on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

19.04.2024, 15:15

Проєкт «Вишивана Херсонщина»

До Дня Вишиванки започаткований проєкт «Вишивана Херсонщина». Для ...
19.04.2024, 11:56

На Херсонщині понад 10 000 пам'яток історії та культури. У якому стані більшість з них зараз — невідомо — ОВА

  У якому стані наразі перебувають більшість пам'яток історії ...
19.04.2024, 11:45

"Не занурити в глибину навколишнього жаху, а подарувати посмішку", - херсонська художниця Яна Голуб'ятникова

  Наразі в роботах херсонської художниці Яни Голуб'ятникової не ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Реклама в Інтернеті - двигун торгівлі і... засіб обману


Реклама в Интернете - двигатель торговли и... средство обмана

Ну вот, теперь и я могу назвать себя этим модным обидным словом «лох»... Причём лох самый настоящий. Да-да, я - Александр Захаров, говорю это о себе, и всё потому, что совсем недавно «лоханулся» прямо-таки на ровном месте, поверив весьма красочной и многообещающей рекламе в Интернете

Теперь всё по порядку: живу в частном секторе с приусадебным участком, на котором уже давно растут ставшие привычными в нашем регионе экзоты: зизифус, хурма, инжир... Ныне же мне захотелось посадить для внуков ещё и «клубничное дерево» кудранию.

Интернет охотно поделился со мной информацией об этом растении и подробными видеороликами от счастливых его обладателей. Предложений для приобретения саженцев «клубничного дерева» в Интернете масса, предлагают и отечественные, и американские суперсорта, обещая 100-процентную приживаемость и высокую урожайность. Ну и, конечно, цены разные - есть «кусючие» и вполне приемлемые для кошелька украинского пенсионера. Я же соблазнился «специальной акцией на период карантина» и заказал комплект из трёх деревьев.

Заказ обработали подозрительно быстро, и уже на следующий день я получил красочную коробку с цветным «портретом» кудрании. Однако, только вскрыв упаковку, я понял, что за мои кровные 370 гривен меня просто-напросто «развели». Внутри, в горстке рыжего субстрата, мирно покоились три чахлых кустика... самой обыкновенной клубники, которые, по-видимому, засохли не менее чем за год до того, как отправились ко мне в посылке. Как оказалось впоследствии, интернет-шарлатаны обезопасили себя от всяких рекламаций со стороны обманутых покупателей: обратная связь с продавцами через Интернет отсутствует, телефон для связи голосом автоответчика советует перезвонить попозже, так как линия перегружена, и т. д...

Впрочем, благодаря этому интернет-кидалову я убедился, что совсем не одинок. Примерно лишь один из десяти моих знакомых, заказывавших различные саженцы через Интернет, не имел к поставщикам серьёзных претензий, остальные же оказались крайне разочарованы и, выбросив деньги на ветер, вряд ли поведутся теперь на многообещающую рекламу. Так что всё же лучше учиться на чужих ошибках, нежели ходить в звании «лоха», заплатив за это деньги.

Вот, правда, кто и когда учился на чужих ошибках? Может, потому и не переводится в мире «люд нечестной»? Причём, похоже, не только не переводится, но и прекрасно себя чувствует в наше «продвинутое» время, в век инновационных технологий, бессовестно пользуясь ими в личных корыстных целях, к тому же, совершенно безнаказанно, ибо спрятаться во всемирной компьютерной Сети специалисту-шарлатану проще простого.

То ли дело лет сто назад, когда нечестного торговца можно было без труда вычислить и официально, через полицию, призвать к ответу или, наконец, дождавшись обидчика за углом, собственноручно «начистить» тому его нахальное лицо. Последним способом весьма эффективно пользовались в прошлом херсонские обыватели (точнее, некоторые из них), быстро и решительно восстанавливавшие справедливость меж пронырой-продавцом и попавшим впросак покупателем.

Так, в местные газеты попал случай, когда обманутый покупатель, хвативший лишку «для храбрости», подстерёг у Клушинского моста (ныне улица Тракторная) нечестного продавца рыбы, спихнувшего ему гнилой товарец, и настучал ему по мордасам тухлой селёдкой. Но хотя справедливость практически восторжествовала, продавец не хотел сдаваться, и тривиальное мордобитие переросло в банальную драку, перевес в которой перешёл на сторону продавца, в финале откусившего истцу кусок его родного уха.

Драка на мосту собрала приличное количество зрителей, прибежал даже постовой городовой из соседней будки, который и положил конец нарушению спокойствия. Оба участника бойни за справедливость были задержаны и препровождены в камеру, а потом ещё предстали перед мировым судьёй. Но, самое главное, на суде отсутствовала основная улика обвинения нечестного продавца - тухлая рыба, которая в процессе драки на мосту где-то затерялась. Отсутствие доказательств перевернуло процесс с ног на голову, и бедный покупатель, дважды пострадавший от рук и зубов торговца, был наказан ещё и в третий раз, заплатив по решению суда 10 рублей в пользу рыбника.

Конечно, случай был весьма нетипичным, обычно мошенники-торговцы старались загодя «замести следы» после своих шарлатанских действий. В тех же старых херсонских газетах описан случай, когда мошенник-торговец, проживавший в одном из больших сёл Херсонщины, реализовывал большую партию испорченного товара. Некий покупатель попытался восстановить справедливость, но не кулаками, а увещеванием проходимца, однако, опять же, взаимопонимания с торгашом не нашёл. Тогда он решился раскрыть правду цивилизованно, через газету. Узнав о неприятной для его торгового бизнеса публикации в прессе, торговец нанял людей, которые скупили все экземпляры присланных в село газет, причём для верности ещё и газеты в близлежащих сёлах. Так что никто ничего не узнал, и весь испорченный товар разошёлся по покупателям.

Или вот ещё из прошлого, попавшего в местную прессу. Если до сих пор бытует мнение, что самым шулерским городом Северного Причерноморья была портовая Одесса, выясняется, что наш Херсон не слишком-то от неё отставал. Ну то, что на наших базарах торговки придавали апельсинам товарный вид, впрыскивая под кожицу недоспелого фрукта красный анилиновый краситель-фуксин, дрянь ужасную и ядовитую, известно из тех же газет уже давно. А вот то, что херсонский махинатор Яша Зильберман открыл в нашем городе настоящую фабрику по производству поддельного кофе «Здоровье», пожалуй, знают не многие. Причём хитрый Яша сумел так поставить дело, что умудрялся через подставных лиц успешно торговать своим фальсификатом в соседней Одессе, которая сама могла дать фору в этом вопросе любому.

Впрочем, это не нынешняя торговля фальшивками через Интернет. Яшу таки хлопнули, и он отделался крупным штрафом аж в целых 300 рублей, которые заплатил, продав очередную партию своего кофейного фальсификата. Есть в дореволюционной прессе немало примеров махинаций международного класса. Скажем, распространение лотерейных билетов Царства Польского с многообещающими выигрышами. Или продажа тестов для проверки умственных способностей.

По центру тестов-листовок, присланных за определённую плату на заказ, располагалось большое серое пятно, которого следовало касаться указательным пальцем правой руки в течение 5 минут. В сопроводительной инструкции было сказано: «Если после определённого срока на сером фоне появится фиолетовое пятно - с вашими умственными способностями всё в порядке. Если же пятно так и останется серым, нужно немедленно обратиться к врачу-психиатру». Интересно было бы знать статистику, во сколько раз увеличились очереди в кабинеты психиатров после прохождения этих тестов?

А вот вам, к примеру, пожалуй, самый непревзойдённый вариант классического развода, конечно, я говорю не о современных разводах при помощи Интернета, а о тех, из той ещё эпохи. В самом начале прошлого века по всей Европе прокатилась широкая рекламная волна, достигшая самых что ни на есть «медвежьих углов» Российской империи, а имя Анны Чиллаг стало известно всем каждому. Пользуясь не утихавшим во все времена вокруг дамских причёсок спросом, Анна придумала эффективный способ получения лёгких денег при помощи «изобретённой» ею помады для роста волос. Если верить общему мнению исследователей недавней истории, Анна Чиллаг (по некоторым сведением за этим именем скрывалась целая шайка успешных авантюристов) является первой изобретательницей безотказного рекламного «лохотрона».

Вот что гласила реклама в херсонской газете «Югъ»: «Я, Анна Чиллаг, приобрела свои гигантские волосы, как у Лорелеи (русалка, дева Рейна. - А. 3.), длиной в 185 сантиметров после 14-месячного употребления изобретённой лично мной помады. Последняя является единственным средством против выпадения волос, увеличивает рост их и способствует укреплению корней волос. Благодаря ей у мужчин вырастает полная и красивая борода. Эта же помада после кратковременного употребления придаёт волосам головы и бороде их естественный блеск и полноту и сохраняет их до глубокой старости от поседения».

Несмотря на то, что цена банки чудодейственной помады была весьма высокой - целых 3 рубля, желающих приобрести её оказалось немало. Разрекламированное местным «Югом» «изобретение» Анны Чиллаг можно было купить в Херсоне в «косметическом магазине Ю. и Р. Ивлевых», который размещался в доме Тарле на Суворовской улице, - там, где ныне высится громада злосчастного ТРЦ «Суворовский».

Вообще, если говорить об этой умелой мошеннице, то стоит отдать должное - она умела держать интригу. Изредка появлялись её исповеди о том, что в детстве несчастная Анна обладала редкими ломкими волосами и очень переживала по этому поводу. И вот однажды молитвы непорочной девушки были якобы услышаны свыше, и провидение открыло ей рецепт чудодейственного снадобья. Всего 14 месяцев понадобилось, чтобы волосы Анны стали такими, с какими она была изображена на рекламной гравюре. Мало того, якобы такими же «заросшими» стали все её ближайшие родственники, с кем она поделилась своим снадобьем. Религиозная подоплёка также сыграла на пользу Анне. Пожалуй, невозможно и представить количество простаков, попавшихся на удочку за целых 30 лет (!) её «трудовой» деятельности.

Причём целых три десятилетия почти все без исключения европейские СМИ (кроме уже советских) публиковали эту не претерпевшую изменений за столько лет рекламу. Она постоянно начиналась словами: «Я, Анна Чиллаг...».

Александр Захаров
Джерело: «Гривна-СВ».- №25 (969).- 18.06.2020.- стр.13

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.