on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Релігії в Таврії > Подвижник Благочєстія

Подвижник Благочєстия

Из жития преподобного Варсонофия, исповедника Херсонского

Более тысячи лет назад наша земля просветилась светом Христова Евангелия. И до сих пор Благая Весть продолжает возвещаться в ней и вести ко спасению верных чад Божиих через Церковь Христову.
Православная Церковь издавна прославляет подвижников веры и благочестия, мучеников и исповедников веры Христовой... В XX веке просияли высоким подвигом мученичества и исповедничества новомученики и исповедники православные. Среди сонма новомучеников и исповедников, засвидетельствовавших своим житием и кончиною верность Православию в годы тяжких испытаний, предстательствует пред Престолом Божиим за мир преподобный Варсонофий.
Архимандрит Варсонофий (в миру Василий Григорьевич Юрченко) родился 15 августа 1880 года в деревне Лозоватке Елисаветградского уезда Херсонской губернии, (ныне Кировоградского района и области), в крестьянской семье. Родители его, отец Григорий и мать Татьяна, были верующими православными людьми, которые и детей своих воспитали богобоязненными, кроткими и душевными.
Начальное образование юный Василий получил в местной школе и поступил в церковно-учительскую школу. Затем получил направление в Г.Александрию, Херсонской губернии, на должность учителя начальной школы, где прослужил два года.

В 1907 году он поступил в Киево-Печерскую Лавру, где в течение восьми лет жил и одновременно учительствовал. Время, проведенное в Лавре, оставило глубокий, благодатный след в его сердце... Для продолжения образования послушник Василий поступает в 1915 году в Херсонскую Паетырско-Миссионерскую Семинарию. Будучи воспитанником первого класса, 24 марта 1916 г. (ест.) принял монашеский постриг с именем Варсонофий в честь святого Варсонофия, епископа Тверского. По окончании курса был оставлен при Семинарии и назначен игуменом Свято-Григорьевского Бизюкова монастыря. Это были годы тяжелого испытания для нашей страны, народа и Церкви. Произошла революция, которая принесла с собой разруху, опустошение, безбожие, голод и смерть. Не прошла она и мимо этого монастыря. Большевики потребовали солидную сумму денег с монастыря. Вся братия обители уже поставлена была к стенке, в ожидании расстрела, но деньги как-то нашлась и они избежали смерти.
В 1920 году обитель подверглась общей участи разграбления   и   репрессий, и монастырь закрыли. Отец Варсонофий, под покровом ночи, оставил обитель, но был арестован, сидел в ужасных условиях, в сырых помещениях, где, по его словам, ряса истлела от сырости, а насекомых было столько, что их приходилось сгребать как мусор. Позже о. Варсонофий был освобожден и получил назначение на должность приходского священника в село Высокие Буераки около Елисаветграда (Кировограда), где вскоре приобрел всеобщее уважение.

А в это время самочинные обновленцы при поддержке атеистического государства стали раздирать хитон Церкви, живоцерковники пытались опорочить священноначалие Православной Церкви, соблазнить православных христиан и привлечь их к себе. Этот раскол не принял преподобный Варсонофий, напротив, он проявил себя твердым стоятелем за истину Церкви и неустрашимым обличителем обновленчества.
В 1923 году он был назначен в г. Александрию миссионером по борьбе с обновленчеством во всем Александрийском округе. Началась самая оживленная деятельность преподобного Варсонофия.
В Александрии тогда не было ни одного православного храма. Явился о. Варсонофий в собор во время Литургии, отправляемой обновленцами, и стал незаметно сзади.
Высокого роста, с большой бородой, в монашеской одежде, с посохом и четками, привлекательный внешне, он не мог быть не замеченным, и по окончании богослужения был окружен верующими, к тому времени уже обеспокоенными нововведениями в Церкви. Но необходим был авторитетный голос Церкви. И какая была радость, когда все узнали о назначении о. Варсонофия в Александрийское благочиние. Он зачитал послания епископа Онуфрия против обновленчества. Было решено, как действовать, чтобы отобрать у обновленцев хотя бы один храм. Изучив обстановку в Александрии, о. Варсонофий вернулся в с. Высокие Буераки, там был арестован и заключен в Александрийскую тюрьму, где и пробыл с осени до начала Великого Поста. Однако связь с ним не прекращалась: прихожане ежедневно передавали по очереди передачи.
В 1924 году о. Варсонофий освобожден. К этому времени православная община добилась передачи ей одного из четырех обновленческих храмов. В храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и был назначен преподобный Варсонофий настоятелем и благочинным всего Александрийского округа. Все привлекало в служителе Божием, располагало к нему: необычайная приветливость, искренняя любовь, внимательное отношение к каждому, ласковое, кроткое и смиренное обращение, безупречная личная жизнь в воздержании. На богослужении он весь отдавался молитве...

Почти на каждой службе бывали люди из окрестностей. Многие приходили к о. Варсо-нофию на квартиру, спрашивая, что предпринять, чтобы и у них была правильная церковь. Каждое его богослужение сопровождалось простыми назидательными проповедями, в которых призывались люди к покаянию, выявлялась истина и разоблачалась ложь обновленчества. Верующих призывал не осуждать запутавшихся в обновленчестве братьев, но молиться о них... Религиозный подъем принял такие размеры, что власть не решалась предпринимать прямые меры. Было несколько арестов о. Варсонофия, открытый судебный процесс при громадном стечении народа, на котором преподобный Варсонофий мудро отвечал на вопросы следствия, что послужило к еще большему его прославлению. Дело ограничилось денежным штрафом. Судебный процесс был организован в связи с крещением младенца, совершенного якобы без предварительной регистрации гражданских властей, что жестоко каралось.
В 1926 году о.Варсофий назначен настоятелем в г. Первомайск Одесской епархии, где не было ни единой верной Православию церкви... Уже после первой службы весть о нем разнеслась по всему округу. Собор стал оживляться не по дням, а по часам. Приходили священники и миряне за советом, спрашивали, как перейти в Православие из обновленчества. Но церковное оживление было кратким.
На второй день Троицы о. Варсонофий бы арестован и отправлен в Харьков, там заключен в тюрьму, по истечении нескольких месяцев освобожден без права выезда из Харькова.

Преподобный Варсонофий прожил в Харькове пять лет - с 1926 г. по 1931 г. В 1927 году вышла декларация митрополита Сергия, многие верующие с настороженностью отнеслись к ней, и о. Варсонофию с еще большим усердием приходилось трудиться на ниве Христовой, чтобы сохранить стадо целым и невредимым... Вокруг него образовалась община не только из местных жителей, но и из мирян Донбасса, Кубани, Полтавы, Херсона, Одессы.. Прп. Варсонофия посещали монахи разогнанных монастырей, священники и миряне...
Однако ГПУ не дремало. 1-го января 1931 года был произведен повсеместно в одну ночь арест оставшихся на свободе епископов, духовенства и даже мирян, проявивших религиозную деятельность. Был арестован и прп. Варсонофий. Он подвергался разнообразным пыткам. Более всего практиковалось многосуточное лишение сна: батюшка пребывал в таком состоянии по пять, десять и более суток подряд, на ногах или сидя под наблюдением сменяющихся часовых. Мучили его дни и ночи, не давая заснуть, поднимали пинками, штыками. Лишали передач, избивали, держали в мучительных одиночках, в неимоверной тесноте, почти герметически закрытых в летнее время, набитых до отказа, камерах или в холоде. Лишали пищи, а потом сытно кормили и не давали пить, инсценировали расстрелы, и много других истязаний пришлось претерпеть о. Варсонофию.
Все эти страдания кончились тем, что прп. Варсонофий получил пять лет заключения в Темниковских лагерях, привезен был в концлагерь, расположенный в закрытой Саровской обители. Всего он провел в заточении десять лет, в лагерях: Темниковских, Алатырских и на Колыме.

Замечательно было его поведение в тюрьмах и лагерях. Он говорил, что тюрьма для него - духовная школа, и принимал заключение как возможность духовного совершенствования, без страха, с благодарностью Богу. По причине озлобления против духовенства о. Варсонофия помещали в камеры уголовников, рецидивистов. Истинно христианское поведение часто укрощало и этих зверей в человеческом облике. Некоторые так привязались к батюшке, что потом искали, как связаться с ним перепиской или иным способом. В камере он вел себя как священник и монах. Невзирая на шум, крик, ругань, табачный дым, он часами простаивал на молитве с четками, словно ничего не замечая. Передачами делился со всеми. Не опускаясь до той среды, в которой находился, ко и не презирая ее, заставлял смотреть на себя как на истинного служителя Божия. В лагерях прп, Варсонофий принципиально отказывался от работы в воскресные и праздничные дни и не давал изменять свой облик, только насильно, применив побои, его остригали и сбривали бороду.
Находясь в неимоверно тяжелых условиях, о. Варсонофий не унывал, все время посвящал молитве, находил друзей и многих утешал. Его одухотворенный, светлый вид, ласковое обращение всегда привлекали к нему, и создавался круг своих, верных, и все вместе друг другу помогали, перенося трудности лагерной жизни.
В первый срок лагерной жизни, будучи перегоняем из лагеря в лагерь, он едва не скончался от тифа. В Сарове за совершение молитвы и проповеди был избит до полусмерти и к моменту выхода из лагеря стал сгорбленным инвалидом, передвигаться мог только с костылями.

Вследствие инвалидности по ходатайству родственников ему удалось вернуться в Харьков. Внешне он изменился, но внутренне остался тем же. И принялся за дело, свойственное его званию: спасение душ человеческих. Гонение доходило до того, что служащим советских учреждений рискованно было заглянуть в церковь, где-либо публично перекреститься, в домах нельзя было держать иконы. Совершение треб было затруднено и не безопасно потому, что даже погребения отправлялись особым советским чином, с музыкой и красными флагами.
Не изменяя никогда внешнего вида священника, лишь после 1935 года, по причине крайнего преследования духовенства, прп. Варсонофий снимает священническое одеяние и приобретает вид старца в русской длинной рубахе под пояс. В таком образе он смог незамеченным посетить своих чад, как в прежних приходах, так и в других местах: на Кубани, Донбассе, Белоруссии, в Одессе... Цель посещений - совершение Божественной литургии, исповедь и причащение верных чад божиих.

В одной из таких поездок, в 1936 году в Одессе, прп. Варсонофий был арестован, посажен в тюрьму, лишен связей с внешним миром. По окончании следствия он, уже полный инвалид, был осужден НКВД на новый срок заключения на Колыму. Такие осуждения делались в расчете на невозможность возвращения.
I есколько месяцев поездки в арестантских вагонах I при 40-градусном морозе претерпел о. Варсонофий, по дороге к месту заключения. На Камчатке он сильно заболел, состояние было таким, что его сочли умершим и выбросили тело. Наутро нашли сидящим среди трупов.,. Сам о. Варсонофий рассказывал: когда его выбросили на кучу умерших, он был без сознания. Очнувшись, почувствовал тепло, Свет озарил ночное небо: явился Сам Христос, Который протянул ему руку и сказал: ~ Дерзай, ты мне еще нужен на земле для проповеди Евангелия.
Колыма - самое суровое место испытаний. Прп. Варсонофий, израненный, измученный, с честью пронес свой крест, уповая на милость Божию и на Покров Царицы Небесной. 8 течение своего священнослужения, в период гонений на Церковь, о. Варсонофий подвергался арестам до 25-ти раз. На допросах вел себя бесстрашно, с достоинством Божьего служителя. В 1941 году он был освобожден из заключения.
Залечивая раны, он пролежал два года в Магаданской лагерной больнице и два года в больнице бухты Находки {по 1945), откуда был перевезен в г. Пятихатки Днепропетровской области.

В 1945 году о. Варсонофий переехал в Харьков на амбулаторное лечение. Знавшие его харьковчане говорили, что батюшка внешне изменился, но внутренне остался тем же. С 1946 года о. Варсонофий проживал в г, Краматорске. Духовные чада, посещавшие его в то голодное время, говорили, что он еще не оправился от ран и выглядел очень болезненным. На ногах были незаживающие раны, ходил на костылях. Но он зажигал всех Божественным огнем, который постоянно в нем горел...
Определением епископа Херсонского и Одесского Никона от 2-го октября 1950 г. о. Варсонофий был назначен настоятелем Греко-Софиевской церкви г. Херсона. Всего год прослужил он здесь, а память о нем и ныне хранится а сердцах херсонцев. Как добрый пастырь, он душу свою полагал за чад Христовых. День и ночь молился батюшка за всех, кто обращался к нему с просьбой. Служа вместе с достойным пастырем Церкви протоиереем Димитрием Лозняковым, они приобрели множество почитателей... 9 ноября 1951 г. о. Варсонофий получает назначение  настоятелем Свято-Троицкой церкви с. Старой Збурьевки Голопристанского округа Херсонской области. И в этом храме прихожане горячо полюбили батюшку. Снова огненные проповеди - и переполненный храм. Все тот же грозный, обличительный, как морская волна, голос во время проповеди. Он видел всех прихожан насквозь, знал их грехи, немощи. Многих своих воспитанников посылал в Кие-во-Печерскую Лавру, которые впоследствии стали истинными монахами. Служа в этом храме, отец Варсонофий был возведен в сан архимандрита.

25 июня 1954 года архимандрит Варсонофий бил назначен на священническое место в Свято-Екатерининский Собор г. Херсона - последний храм в его жизни.
Главным для него было то, что заповеди Божий, святые каноны Церкви - непреложная истина, которая не должна искажаться. Ничто не могло заставить его нарушить установленные Церковью законы, отец Варсонофий был тверд и неумолим.
В последние дни жизни о. Варсонофий сильно болел. Он знал, что скоро Господь призовет его к Себе, и стал готовиться к смерти. После исповеди и причащения Святых Христовых Тайн прп. Варсонофий мирно отошел ко Господу 17 октября 1954 года, в день своего Ангела.
Отпевание прп. Варсонсфия совершалось в Св.-Екатерининском соборе благочинным протоиереем Борисом (Старком) и духовенством г. Херсона. Прибыли на погребение и те священники, которые были не довольны деятельностью батюшки, некоторые из них становились на колени перед гробом почившего и со слезами просили прощения. Какой-то внутренний подъем наполняя сердца присутствовавших, каждый хотел прикоснуться к руке батюшки и получить последнее благословение. Гроб окружали ученики батюшки, а также сестры закрытых обителей, которые были на попечении о. Варсонофия. После отпевания по монашескому чину гроб с телом прп. Варсонофия был обнесен вокруг храма духовенством города, и погребальная процессия через весь город направилась к городскому кладбищу. Вблизи храма Всех Святых тело преподобного Варсонофия било предано земле.

С момента    погребения    к могиле    о.    Варсонофия приходят  верующие,   совершаются панихиды и молитвы о упокоении души дорогого батюшки. Есть множество примеров чудесной помощи, молитвенного ходатайства пред Господом прп. Варсонофия за тех людей, которые, находясь в скорби или ужде, призывали его имя.
Много благодеяний Божиих получили и получают
верующие по молитвам и предстательству прп. Варсонофия, который явил пример верности Христу Богу и ревностного служения Его святой Церкви. Подвиг жизни великого угодника Божия вдохновляет верных чад Православной Церкви на самоотверженное служение Богу и людям. Молится преподобный Варсонофий за нас, грешных и недостойных, за весь мир, за тех христиан, которым, может быть, предстоит запечатлеть верность Христу мученичеством и исповедничеством , дабы сподобиться одной с ним блаженной участи и славить во Святой Троице славимого Бога - Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков! Аминь.

Православие слова.-серпень.-2008


 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.