on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Історія культури і краєзнавство > Таврія XX століття > Профессор с мировой известностью в Херсоне ходил босым...

Профессор с мировой известностью в Херсоне ходил босым...

Светило науки мирового масштаба – профессор Александр Фан дер Флит некоторое время жил и работал в Херсоне. Пожалуй, здесь прошел самый тяжелый период в его жизни...
В 1963 году херсонское книжно-газетное издательство выпустило книгу Петра Сергеева «Когда открываются тайны». Биографическая справка к ней свидетельствует о том, что уроженец Херсонщины писатель Сергеев был непосредственным участником освещаемых в произведении событий, которые произошли в 1920 году в Херсоне. Тогда бывший военный комиссар и будущий советский писатель работал в Особом отделе ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия) по охране границ побережья Черного и Азовского морей. Кроме прочего, есть в этом произведении несколько эпизодов, связанных с профессором Фан дер Флитом.

История Фан дер Флита, описанная в «сергеевском» романе, вкратце такова. Автор представил его в качестве чудака-ученого, «мечтающего соорудить гидроэлектростанцию на Днепре и осветить Херсонщину. Однако царские министры упрямо отвергали проект профессора». Наивный старик (а ведь 10 ноября 1920 года Фан дер Флиту едва исполнилось 50 лет), поддавшись на уговоры врангелевского резидента, решается уйти вместе с ним на катере за границу. Только вот побег им не удается. А спустя некоторое время прибывший в Херсон председатель ВЧК и нарком путей сообщения Феликс Дзержинский рассказывал местным чекистам: «Ваш профессор Фан дер Флит великолепно уживается со столичными учеными. Он много поработал над составлением плана ГОЭЛРО (Государственная Электрификация России. – Прим. авт.). Доверяйте людям! И люди будут вам верить...»

Что ж, можно было бы и поверить, этим словам, если, конечно, знать точно, кто лжет – Дзержинский или Сергеев? Ведь на деле профессор Фан дер Флит никакого участия в разработке плана ГОЭЛРО не принимал. Да и не мог этого сделать лишь по той простой причине, что побег его из Херсона за границу, несмотря на все уверения бывшего чекиста Сергеева, всё-таки удался... Так что же произошло в действительности?
К началу революционных событий 1917 года профессор Александр Петрович Фан дер Флит был уже достаточно известной фигурой в ученых кругах России и зарубежья. Будучи еще студентом физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, он рассчитал и спроектировал яхту «Мечта», предназначенную для путешествия во льдах в составе полярной экспедиции исследователя Арктики Борисова. Впрочем, если быть точным, к тому времени это было уже не единственное судно, построенное по проекту Фан дер Флита. Немногим раньше на воду спустили специальное судно, предназначенное для охраны рыбных промыслов на Азовском море.

В 1902 году, в возрасте 32 лет, Александр Петрович стал преподавателем кораблестроительного отделения при Санкт-Петербургском политехническом институте. Спустя два года, после защиты диссертации, его утвердили в звании адъюнкта и назначили экстраординарным профессором, а затем и профессором института. К тому времени Фан дер Флит уже написал и издал серьезный 3-томный труд по теории корабля, и его имя стало достаточно известным в мировых научных кругах.

Параллельно с работой в институте Александр Петрович исполнял обязанности инженера-конструктора Главного управления Императорского Российского общества спасения на водах. Он же являлся владельцем и управляющим небольшой частной яхтенной верфью, где по его проектам строили спасательные боты, лодки, парусные и моторные яхты. Когда в конце первого десятилетия ХХ века в стране начался авиационный бум, профессор Фан дер Флит стал преподавать аэродинамику на воздухо-плавательных курсах при Политехническом институте. Эти курсы стали первой авиационной школой России.

Немного позже здесь же, при институте, было создано Конструкторское бюро авиационной испытательной станции Морского ведомства, и вновь Александр Петрович – в числе его устроителей и главных специалистов-консультантов. Без участия Фан дер Флита не обходился ни один из дореволюционных всероссийских воздухоплавательных съездов. За свой самоотверженный труд профессор удостоился «высочайшей благодарности» и получил чин действительного статского советника, который по табели о рангах соответствовал воинскому званию генерал-майора. С началом Первой мировой войны Александр Петрович отдавал все свои силы военной авиации. В качестве постоянного члена Технического комитета Управления военно-воздушного флота участвовал в консультациях по строительству и приемке самого крупного отечественного аэроплана конструктора Игоря Сикорского «Илья Муромец».

Фан дер Флит принимал участие в разработке проекта открытия на юге страны нового авиационно-испытательного учреждения. В июле 1916 года этот проект был высочайше утвержден, а в январе 1917-го в Херсон, где было решено его осуществить, прибыл для рекогносцировки (разведки) представитель военного ведомства полковник Веде. Вслед за его посещением городской голова Николай Иванович Блажков получил телеграмму от Великого Князя Александра Михайловича: «Ввиду необходимости открытия новой авиационной школы и постройки самолетного завода на выбранном участке прошу по выяснении вопроса в городской думе телеграфировать мне решение. Надеюсь, что город пойдет навстречу развитию наших авиационных сил, преобладающее значение которых окончательно выяснилось настоящей войной, победоносный конец которой зависит от обладания воздухом. Александр».

19 января состоялось заседание городской думы, на котором было принято решение «отвести просимый участок земли по 1200 рублей за десятину (всего выделено 500 десятин земли) в вечное владение». Февральские события и отречение императора от престола на решение вопроса существенно не повлияли, и весной того же года в Херсон приехал профессор Фан дер Флит.
Под устройство главного аэродрома городская управа выделила ровный участок степи за городским железнодорожным вокзалом (сейчас на этом месте возвышаются многоэтажки Таврического микрорайона). Канцелярия авиашколы расположилась в опустевшей после февральских событий Херсонской каторжной тюрьме (улица Перекопская, 10). Уже в мае 1917 года с нового Херсонского аэродрома в небо поднялся аэроплан «Мореан-Парасол», пилотируемый начальником аэродрома подполковником Вегинером.

Впрочем, надеждам, возлагаемым самодержавным правительством на многопрофильное аэро-учреждение в Херсоне, не суждено было сбыться. Грянула Октябрьская социалистическая революция, разрушившая прежнюю командно-управленческую структуру. Аэродром, оказавшийся не у дел, лишился финансово-технической поддержки. В феврале–марте 1918 года, перед началом германской оккупации, остававшиеся здесь аэропланы были уведены в Крым. В апреле 1918 года Главный Херсонский аэродром и уже несуществующая авиашкола были официально упразднены.

Профессор Фан дер Флит, уже примерно год не получавший жалование, остался без работы. Однако он не привык сидеть без дела. Стараниями учёного и с согласия властей Украинской Народной Республики в то тяжкое время в Херсоне был создан и открыт Политехнический институт, в котором уже в сентябре 1918 года начались занятия. По воспоминаниям дочери Александра Петровича, «...это был безмерно тяжелый период жизни. Копеечного жалованья отца не хватало даже на хлеб. Чтобы хоть как-то содержать семью, мама шила из старого тряпья кукол и торговала ими на херсонском базаре...» Сам же профессор – светило мирового масштаба, не имея средств на покупку обуви, ходил на лекции босым!

Политехнический институт, переживший самые тяжелые времена херсонской истории, просуществовал 2 года и был закрыт после установления в городе советской власти в 1920 году. И вновь Фан дер Флит остался не у дел. Глубокие знания и богатейший опыт профессора аэро-судостроителя в городе, где когда-то зародился и строился Черноморский флот, оказались не нужны.

Осенью 1920 года Александр Петрович решился бежать за границу. Непостижимым образом ему удалось усыпить бдительность чекистов, охранявших берега и водные просторы Черного моря. На небольшом парусном суденышке в ненастную штормовую ночь Фан дер Флит с семьей пустился в опасное плавание. Трое суток без сна и отдыха продолжалось его единоборство со стихией. Наконец изрядно потрепанное суденышко с измученными беглецами пришло в Констанцу. Однако на этом злоключения семьи не закончились. Румынские власти отказали Фан дер Флитам в высадке на берег. Пришлось продолжить путешествие к берегам Болгарии, где им разрешили высадиться.

Александр Петрович сумел связаться с коллегами из Пражского университета и незамедлительно получил приглашение. И вот после долгих мытарств, голода и унижений у Фан дер Флитов началась новая жизнь, так не похожая на послереволюционное существование в России. Долгое время Александр Петрович работал профессором в Чешском высшем техническом училище. Его знания и опыт были востребованы при создании и развитии чешской авиации. В тот период он издал целый ряд научных трудов по вопросам кораблестроения и авиации, по механике и математике. Кроме того, на чешский язык были переведены научные работы Александра Петровича по, казалось бы, далекой от его основной деятельности отрасли – лесоведению.

В 1938 году после Мюнхенского соглашения между лидерами Франции, Великобритании и гитлеровским правительством Германии судьба Чехословакии оказалась предрешена. В период фашистской оккупации, несмотря на то, что официально было подтверждено его «арийское» происхождение, Александр Петрович не пожелал служить «Великому Рейху». Сославшись на здоровье, он отказался от всех занимаемых постов и вышел на пенсию. Умер профессор Фан дер Флит в Праге 1 сентября 1941 года.

Александр Захаров
«Субботний Выпуск».- № 46 (522).- 11.11.2011.- стр. 17

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.