Нужна ли нам классическая музыка?
22.06.2004
Случалось ли вам, дорогой читатель, искать среди бесчисленных радио и телепередач программу о классической музыке, трансляцию с конкурса скрипачей или виолончелистов, концерт какого-либо оркестра или оперный спектакль? Скорее всего, ваши поиски не увенчались успехом - увы, таких передач почти нет.
Вспоминаю один из визитов в Херсон делегации из Руанской консерватории в 1994 году. Тогда одна из наших школ, справедливо гордясь знаниями французского языка своих учащихся, пригласила французов на дружескую встречу. Было много теплых слов, угощений, были танцы и... музыка. Оглушительно громкая, с микрофонами и колонками - как водится у нас. Мужественно выдержав гостеприимство, деликатная мадемуазель Франсуаза Ивар, профессор и лауреат международного конкурса пианистов имени М. Лонг и Ж. Тибо, лишь печально посетовала: «Это поколение растет слепым и глухим».
Немногие из херсонцев помнят о существовании в Херсоне в 1950-х годах оперной студии, где силами профессионалов и любителей ставили отрывки из опер и оперетт зарубежных русских и украинских композиторов. А ведь это были не самые легкие годы в жизни страны, но, безусловно, духовно насыщенные. «Ну, классика, вокал - это для избранных, простые люди этого не поймут!» - скажет кто-то. И отправится отдыхать в кафе или ресторан, под бешено ревущую музыку, где нет никакой возможности не то что поговорить по душам, но и докричаться к рядом сидящему. А между тем, проходя каждый день мимо одного из скромных кафе в центре города, вижу полный аншлаг и знаю, что там «правит бал» Олег Голдаковский - скрипач с консерваторским образованием и певец, поющий, как говорят сейчас, «живьем». И простым людям это нравится!
Детское же чутье прекрасного безукоризненно. Для меня высшей оценкой моего исполнения являются оценки собственных детей - всегда честные и точные. Недавно мои воспитанники - участники Херсонского детского оперного театра - побывали в Керчи на VI Международном фестивале античного искусства «Боспорские Агоны». Где, кстати, стали дипломантами.
В один из дней, воспользовавшись непляжной погодой, коллектив дал благотворительный спектакль для детишек из Днепродзержинского детского дома. Видели бы вы, с каким восторгом эти обделенные судьбой дети следили за героями мюзикла «Дорога к солнцу», написанного по сказке Андерсена «Гадкий утенок». Как сопереживали Лене Кандыбе, поющей партию Утенка, Сереже Бачинскому (партия Петуха). Как подхлопывали и подтанцовывали дуэтам Тани Загнойко и Леры Кучеренко (Сороки) и Юли Будко и Оли Збаразской (Вороны).
Как старались хоть приблизиться к особо понравившимся актерам - Сереже Цюпко (Кот), Тане Стиценко (Император), Зине Лебедевой и Наташе Сорокиной (Молодая курица и Старая утка). Как, узнавая, подбегали во дворе детского сада, где жили рядом с нами, к Юле Масалитиной, Гордею Дьяченко и Ане Захарской. Впечатления у детей-зрителей и детей-актеров обоюдоположительные. И они, в конечном итоге, касаются актерского и певческого искусства. Думаю, ребенок, вкусивший счастье пения, никогда не забудет его - это психология, переплетенная с физиологией, возвышенное состояние души, к которому они будут тянуться всю жизнь.
Так нужна ли нам классическая музыка, оперный театр, скрипка и фортепиано? Или, не сопротивляясь, будем идти в набедренной повязке к бубну?
Татьяна СИВЦОВА,
художественный руководитель
детского оперного театра
"Гривна" 22-29.06.2004
Публікація першоджерела мовою оригіналу