Пещерный «заповедник» для художников
Не секрет, что у многих Степановка ассоциируется, прежде всего, с известной лечебницей. Между тем, в самом ближайшем будущем местные живописные окрестности могут приобрести иную славу – первой коллективной мастерской художников в пещерах.
Первопроходцы “пещерного” движения – художники Александр Семенченко и Александр Рыхлицкий – начали осваивать заброшенные карьеры у села Степановки, где в конце 19-го – начале 20-го веков добывали камень. В результате добычи образовались катакомбы, состоящие из примерно 70 пещер. Пока ребята раскопали и обустроили три. Две из них служат и мастерской, и галереей, и жилым помещением. Третья – гостевая, которую взял под свою ответственность херсонский художник Вячеслав Машницкий, основатель галереи современного искусства. “Пещерники” рады всем – приезжай, живи, занимайся творчеством. Стань частью “мистецького заповедника”, как метко его назвал Машницкий. Там бывают гости – рисуют, лепят из глины, устраивают фотосессии, обмениваются идеями, заряжаются друг от друга. В общем, творят в дружном коллективе единомышленников. Время здесь как будто застыло. На часах, вывешенных в заповеднике, – всегда “Зараз”. Хотя это не значит, что ребята не смотрят в будущее. Планов у них – громадье. О них и о том, как все начиналось, – наш разговор с Александром Семенченко.
Куда конь, туда и я
– Саша, почему Степановка?
– Я это место давно присмотрел. Мы, а точнее, ряд общественных организации, и, в частности, “Рыцарский клуб”, председателем которого я являюсь, уже почти 10 лет занимаемся речкой Веревчиной. Хотя изначально членов клуба сплотила любовь к разного рода единоборствам. А потом мы узнали о создании в Украине “річкової мережі” и стали принимать активное участие в ее деятельности. Вот так и натолкнулись на необычное место в долине этой речки, которое когда-то было лесом. Потом его вырубили на дрова. Это ведь бросовые земли – отвалы карьеров. А в метрах 150 от нас – остатки фундамента старинного особняка середины или конца 19-го века. По словам краеведа Сергея Дяченко, там было поместье богатого землевладельца, имя которого неизвестно. После революции дом отдали под интернат для психически неполноценных детей. Во время войны всех, кто был в интернате, расстреляли немцы. Один человек хочет поставить на этом месте крест – в память о погибших. А мы хотели бы провести серьезное историческое исследование. Сергей Дяченко посоветовал нам обратиться в Степановскую больницу, в архивах которой, возможно, есть какая-то информация, планы, чертежи. Я сам в Интернете нашел перечень архивных документов, но пока руки не дошли ознакомиться с ними подробнее. Я бы сделал гипсовую модель этого поместья. Мне интересно все, что связано с этой землей. Здесь силами общественных организаций и неравнодушных жителей окрестных сел можно восстановить лес, разбить дендропарк. Такие отработанные участки нужно грамотно рекультивировать, восстановить плодородный слой. Рядом – лесничество, мы познакомились с лесником, он с энтузиазмом отнесся к нашему плану “облеснения” территории.
– А где вы берете посадочный материал?
– Ребята из клуба органического земледелия весной привезли нам саженцы, лесник тоже с этим помог. Этой осенью планируем не просто посадить деревья, а сделать из этого целую акцию – обозначить старт нашего проекта. Мы ведь уже не только вдвоем здесь живем, периодически появляются разные творческие люди – члены фотоклуба “Свежий взгляд”, художники, скульпторы.
– То есть, “заповедник” готов принимать гостей?
– Конечно. Ведь наша главная цель – создать творческую лабораторию под открытым небом, где могли бы проявить себя ландшафтные дизайнеры, дендрологи, художники. Да просто люди, которые до этого никогда в руках не держали ни комка глины, кисточки, ни фотоаппарата, а хотелось бы попробовать. Может, кому-то нужно на небо посмотреть, о жизни подумать, вырваться из городского “коматоза”. И таких принимаем. Лично нам с Сашей Рыхлицким нравится творить и жить в одном месте. В идеале мастерская должна быть и местом работы, и местом для жизни. Проснулся, например, в 3 часа ночи, вдохновение у тебя, ты можешь работать, а не бежать куда-то.
– И все же, что побудило вас уйти от привычного городского комфорта?
– У меня есть конь, Орлик. Я его купил 3 года назад, ему 8 месяцев было.
– А где его держали?
– Я тогда работал в Ботаническом саду, садовником. И он со мной. А потом поменялось руководство и мне настоятельно посоветовали убрать Орлика из сада. Я “убрался” вместе с ним. И отправились мы жить в пещеры. Я Орлику подготовил конюшню в котловане. Мы ее накрыли, поставили дверь. Температура ниже +5С никогда не опускалась. Лошади, они горячие, прекрасно своим телом отапливают небольшие помещения. Я сам в морозы сюда погреться приходил.
– А как Саша Рыхлицкий попал сюда?
– Приехал посмотреть. Понравилось. Сначала отдыхал: две недели спал, читал книги… А потом зашел в пещеру и влюбился в нее. Вернее, заполз туда – зайти в нее он смог, когда около 7 кубометров земли на своем горбу оттуда вынес. Помогала ему в этом лопата “Галя”. Почти три месяца они с “Галей” трудились каждый день. 100-150 раз туда-обратно с 2 ведрами. Когда Саша закончит копать, “Галя” займет свое место экспоната в галерее.
«Пещерный» быт
– Когда вы обустроили свою первую пещеру?
– В сентябре прошлого года. Два месяца расчищал, готовился к зимовке. Буржуйку поставил. Уже зимой понял, что сделал не так и как надо ошибки исправлять, чтобы не было сыро. В этом году сделаем окно и двери, но необычные – из веток. А вместо тройного стеклопакета – тройная пленка. Мы принципиально отказываемся от бетона, пены и прочих современных материалов. Только природные материалы, которые у нас под рукой (известняк, дерево, глина). Хотим еще сделать кузню. А также устроить велопарковку – тоже из дерева.
– Свет у вас есть?
– Электричество для минимального освещения, подзарядки мобильников и чтобы радио послушать добываем с помощью велодинамомашины, аккумулятора и светодиода. Крутим педали, проще говоря. Полчаса “езды” – и мобилка заряжена. В перспективе хотим, конечно, и ноутбуками пользоваться, и Интернет установить. Для этого нужен автомобильный аккумулятор и преобразователь напряжения.
– А как проблему с водой решаете?
– Мы договорились с одним фермером, у которого есть водопровод, что мы присматриваем за его садом, помогаем с огородом, косим траву (которая достается Орлику), а он дает нам воду. Взаимопомощь – сильная вещь. В будущем будем устраивать накопитель для воды – для сбора влаги во время дождя. Есть еще одна идея, которую хотелось бы проверить на практике. Говорят, что конные подразделения Александра Македонского в походах возили за собой крупные камни-окатыши. В пустыне раскладывали подстилку, рассыпали эти камни, и за утро благодаря разности температур собиралось от 2 до 5 литров росы-конденсата. Я хочу взять 200 кг щебня и попробовать провернуть этот же финт.
– Вы один зимовали? Не страшно было?
– Да и не скажешь, что один. Постоянно заходили люди погреться. Молодежь из Зеленовки, очень им катакомбы нравятся. Ребята из клуба органического земледелия. Лепили немножко, благо глина уже была. Я обжигал – пока в буржуйке. А в планах – построить печь для обжига. Я и сам учусь у Саши Рыхлицкого лепить. Он у нас знатный керамист.
– А вы чем занимаетесь в плане творчества?
– Я больше лэнд-арт люблю, делаю инсталляции на природе. Еще работая в Ботаническом саду, придумывал разные композиции, обыгрывая скульптуры с камнем, стеклом, растениями. А еще занимаюсь корнепластикой. Обычно корни упавших и выкорчеванных деревьев вывозятся на свалку. А ведь если приложить немножко усилий, можно такие композиции делать! Меньше мусора – больше красоты. Мы как бы дарим погибшему дереву вторую жизнь. Когда-то возле краеведческого музея росли 2 липы по полвека каждая, если не больше. Когда их спилили, Ботсаду удалось их выкупить. Из одной коряги я сделал композицию “Самолет маэстро”. Реально выглядел, как самолет, с импровизированным штурвалом. Детям очень нравился. А потом его, к сожалению, распилили на дрова.
– Ваш “заповедник” мог бы стать привлекательным туристическим объектом…
– Конечно. Сами катакомбы – интересное место. Мы свои пещеры “соединяем” насыпными дорожками. А вообще, с другой стороны многие пещеры образуют сеть, сообщаясь друг с другом и под землей, просто докопаться надо. Мы это с помощью “Google Планета Земля” увидели. Да еще друзья рассказали, что в детстве там лазили и попали в лабиринт, из которого еле выбрались. А потом вход туда завалили, скорее всего, именно от детей. Мы и этим хотим в будущем заняться вплотную.
– Собираетесь ли вы ставить мастерские на крепкую коммерческую основу?
– Изначально мы хотели вообще обойтись без денег. Кто-то захочет купить сувенир из глины – и ладно. Потом решили, что люди все равно будут спрашивать, чем помочь, и поставили ствол одной из “краеведческих” лип с вместительным дуплом – “Сбыча мечт” называется. Бросаешь туда сколько не жалко и четко формулируешь свое желание. При этом деньги давать необязательно. Можно Орлику сено привезти, например. Любая помощь годится, но опять же, без обязаловки. Главное – это желание что-то создавать вместе.
Фоторепортаж о “пещерном” арт-заповеднике можно будет увидеть на открытии выставки 22 ноября (ТРЦ “Фабрика”) в рамках фестиваля современного искусства “Terra Futura: “Внутренняя Украина”.
Юлия Манукян
http://vgoru.org/index.php/all-news/culture/item/7825-peshchernyj-zapovednik-dlya-khudozhnikov
Публікація першоджерела мовою оригіналу