on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Архітектура Херсона > Почему Богородицкая?

Почему Богородицкая?

Ещё лет двадцать назад Херсон отмечал свой день рождения 18 июня. В этот день в 1778 г. императрица Екатерина II подписала указ об основании города. К этой дате был привязан современный театральный фестиваль “Мельпомена Таврии“, который впервые провели в 1998 г. в 220-ю годовщину основания Херсона. В этот день средства массовой информации готовили материалы по истории города. И мы не будем изменять этой традиции, тем более, что появился еще один повод…

Улицам Херсона продолжают возвращать исторические наименования. Уже вернулись Греческая, Соборная, Потемкинская. Теперь и Краснофлотскую можно называть Богородицкой. Важно, что улицам не дают новые имена, а возвращают прежние, исторические. Да, конечно, 80 лет существования советских названий – тоже история, и период этот по сравнению с возрастом нашего города значителен, но все же основания для возвращения дореволюционных названий есть. Уж слишком произвольными выглядят названия советских времен, слишком пропагандистскими, слишком однотипными для разных регионов, и слишком далекими от истории не только города, но и конкретно этой самой улицы.

Возможно, старые названия были простоватыми и наивными. Осушил Волохин болото в западной части улицы Краснофлотской и высадил на его месте парк, народ и назвал улицу Волохинской, а до того называли ее “Болотной“; поставили памятник Потемкину в 1836 г. – вот вам и “Потемкинская“; “Соборной“ назвали улицу, где высится собор; Преображенской – где церковь Преображенская; 3-я Форштадтская – естественно третья по счету на форштадте (предместье) сразу за рынком, так же как 1-я и 2-я. Но, смысла в таких названиях было гораздо больше, чем в нынешних, они были честными, искренними, функциональными. А главная функция советских названий – пропаганда идеалов коммунизма, увековечивание политических деятелей и революционных событий – историей не оправдалась. Да и что такие названия могли рассказать об улице и о городе?

Название “Богородицкая“ для многих выглядит архаичным и на первый взгляд тоже отстраненным от истории города. Но это совсем не так. Появилось оно в свое время тоже совершенно естественно, ведь на ней находятся храм Рождества Богородицы (на углу с улицей Потемкинской). Ее называют ещё Греко-Софиевской. Первый известный документ, на котором указано название “Богородицкая“ – план Херсона 1855 г. А появилось оно, вероятно, после освящения храма в 1808 г. во имя Рождества Богородицы, когда завершилась ее перестройка в каменную. В XVIII в. эта церковь была выстроена из самана на деревянном каркасе. Служба велась греческими епископами на греческом языке. Тогда именовалась она Святой Софии, Премудрости Божией. Её основали братья Афанасий, Степан и Дмитрий Гунаропуло, переехавшие в Херсон с острова Хиос. Их потомок Михаил Афанасьевич в своих “Воспоминаниях“ пишет: “Из рассказов отца и документов видно, что они (Гунаропуло) происходили из духовного звания, что из них многие были епископами, архиереями и вообще в среде народонаселения той местности занимали первенствующее положение, что они владели поместьями и обладали значительным состоянием“.

Заложен храм был 16 июня 1780 г., а освящен 10 ноября того же года. То есть, выстроена церковь была всего лишь за 5 месяцев! В ней был помещен привезенный с Хиоса многоярусный резной иконостас, который сохранился до наших дней. Тогда церковь была не такой большой, как сейчас, её главным украшением был купол. Имя храма – Софии, очевидно, избрано не случайно. В то время вся территория Греции была частью Османской империи, греки мечтали о независимости и о том, чтобы Константинополь (Стамбул) вновь стал столицей Греции, а духовным центром страны – бывший патриарший православный собор, один из крупнейших и красивейших в мире – София Константинопольская. Идея возрождения Греции часто декларировалась в то время в Российской империи. Потемкин мечтал окончить войну в Константинополе и водрузить православный крест на Айя Софию, превращенную османами в мечеть. Известный поэт Василий Петров в оде “На взятие Очакова“, посвященной императрице Екатерине, увековечил эти мечты в строфах: “Ты в плесках внидешь в храм Софии“.

В 1780 г., недалеко от Царского Села, Екатерина повелела даже основать новый город с названием София, и заложить храм во имя Св. Софии. Церковь построили в 1782–1788 гг. по проекту архитектора Кваренги, и этот проект, кстати, послужил примером для нашего Екатерининского собора. В Древней Руси после принятия Христианства имя храма Софии Константинопольской также было популярным. Во имя Софии, Премудрости Божией были освящены соборы в трех важнейших княжеских столицах: в Киеве, Новгороде и Полоцке (построены в XI в.). Но для нас интересна не только привязка к Константинополю. Праздник Софии Премудрости Божией и Рождества Богородицы отмечается в один день – 21 сентября, а по старому стилю – 8 сентября. Поэтому, когда греческую церковь перестроили в каменную и она изменила название, для самого храма принципиально ничего не изменилось. Храмовый праздник отмечался в тот же день 8-го сентября, икона Софии, Премудрости Божией осталась на своем месте в иконостасе. Вот только служба в храме стала вестись на русском языке. Греков в Херсоне тогда почти не осталось – они выехали во вновь основанную Одессу.

Но день 8 сентября важен не только для этого храма. Херсон получил греческое название, символизирующее возвращение христианства в Причерноморье и стал первой ступенькой в продвижении Российской империи к Константинополю, первым шагом на пути возрождения независимости Греции. Более подходящего праздника, чем день Святой Софии и Рождества Богородицы для самой идеи и роли Херсона не найти. С тех пор до самой революции Херсон отмечал свой день рождения в праздник Рождества Богородицы. Иными словами, Рождествобогородичные храмы в Херсоне связаны еще и с днем рождения Херсона, как и само название улицы “Богородицкой“. Что же касается названия “Крас­нофлотская“, то впервые оно появляется в справочнике списке новых названий улиц г. Херсона за 1925 г., и с Великой Отечественной войной, как теперь думают, оно не связано. Первая же попытка переименования улицы Богородицкой была предпринята постановлением Херсонского Уездного исполкома от 17 декабря 1920 г. “Об увековечении памяти херсонских работников тт. Михайловича, Аносова, Креписа, Краснощекиной и Любарской“. Богородицкой улице дали тогда имя Доры Любарской. Но впоследствии это имя было передано соседней улице – Днепровскому переулку.

PS.
День города отмечают теперь не 18 июня а в сентябре, в третью субботу. Но это тоже символично. По счастливому совпадению, в 2013 г., в 235-летнюю годовщину, этот день выпадает на 21 сентября, на праздник Рождества Богородицы и Софии, Премудрости Божией. А значит, еще одна добрая традиция вернулась...

Сергей Дяченко
"Вгору".- №25(560).- 20.06.2013.- стр.8
vgoru.org/index.php/all-news/culture/item/2588-why-bogoroditskaya

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.