on-line с 20.02.06

Арт-блог

03.11.2020, 10:46

Ноябрь-2020

Мне мил ноябрь - предшественник зимы, Хоть самодур и нравом переменчив, С дождём и снегом, властью ранней тьмы, При свете фонарей почти застенчив... Люблю туманы, хруст подстывших луж, Незрячесть к лицам, дом с горячим чаем Ноябрь суров и сентиментам чужд, Скуп на цвета... Но так порой отчаян! Вдруг впустит солнце. И оно, спеша, День рассветит, раскрасит, отогреет... Весна - и только. Вот тогда Душа Вся встрепенётся и ...зазеленеет Алла Мироненко

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новости региона

18.10.2021, 12:19

Приймаються заявки на 16-ий Всеукраїнський конкурс мультимедійних проектів «Врятувати від забуття»

15.10.2021, 09:06

У бібліотеці розпочав свою роботу інклюзивний креативний майданчик «Пізнай мене через творчість»

13.10.2021, 11:17

Як Херсон відзначатиме День захисників і захисниць України

> Туризм, отдых, развлечения > Туризм в Таврии > Первый турист Херсонщины

Первый турист Херсонщины

Падение железного занавеса на границах между востоком и западом привело к тому, что в дальнее зарубежье хлынули десятки и сотни тысяч наших сограждан, желающих посмотреть на загнивающий капитализм. Одновременно с развитием заграничного туризма приходил в упадок местный. Но сегодня речь не о плачевном положении этого вида активного отдыха, а о том как начинался туризм в Херсонской области. О его становлении рассказывает Алексей Петрович Балабай, которого можно назвать без преувеличения создателем и организатором херсонского туризма.

- Алексей Петрович, как все начиналось?
- В Херсоне я с 1950 года. Приехал строить город. Строил Херсонское мореходное училище, а затем учился в нем. После окончания ходил в море на пассажирских теплоходах. Потом поступил в Одесский институт инженеров морского транспорта, после окончания, которого получил распределение в херсонское ЦКБ по проектированию судов. В конструкторском бюро меня избрали председателем профкома на общественных началах. Собирать только взносы было скучно, и я стал собирать компании на природу. Но не так как это делается сегодня с десятками бутылок и мешками закуски. С рюкзаками мы исходили правый берег Днепра и Цюрупинские леса.

Ездили на экскурсии в Каховку и Асканию-Нова. В заповеднике роль гида исполнял местный научный сотрудник. Мы впервые увидели заповедную степь и экзотических животных, уникальный ботанический сад. Гостиница не в состоянии была вместить нас всех, и нам пришлось провести ночь на полу в школьном спортзале. Но мы, переполненные впечатлениями от посещения Аскании, на такие мелкие бытовые неурядицы попросту не обращали внимания. О своей поездке мы рассказали своим знакомым, и вскоре от желающих не было отбоя.

- А когда начался профессиональный туризм?
- В марте 1965. Меня тогда избрали председателем Облсовета по туризму и экскурсиям. И опять на общественных началах. Работали поначалу бесплатно. Правда, через три месяца нас узаконил и утвердил Республиканский Совет, но при этом поставили в известность, что дают только три ставки: председатель, бухгалтер и инструктор. Остальные деньги зарабатывайте сами. Одним словом, хозрасчет. В водолечебнице на втором этаже удалось выбить две комнаты. Три старых стола и пяток стульев с телефоном - вот и вся наша офисная обстановка. Первую прибыль получили с пешеходных городских экскурсий школьников.

- Как удалось выйти на союзный уровень?
- На совещании в Москве я обратился с предложением к своим коллегам включить в маршрут своих туристических поездов наш город. И Херсон вписался в маршрут «По городам-героям». Этот популярный маршрут существовал свыше 25 лет. У нас в городе для туристов мы организовали комплексное обслуживание: экскурсия по городу, обед и водная прогулка по Днепру. Не хватало экскурсоводов. Иногда приходит поезд, а гида нет.

Приходилось самому людей вести по маршруту. Мы организовали курсы в областном центре и Каховке. И вскоре у нас было 200 экскурсоводов. Учили их не только рассказывать историю, но и умению общаться с людьми. Людей на вокзале встречали с улыбками и цветами. Как-то ожидали поезд с колхозниками одной из прибалтийских республик. Перед его прибытием экскурсоводам специалист прочитал часовую лекцию о сельском хозяйстве прямо на перроне вокзала. Когда прибыл поезд, туристов повезли в один из колхозов, где провели им обзорную экскурсию. Потом они говорили, что история города это интересно, но и вояж в сельскую местность был интересен не менее.

- Курьезы случались?
- Бывало. Однажды грузинская делегация ни за что не захотела отпускать женщину - экскурсовода. Очень красивая была. Ну и горячие грузинские парни решили забрать ее с собой. Смех смехом, но до отхода поезда считанные минуты остаются, а представители братской республики не хотят ее из вагона отпускать. Пришлось пообещать, что мы им поезд с девчатами с ХБК пришлем.

- Почему возникла необходимость строительства туристических гостиниц?
- Кроме турпоездов, начали прибывать группы туристов, как на самолетах, так и на теплоходах. 120 арендованных мест в гостиницах не хватало. Взятый в аренду у речпорта дебаркадер проблемы не решал. И мы решили строить свои гостиницы. Взяли кредит в банке. Страшновато было, а вдруг не успеем отдать. Но, слава богу обошлось. Деньги банку вовремя вернули и гостиницы по 210 мест построили. Одну в Каховке и «Лилею» в Херсоне. С их пуском мы стали работать на популярном маршруте «По югу Украины».

- Разговор Шел об иногородних туристах. А что доставалось херсонцам?
- Своих мы не забывали! - смеется Алексей Петрович.
Для них работал круглогодичный поезд «Херсонец», который ездил по 17 маршрутам. Москва и Ленинград, Рига и Таллин, Самарканд и Бухара. Все города не перечислишь. Летом по маршруту Херсон - Киев курсировал теплоход „Всеволод Вишневский". Кроме него, для школьников по этому маршруту курсировало 2-3 теплохода на 90 мест. Мы арендовали на Черном море знаменитый пассажирский теплоход „Тарас Шевченко", который совершал круизы в приморские города Крыма и Кавказского побережья. Подчинив себе базу «Черномор» в Лазурном, мы начали осваивать Черноморское побережье. На выходные 10-16 автобусов с жителями области выезжали к морю. Кстати транспорт тоже был наш: автобаза «Турист», в подчинении которой находилось 70 единиц автотранспорта. К середине 1980 годов мы предоставляли объем услуг на пять с половиной миллионов рублей.

Автобусы ездили не только на юг, но и в Киев, Умань и Полтаву. Кстати, мы первыми в Союзе начали привязывать экскурсии к зрелищам во Дворцах Спорта Киева, Одессы, Днепропетровска и других городов, где выступали звезды советского и мирового балета на льду. Стоимость профсоюзной путевки в среднем составляла 30% от зарплаты и обходилась трудящемуся в 40 рублей.

- Что необходимо, чтобы Херсонщина стала популярной среди туристов?
- Работать надо! Конечно, восстановить полностью систему невозможно. Что-то безвозвратно потеряно, продано, разрушено. Сегодня, при низком жизненном уровне населения, не каждый может себе позволит поездку на море не то что в Киев. Но и с тем, что осталось, можно привлекать людей. Как-то бывший губернатор Юрий Кравченко упрекнул руководителей Голопристанского района в том, что деньги лежат у них под ногами, а они не желают их поднять. Ведь если разобраться, Черноморское и Азовское побережье не освоено. Можно сразу сказать, денег нет на это. А голова человеку зачем дана? Необходимо также понимание и поддержка со стороны местных властей.

Олег Грушко
«Херсонський вісник».- № 46.- 2003 р.

 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.