Постаменты-близнецы
Желание получить деньги за единожды сделанную работу дважды не ново. Ему столько же лет, сколько существует человечество.
В начале 1990-х годов местная газета «Наддніпрянська правда» под рубрикой «Осторожно: старый Херсон» опубликовала статью «Угроза творению Боффо». В ней высказывалось мнение, что даже при отсутствии на памятнике Потемкину его статуи, сам пьедестал является уникальной архитектурной и исторической ценностью.
Так ли это в действительности?
Любой памятник создаётся в соавторстве скульптора и архитектора. Первый воплощает свой замысел в объемном изображении героя с максимальным приближением достоверности его внешности. Второй, в соответствии с окружающим интерьером и размерами скульптуры, создаёт постамент.
Всё это было полностью соблюдено при создании в Одессе памятника Арману Эммануэлю дю Плесси Ришелье. Скульптор Иван Мартос изобразил его в тоге со свитком в руке, а итальянский архитектор Ж. Боффо создал необыкновенный, сочетающийся как со статуей, так и с окружающим городским ландшафтом, постамент.
Ещё до открытия памятника Ришелье, князь Воронцов писал министру внутренних дел России: «… я слышал от многих жителей соорудить памятник (в Херсоне – авт.) основателю Новороссийского края покойному светлейшему Князю Потемкину Таврическому, подобно тому, как воздвигается таковой в Одессе покойному герцогу де Ришелье».
Памятник в Херсоне соорудили. Но если Мартос изваял светлейшего оригинально и вдохновенно, стремясь к достоверной схожести и аллегоричности замысла (князь изображен в виде античного героя), то итальянский архитектор выполнил работу потребительски. Да и слово «работа» звучит здесь с натяжкой. Боффо из-за разницы в объеме статуй изменил пять-шесть линейных размеров на чертежах пьедестала Ришелье, причем довольно незначительно. Это видно, если сопоставить два постамента.
Архитектор памятника получает за свою работу определенный процент от стоимости скульптуры. Если учесть, что статуя Ришелье обошлась в 40 тысяч рублей, а Потемкина – в 170, то Боффо за дубль получил значительно большее вознаграждение. А если говорить о художественной или архитектурной значимости херсонского постамента Боффо, необходимо учесть: в искусстве ценность представляет оригинал, а не его копия. Даже если она сделана самим автором.
Р. S. Когда в конце 1980-х годов бетонный памятник основоположнику коммунизма, установленный на основании Боффо, серьёзно «заболел» и уже не подлежал реанимации, городские власти получили «добро» от Совета Министров УССР на его демонтаж. Высказывали мнение и о ликвидации самого пьедестала. Но постамент стоит и поныне.
Александр СКОРОХОД
«Гривна» №42 17.02.2002
http://www.grivna.ks.ua/postamenty_bliznetsy.htm