Поэтесса Римма Казакова в Херсоне
Первая известная песня (на музыку Александры Пахмутовой) называлась «Ненаглядный мой», исполнила ее Майя Кристалинская. Большой блок был написан специально для Александра Серова: это - песни «Мадонна», «Ты меня любишь», «Музыка венчальная». В свой репертуар ее произведения включали Филипп Киркоров, Алексей Глызин, Ирина Аллегрова.
«Вживую» херсонцы увидели и услышали поэтессу в ноябре 1989 года, когда Римма Казакова приехала в наш город по приглашению областной организации книголюбов (автор этих строк в то время был её председателем на общественных началах). Состоялись её творческие встречи в Херсонском дворце судостроителей, Каховском районном дворце культуры и Белозерском доме культуры.
Римма Казакова читала стихи перестроечного периода «Неужели в самом деле», рассказывала о своих поездках в Индию, о круизе мира по реке Миссисипи (США). Ее поэзия заряжала присутствующих оптимизмом, сверкала блестками юмора, дарила хорошее настроение. С ней выступал композитор Борис Емельянов. Его песни «Снится мне деревня», «Сяду в скорый поезд», «Любовь прекрасна и грустна» и другие можно слышать и в настоящее время..
После каждой встречи с читателями Римма Фёдоровна раздавала автографы. Мне запомнилась надпись на одной из книжек, подаренных областному обществу книголюбов: «Пусть ваш край цветет, а ваши сердца любят и дарят любовь». Естественно, после выступлений поэтесса уезжала с букетами осенних цветов, подаренными благодарными слушателями.
Херсон произвёл на поэтессу неизгладимое впечатление. Об этом она сказала после экскурсии по городу, познакомившись с его основными достопримечательностями. Особенно её заинтересовали места, связанные с именами Александра Суворова, Фёдора Ушакова, Григория Потёмкина. Римма Фёдоровна побывала на судостроительном заводе и в морском порту. Полюбовалась Днепром возле памятника кораблю «Слава Екатерины», первому военному кораблю Черноморского флота, построенному в нашем городе.
Свою первую встречу с корабелами в ДКС Казакова начала с ответа на вопрос, как, когда и почему она начала писать свои песни: «О том, что мне надо писать песни, первым посоветовал Михаил Светлов. Я прочитала ему стихотворение «Парус», и он воскликнул: «Старуха! Так это же песня!» Потом эти слова положил на музыку Сергей Никитин.
Кто-то из присутствующих в зале поинтересовался, имеет ли она награды и премии, на что Римма Казакова ответила: «Два раза меня выдвигали на государственную премию, но почему-то дали другим. Думаете, я должна сердиться? Нет! Зато выхожу на улицу, и люди меня узнают, приветливо улыбаются. Прихожу в «свой» магазин, а продавщицы говорят: «Римма Федоровна, поступило масло, которое вы любите. Покупайте, а то потом не будет». Чертовски приятно, когда простые люди так к тебе относятся!»
На вопрос одного из журналистов, ради чего стоить жить, поэтесса ответила отрывком из своего стихотворения: «И мы дышим, поскольку нам дышится, и живем, потому что живем». И добавила: «Надо просто жить. Служить своему призванию. А слава, любовь... Они тебя найдут!.. Если ты этого стоишь».
На этом же вечере был задан вопрос, не боится ли она писать слишком откровенные стихи, почему все свои слабости, горести, искушения и грехи так доверяет бумаге. В ответ Римма Фёдоровна призналась, что однажды после публикации в журнале «Новый мир» ей позвонила Агния Барто и сказала: «Деточка, хорошие стихи, но как же можно так раздеваться перед таким количеством людей?». Её реакция была необычной - она посчитала это комплиментом и добавила:« И вообще обилие стихов совсем не значит, что я сто раз была в любовной связи с мужчинами. Лирика пишется, когда ничего еще не получилось. Или когда ничего уже не получилось».
Действительно, Римма Казакова не боялась писать о всех своих слабостях, искушениях и грехах. Даже, когда в 1958 году в Хабаровске вышла первая книга стихов ещё совсем юной Казаковой «Встретимся на Востоке», местная печать написала, что даже ранняя Анна Ахматова писала о любви целомудреннее.
И в дальнейшем во время общения (в машине или за ужином) поэтесса поражала своей откровенностью и прямолинейностью, не замалчивая свои ошибки и заблуждения: «Жизнь меня лупила и била, как хотела. Я же - некрасивая женщина. Я - дитя войны, мне не хватает каких-нибудь пяти сантиметров роста и не так сложена, чтобы свободно себя чувствовать. Мне всю жизнь приходится что-то менять, подкрашивать, приукрашивать. Но, с другой стороны, это приучило меня к порядку.... С немытой шеей или непричесанной головой я не могу оставаться даже наедине с собой. Чтобы меня любить, надо очень многое во мне видеть и находить».
Конечно, Римма Фёдоровна лукавила, ибо всем ведомо, что некрасивых женщин в природе просто не бывает. Наверное, она, действительно, себя недооценивала, словно нарочно не замечая собственных достоинств. Огромные выразительные глаза, правильные черты, высокие скулы. На фотографиях молодая Римма Казакова напоминает киноактрису Наталью Варлей.
Важно то, что при общении с людьми Казакова никогда не боялась быть открытой.
Лирика Казаковой, несомненно, отразила все эти трагические стороны её биографии. Её стихи пронизаны чуткостью к человеческим страданиям. На это повлияли и голодное военное детство, и опыт суровой жизни на Дальнем Востоке. Неслучайно, её творчество определено непрерывными поисками человеческой порядочности, интеллигентности и отказом от пафоса. Зачастую, это - философская лирика.
И всё-таки доминирует у неё любовная лирика, отличающаяся нежной, трогательной проникновенностью. Каждое слово поэта служит для выражения пережитого и выбирается с большим чувством ответственности. Поэтому стихи Риммы Казаковой - о реальной жизни, красивой любви, сложных отношениях между людьми.
И в дальнейшем при встречах с Риммой Фёдоровной уже в Москве меня всегда восхищала эта необычайно предельно открытая, мужественная женщина и талантливая поэтесса. Мне посчастливилось получить от неё три книги с дарственными надписями и несколько писем.
Среди поэтов конца прошлого и начала нынешнего века Римма Казакова занимает достойное место. Её стихи о любви очень личные и глубокие. Они во многом созвучны лирике Анны Ахматовой, Вероники Тушновой, Фазу Алиевой. И всё же Римма Фёдоровна неповторима в своей индивидуальности. Её непростая жизнь, личные неурядицы не сломили эту хрупкую женщину, не лишили её оптимизма.
Юрий Анисимов
«Херсонский весник».- №15 (1078).- 14.04.2011.- стр.17
Публікація першоджерела мовою оригіналу