on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...


Он сражался за Родину

Сергей Федорович Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Херсонской губернии. Его отец, Федор Петрович, и мать, Татьяна Васильевна, работали в поле и на огороде, управлялись со скотиной, вели хозяйство. Про Бондарчуков говорили, что они люди гордые, знающие себе цену. Вскоре семья переехала в Таганрог, где Сергей увлекся театром и кино. После окончания школы он заявил, что будет артистом, и отправился в Москву поступать в театральное училище. Провалив экзамены в Москве, поступил в Ростовское театральное училище, закончить которое не успел - началась война. С 1942 по 1946 год Бондарчук находился на военной службе. После Победы он продолжил учебу в Москве на курсе актерского факультета ВГИКа (мастерская Герасимова - Макаровой). Первой его работой в кино стала трагедийная роль подпольщика Валько, сыгранная в знаменитом фильме Герасимова «Молодая гвардия» (1948). Эта работа сразу же показала незаурядность дарования молодого актера, хотя именно кульминационные моменты роли пришлись на сцены, раскритикованные Сталиным и не вошедшие в прокатный вариант картины.

Во ВГИКе Сергей познакомился с Инной Макаровой, сыгравшей в «Молодой гвардии» Любовь Шевцову. Они поженились. 10 мая 1950 года в семье родилась дочь Наташа, которая стала впоследствии известной киноактрисой. Совместная работа в «Отелло» свела Бондарчука с актрисой Ириной Скобцевой, игравшей Дездемону. К новой жене Сергей Федорович уходил тяжело: переживал, метался. Инна Макарова много лет спустя говорила: «На самом деле я сама предложила ему развестись. Понимаете, у меня другой характер. Бондарчук мне мешал - с его проблемами, постоянными звонками куда-то. Я виню себя: думаю, не готова была к замужеству. Девочкой была. У нас разница в возрасте семь лет. На самом деле - века». В номерах газеты «Правда» от 31 декабря 1956 года и 1 января следующего был опубликован рассказ Шолохова «Судьба человека». Рассказ потряс всю страну. Прочитал его и Бондарчук: «Прочитал - и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше чем «творческим планом». Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни».

Фильм «Судьба человека» (1959) свидетельствовал о выдающемся режиссерском таланте Бондарчука. Режиссер, исполнитель главной роли Сергей Бондарчук и оператор Владимир Монахов сразу получили признание. Картина стала лучшей на проходившем в 1959 году 1-м Международном кинофестивале в Москве. Биограф режиссера А.Высторобец напишет: «Позднее Бондарчук скажет, что шолоховский рассказ «Судьба человека» сыграл в его жизни решающую роль, заставив «многое переосмыслить в жизни, в художественных пристрастиях». Тот высокий патриотизм, который авторы фильма вложили в свою картину, пришелся по душе миллионам советских людей. Фильм «Судьба человека» собрал на своих сеансах почти 40 миллионов зрителей, заняв 5-е место в прокате. Читатели журнала «Советский экран» назвали его лучшей работой 1959 года. Фильм взял главные призы на Московском (1959) и Минском (1960) кинофестивалях. А в 1960 году был удостоен высочайшей награды - Ленинской премии. Успех «Судьбы человека» предопределил дальнейшую судьбу Бондарчука: он безоговорочно был признан одним из самых талантливых деятелей советской творческой интеллигенции державного направления.

В 1959 году на советские экраны вышла американо-итальянская экранизация «Войны и мира», осуществленная режиссером Кингом Видором за три года до этого. Это было вполне добротное с художестве иной точки зрения двухсерийное кинополотно. Однако у фильма был один, весьма существенный недостаток, о котором все тот же А. Высторобец выразился вполне определенно: «Хотя в картине была показана Россия, русские люди, не было в ней русского духа». Именно это и предстояло отобразить советскому экранизатору выдающегося произведения мировой литературы. Отметим, что кандидатура Бондарчука в качестве режиссера будущего фильма была не единственной. Серьезную конкуренцию ему должны были составить два мэтра - Иван Пырьев и Михаил Ромм. Восемь лет жизни отдал мэтр этому грандиозному замыслу. В содружестве с драматургом Василием Соловьевым писался сценарий. Затем начались многолетние съемки. За это время в семье режиссера родились дочь Алена и сын Федор. Работа начиналась тяжело. Не выдержав властного характера Бондарчука, от него ушли второй режиссер, некоторые актеры и операторы. Сам Сергей Федорович едва не умер - в 1965-м у него на несколько минут остановилось сердце...

Много было проблем с поиском актеров. Юную Людмилу Савельеву на роль Наташи Ростовой Бондарчук нашел почти случайно после множества неудачных кинопроб с другими актрисами. Далеко не сразу утвердили на роль князя Андрея Болконского Вячеслава Тихонова. Очень долго Бондарчук искал актера на роль Пьера Безухова, и в конце концов сыграл ее сам. Фильм вышел на экраны в 1966-1967 годах и сразу стал мировой сенсацией. Он поражал масштабностью и количеством действующих лиц. Сцены Бородинского сражения, в съемках которых приняли участие 15 тысяч статистов, захватывали воображение подлинностью происходящего. Фильм Бондарчука завоевал весь мир и даже был удостоен премии «Оскар» как лучший иноязычный фильм 1968 года.

Следующим фильмом Бондарчука стало «Ватерлоо», который он снял в Италии. И опять это было произведение, четко ложившееся в контекст того времени - антивоенная лента, которая должна была стать своеобразным символом международного сотрудничества. В широкий прокат США этот фильм не вышел из-за своей антивоенной направленности. Именно после «Ватерлоо», когда слава Бондарчука как выдающегося режиссера окончательно утвердилась в мире, начался новый этап в его карьере - он стал совмещать творческую деятельность с руководящей. Бондарчук вступил в ряды КПСС (1970), был введен в секретариат Союза кинематографистов СССР (1971), стал руководителем Первого творческого объединения «Мосфильма». Именно там Бондарчук снял свою следующую работу - фильм «Они сражались за Родину». Хотя идея этой картины вызрела в нем не сразу. Все началось с того, что тогдашний министр обороны СССР Андрей Гречко загорелся идеей экранизировать к 30-летию Победы свои мемуары «Битва за Кавказ» и предложил это сделать именно Бондарчуку. Но тому эта идея не понравилась. В 1975 году страна готовилась отмечать 70-летие Михаила Шолохова, и Бондарчук решил взяться за постановку романа писателя «Они сражались за Родину». В этом фильме, как и в «Войне и мире», у Бондарчука на авансцену были вынесены две главные линии: антивоенная и патриотическая. Начав повествование с отступления советских войск, режиссер и здесь подает его как предвестие будущих побед.

В 1980 году мэтру было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В период горбачевской перестройки Бондарчук, как секретарь правления Союза кинематографистов СССР и представитель официального советского кино, оказался в опале. На пятом съезде Союза кинематографистов он был смещен с председательского поста. Съезд еще не начался, а уже грянул первый скандал: мандаты делегатов не получила целая группа влиятельных кинематографистов (664 человека), среди которых был и Сергей Бондарчук. Он с 1971 года был членом правления СК СССР и не пропустил ни одного съезда. Это было откровенное оскорбление и прямой намек на то, что время таких патриотов, как Сергей Бондарчук, в руководстве кинематографии подошло к концу. Собственно, он и до съезда догадывался по ряду примет, что грядет смещение не только его, но и соратников по правлению, однако не ожидал, что это будет сделано в столь оскорбительной форме. На съезде выступили сразу несколько «перестроечных» режиссеров с зубодробительной критикой. Больше всех старался Владимир Меньшов.

После отставки Сергей Бондарчук остался не у дел. Многие недавние коллеги перестали замечать его на службе, не звонили домой. Бондарчук же продолжал вынашивать идеи новых проектов, созвучных новому контексту времени. Он собирался снимать «Вишневый сад». Благополучие ему создавала семья, которая оберегала его. В 1990 году итальянский продюсер Энцо Рисполи согласился финансировать постановку «Тихого Дона» в 10 сериях. Бондарчук подписал контракт, по условиям которого он отказывался от всяких прав на картину. В 1993 году режиссер отснял все десять серий. В картине приняли участие более 1000 актеров из многих стран. Специально для съемок была построена целая станица с избами, куренями, майданами. Затем Бондарчук сделал черновой монтаж, но в его отсутствие фильм был перемонтирован под стандарт американского боевика. Два месяца ушло на восстановление разрушенного. По словам Ирины Скобцевой, здоровье мужа подкосила именно история с «Тихим Доном». У него открылись три кровоточащие язвы. Только в живописи Бондарчук находил себе утешение. Рисовал свои призы, курительные трубки, книжки, цветы.

В конце 1993 года Сергей Федорович домонтировал телеверсию. Следующий год прошел в мучительном ожидании обещанного финала. До проката своего фильма Бондарчук не дожил. Сгорел за два месяца. Все пережитые волнения вызвали у режиссера рак (недаром этот недуг называют болезнью переживаний). Днем 20 октября 1994 года прямо в больнице Бондарчук причастился и исповедался. А спустя два часа после этого великого режиссера не стало. Российские СМИ весьма скупо освещали эту смерть. Замечательный актер, режиссер, да и просто Человек. Лично я помню его по многим фильмам, но больше всего по картине "Неоконченная повесть» с Элиной Быстрицкой, ну и, естественно, «Война и мир» и «Судьба человека». Это такие фильмы, которые никого не могут оставить равнодушным...

Олег Грушко
"Наддніпрянська правда плюс".- №7(7).- 28.11.2013.- стр. 21

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.