on-line с 20.02.06

Арт-блог

03.11.2020, 10:46

Ноябрь-2020

Мне мил ноябрь - предшественник зимы, Хоть самодур и нравом переменчив, С дождём и снегом, властью ранней тьмы, При свете фонарей почти застенчив... Люблю туманы, хруст подстывших луж, Незрячесть к лицам, дом с горячим чаем Ноябрь суров и сентиментам чужд, Скуп на цвета... Но так порой отчаян! Вдруг впустит солнце. И оно, спеша, День рассветит, раскрасит, отогреет... Весна - и только. Вот тогда Душа Вся встрепенётся и ...зазеленеет Алла Мироненко

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Новости региона

23.06.2021, 12:09

До Херсона їде фотовиставка «Обличчя нових громад»

18.06.2021, 11:55

У Херсоні відбудеться концерт нового музичного проекту Святослава Вакарчука «Оранжерея»

15.06.2021, 15:39

У липні херсонці зможуть відвідати фестиваль театрів "Молоко"

> Темы > Кино > КИНО в интернет > Поиски родины в эпоху «фэнтези»


Поиски родины в эпоху «фэнтези»

19 советских фильмов показали в минувшую неделю по центральным каналам украинского телевидения: «Открытая книга», «Чапаев», «Золушка» и др. Неделей ранее - почти тридцать. Цифра довольно внушительная. Накануне Дня Независимости это привычная на самом деле программа телепередач приобретает неожиданный смысл.

Может ли идти речь о политическом заказе? Фильмы показывают разные, в первой декаде августа демонстрировали пафосные творения периода расцвета соцреализма вроде «Кубанских казаков», «Волги-волги». Это кто-то гурманствует на «Тонисе», поклонники культуры той же эпохи работают и на канале «Киевская Русь» (здесь показали «Садко», «Учителя», «Мичурина»). На «Интере» и Первом любят советские комедии и мюзиклы. СТБ и ICTV отдают дань аполитичным сказкам режиссера Роу. На НТН выбрали чудесный фильм Данелия «Не горюй» с молодым Бубой Кикабидзе в главной роли.

В таком подборе трудно обвинить некое тайное Политбюро, совет советских мудрецов, подпольное ЦК, которое вдруг решило действовать. Еще трудней обнаружить в этом замысел товарища Симоненко, которого многие считают буржуазным оппортунистом.

Шварценеггер - герой «Кубанских казаков»?

Это стихия. Нечто вроде ветра. Веяние. Общее, кстати, почти для всех стран СНГ.Советские фильмы показывают и в Прибалтике, и в Средней Азии. В России пошли намного дальше: восстанавливают балеты 30-х, а русские издательства выпускают советскую литературу: Беляева и Казанцева, Федина и Эренбурга - коммерчески выгодно.

Размышляя, неожиданно делаешь маленькое открытие: давно умерло слово «совок». Слово, обозначавшее однозначность отношения. Еще одну вещь легко заметить накануне 15-го Дня Независимости - все граждане Украины, у кого есть паспорт, - дети Страны Советов, родом из СССР.

Одно из неожиданных впечатлений от фильмов той эпохи: в тоталитарном обществе отсутствие политической свободы, похоже, восполнялось свободой личной жизни. Странно, правда? Например, в СССР легче было выйти замуж по любви, выбрать профессию по природной склонности, больше возможностей думать над вечными вопросами хотя бы потому, что карьерный и финансовый рост мало привлекали. Плюнуть на все и уехать в другой город, сменить профессию, отдавать все время некоему странному увлечению - была пара пустяков. Чем не замена сомнительной свободы критиковать правительство и ЦК? Может, еще один закон сохранения? Количество свободы неизменно, лишь перетекает из одной формы в другую.

Теперь для того чтобы быть свободным, нужен хороший бизнес-план. К сожалению, немногие умеют его составлять.

Это если говорить об обывателе. А что ж творческий человек? Конечно, режиссер, как правило, не касался горячих тем современности. Несвобода. Но это и создало специфику позднего советского кино. Кинематограф тонких интонаций, с акцентом на психологию, на философское осмысление жизни. Такое кино редко бывает коммерчески успешным. Вряд ли бы на Западе нашлись спонсоры на «Иваново детство», «Солярис», «Покаяние». То есть художник в какой-то мере тоже получал специфическую свободу.

Естественно, если количество свободы сохраняется, то и количество несвободы, лжи остается тем же. Условность, лживость заказных советских лубков всегда были притчей во языцех. Но не страдают ли подобной условностью всевозможные американские «екшны», ленты о героях-одиночках, украинские сериалы и т. д.? В этом контексте Шварценеггер - не герой ли «Кубанских казаков»?

Вряд ли кто садится у экрана усиленно размышлять о свободе и несвободе. Разве что фаны Савика Шустера, но, боюсь, они просто любят скандалы. ТВ смотрят ради удовольствия. Гениальный психолог Карл Юнг выдвинул гипотезу о коллективном бессознательном, об архетипе. Каждый период истории оставляет неизгладимый след непосредственно в человеческом механизме. Этот механизм тайной памяти определяет, что эмоционально «вкусно», что «невкусно». Какие интонации в культуре трогают, какие нет. Зов предков, зов сердца, дым отечества, который сладок и приятен.

Но почему же сладок? Видимо, 70 лет - вполне достаточный срок для того, чтобы подобный механизм заработал. Условность в конце концов становится жизнью, особенностью нервной системы, центром в мозгу. И, наверное, именно этим, а не особой популярностью марксизма-ленинизма, можно объяснить ренессанс советской культуры, неожиданный поворот к прошлому.

Странные игры демоса

И вот параллельный мир. Недавний всемирный форум украинцев завершился концертом украинских фольклорных коллективов со всех концов света. Неподдельная искренность исполнителей впечатляла: озаренные лица, улыбки, единодушный восторг. На огромных экранах показывали традиционную украинскую керамику, орнаменты, картины сельских умельцев в стиле «наив», мультяшных лошадок из наляпистой глазури, потешных мужичков, вышитые ромбики. Вроде бы, господи, что там те рисунки. Но люди преображались на глазах. Лет сто их предки мечтали о независимой Украине, которую они связывали и с орнаментами, и с ромбиками, и с лошадками. И срабатывает отнюдь не здравый смысл, а юнговский механизм. Безыскусные рисунки, глиняные горшки, танцы вызывают неподдельный, невыдуманный ажиотаж, эйфорию. Как деревянный идол, как фигурка бога в каких-то иных культурах. Странные игры демоса.

Все мы ранены прошлым. По Юнгу, это не идеология, а физиология. И относиться друг к другу мы должны, как к раненым. С должным терпением и состраданием.

Многие деятели культуры и политики, ныне здравствующие и преуспевающие, уверяют, что всю жизнь вплоть до 1991 года им приходилось притворяться. Но даже изучив обычную телепрограмму, которая составлена теми же украинскими гражданами, что называется, плоть от плоти страны, возникает законный вопрос: не приходится ли многим притворяться и теперь? Не является ли то, что происходит, удивительной, завораживающей, гипнотической игрой в Украину?

P.S. Странным образом исчезла из истории Украинская Советская Социалистическая Республика. Возможно, признай мы, что родина наша, к счастью ли, к сожалению ли, в этой стране, притворства было бы намного меньше. А независимости не убавилось бы, а прибавилось. Тем паче единства. Главное - жизнь стала бы проще и понятней. Эпоха князя Владимира или гетмана Хмельницкого, конечно, благодатная почва для фантазий и интерпретаций. Но сколько может длиться эпоха «фэнтези»?

Воронцов Сергей
Газета "2000", 25.08.2006

 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.