он родился зрителем, никогда не уставал от зрелищ и не жалел ног в погоне за зрелищами. Он знал на ощупь аплодисменты, на вкус слова «браво» и «позор». Цену за новое зрелище он мог заплатить недостойную. А за новизну дешевого зрелища требовал цену по достоинству. Как? - Да просто не прощал. И пышное имя, и родинка в ямочке, и «мы старались» - ничто не убаюкивало этого разочарования. Наступала бессонница: он жил бурно, чувствовал сильно, а его мозг постоянно находился в состояний кипения.
Он родился зрителем, а значит, ты - родился для зрителя. Не он - для тебя, а ты - для него. Смирись с ведомой судьбой, это просто... Но если ты из тех чудаков, кто готов со зрителем спорить и драться, ради него терять и страдать, и за свою правду им рисковать - он отплатит тебе! За то, что ты не слушал его, за то, что ты слышал его. Как? - Будет уважать тебя. А такая овация - больше, чем любовь. Не понимаешь? - Чудак... Неужели вы все такие - глупые до гениальности, нелюбимые до вожделения, странные, смертные, и... наделенные каким-то пророческим пылом? Кто вас выдумал? - Наверняка, тоже какой-то Чудак.
Волк, всматривающийся в глаза начинающим телеведущим, в нашем интервью, похожем на интимный акт, раскрывает рецепты от глупости... Не носит масок, и поэтому имеет особое отношение к бесталанности... Избыток мастерства сравнивает с чрезмерным здоровьем... И не выходит из размера молодости... Поцелуй для него - как приз природы! Но это не самое изысканное его чудачество.
- Василий Григорьевич, в чем заключается Ваша телевизионная позиция?
- Вы знаете, я бы мог ответить на этот вопрос односложно и, как это называется, «правильно», если бы не искал эту позицию для себя. Сегодня я могу определенно назвать три критерия успешной работы коллектива - дисциплина, профессионализм, материальная и моральная заинтересованность. Школа первой и второй грани в нашем коллективе из 13 человек, считаю, хорошая. А что касается материальной заинтересованности...
- Что такое - экран, если не увеличительное стекло?
- Это отображение. Нас с вами, нашей жизни, всех существующих красок, но в гипертонах. Реальная жизнь - серее и беспорядочнее. Ощущение профессии... Что это - зрение, осязание, обоняние? Но тогда его легко развратить?
Честно? - Я не знаю, как я должен ощутить свою профессию. Как я должен ее пощупать, увидеть, услышать, понюхать?.. Разве что - через зрителя. Пожалуй, это единственный способ. Реакция человека по ту сторону экрана – мой компас.
- Что для Вас - пустота? Пустота дикторских глаз - это критерий?
- Я не стал бы понятие пустоты связывать с профессией. Жизненные утраты и потери очевиднее приносят это состояние, дополняя его чувством одиночества. А диктор должен светиться, его глаза должны быть наполнены. Телеведущий должен обладать особыми глазами - такими, которые дарят позитив.
- Не кажется Вам, что подыгрывать зрительской реакции - это чудовищно и отвратительно?
- Кажется. Мне кажется, этого не нужно делать. Нужно удерживать свою точку зрения, по крайней мере, стараться. Рамки государственного телевидения отпечатываются на творческом раздолье. И все-таки, мы ищем компромиссы, при этом отталкиваясь от себя, опираясь на интуицию, учитывая пожелания зрителя.
- Интервью - это интимный акт, и совершать его утром - все равно, что обнажаться на солнце. - Согласны?
- В какой-то мере...
- Так почему Ваши ведущие не смеют ни обнажить, ни обнажиться, ни показать личность с черного хода?
- С черного хода надо говорить про черное. А у нас идея программы несколько в другом: с утра хочется говорить не о проблемах, и не о скандалах, и не о темных углах. Нам хочется говорить про белое - его мало, вам тоже его не хватает.
- Талант лишает людей равенства. В своем коллективе Вы ощущаете своенравный характер таланта?
- Если человек не заносчив и идет в сторону развития - талант не выделит его из коллектива. Я уверен в этом. В моем коллективе десять молодых красивых женщин, и конечно, каждая из них считает себя лучшей. Но я пытаюсь как-то уравновешивать их самолюбие, чтобы оно не выходило за рамки здорового.
- У бесталанности есть привилегии?
- Да. Бездарность... - это и есть привилегия бесталанности. Есть люди, не могущие анализировать и искать, тем более признавать свои ошибки. При этом, они бесповоротно уверенны в себе. Я еще никогда не слышал, чтобы бездарный признал свого серость. А вы?
- Если сказать, что главная творческая проблема Вашей программы - это стереотипы мыслей и чувств, - Вы обидитесь?
- Обижаться может тот, кто ничего не делает. В нашей профессии трудно, а подчас невозможно что-то скрыть. И какие бы ни были причины, включая основную - элементарный дефицит времени для углубления в тему, результат - на лице, или на экране. У нас ежедневный прямой эфир, такая форма работы требует определенных условий. Но, это не причина останавливать прямое общение со зрителем - мы движемся, думаю, в правильном направлении.
- Что бывает от избытка мастерства?
- Мастерство - это как здоровье, его не может быть много.
- Позволяете себе «чудачество» в профессии?
- Профессия позволяет себе чудачества. Иногда она такое «отчудачит», что за голову берешься, живой эфир непредсказуем. Зрители потом долго нам вспоминают невольные «чудачества». Но это специфика работы.
- «Утро не стой ноги» - не хотите создать новую передачу?
- Я хочу и хотел бы сегодня все изменить, переломать, все, что наработано мною за 16 лет. Может, я нахожусь в таком периоде своей жизни - жаждущем перемен. А может, это осознание качества сегодняшнего времени: год, два - и надо что-то менять, обязательно! Если нет - загнивание, плесень... С какой бы ноги я сегодня не встал - я хочу ПЕРЕМЕН.
Журнал, «Новый фаворит», ноябрь,2005
Публікація першоджерела мовою оригіналу