Рубашку били как двойника своего владельца
Заслуженный мастер народного творчества Украины, доцент Дрогобычского педуниверситета Мирослава Кот открыла миру культуру бойкивской вышивки и более полувека исследует этот культурологический пласт. Чтобы разгадать, говорит, все, что закодовывали десятки поколений и тысячи наших бабушек в разных жизненных ситуациях и эпохах, нужно много времени. Существует некий невидимый космический инстинкт самозащиты нации. Когда в упадке её культура, рождаются люди, в судьбе которых записана программа ее сохранения. Это и создатели, и носители традиции, и хранители ее памятников, - сказал кто-то из известных украинских художников будто именно о ней, о Мирославе Петровне Кот.
Чтобы свои не были чужими
В спокойные времена, когда в Дрогобыч приходили переселенцы из ближнего села или далёкого Самбора, то их часто воспринимали как чужих, потому как - бойки. Дело не столько в местечковом эгоизме, сколько в том, что эта этническая группа, в отличие от гуцулов, слабо изучена, они и сами себя толком не знали. Моя бабушка, дрогобичанка, как разозлится на соседа, то говорила: нема бойка - бей рубашку. Я понимала ее злость на некоторые ментальные особенности нашей этнической группы, которая испокон веков проживает от севера Дрогобыча до юга Закарпатской долины, на востоке - от Ослов через город Леско, Старый Самбор, Трускавец, Бердянск, Долину, реку Лимницу до Свалявы и Перечина. И лишь теперь благодаря госпоже Мирославе поняла, что рубашка должна быть побита как двойник своего владельца. А вышитая несла в своих узорах символический код хозяина. Рубашки бойкини вышивали каждому индивидуально со своими о нем мыслями и чувствами.
Математик, педагог, известная в мире вышивальщица-лембойка, как сама себя называет Мирослава Кот (отец - из Бойковщины, а мать - из Лемковщины), своим глубинным исследованием бойковской вышивки и народных традиций, с ней связанных, внесла свою лепту в познание характера, традиций и жизни бойков. Она доказала, что узоры на бойковской вышиванке имели закодированные символы оберегов и служили двойником человека. Такие двойники знаменитостей сейчас находятся в музеях и являются большой ценностью. Моя бабушка говорила «бить» рубашку, жизнь била в действительности и по-настоящему их самих.
Сама Мирослава Кот после десятков лет работы над историей бойковского народного искусства говорит: «Я открыла миру бойков Дрогобычины», исходив в творческих и педагогических экспедициях и практиках свой край вдоль и поперек. Вспоминает, как одна из пятисот ее учениц спасла редкий вид вышиванки, которую старожил села Литеня приготовил себе на смерть. Бойки в лучший мир лишь бы что не брали ...
В разных регионах Украины изучала народные вышивки, чтобы сравнить и выделить специфичность вышивка своего края. Она стала как бы живой фольклорной копилкой своего края и почетным гражданином Дрогобыча. Именно на праздновании его 900-летия Мирослава Петровна со своими ученицами представила землякам 500 бойковских вышивок - больше всего было рубашек и обрядовых полотенец. В бедных хатах бойков иконы полотенцами не окутывали, потому что пришлось бы часто стирать их от копоти. Женщины колдовали над одеждой, над рубашкой, которая была для нее, мужа и детей оберегом в частых разлуках, жизни на заработках, в дорогах в поиске лучшей доли.
Мирослава Кот - учительница математики сельской школы, затем - преподаватель кафедры математического анализа и теории вероятностей Дрогобычского педуниверситета, еще и организовала здесь кафедру методики и истории народных художественных промыслов и стала первым ее руководителем. Воспитала 25 народных мастериц, дала ремесло в руки сотням выпускников вуза. Вместе с основной специальности учителя труда, языка или математики они благодаря Мирославе Петровне приобретали знания и навыки вышивания, других народных промыслов.
Вышивка - с давних икон
Сама Мирослава Петровна годами работала в фондохранилище музея «Дрогобиччина», «списывала» вышивку с давних икон - Дрогобыч в XVI веке славился школой иконописи, по отдельным стежкам раскрыла тайну такой редкой техники вышивания, как «широкий плетюг». По ее убеждению, вышивка - своеобразный код нации, выраженный нитью, техникой руки и иглы, цветом, душой человека и нации. «Надо века, чтобы досконально изучить то, что вплетали отдельные поколения в свои вышитые послания миру».
Именно в бойковской одежде сохранились архаические пласты его композиционного строя и методов украшения вышиванием. Поэтому, уверена Мирослава, не могут быть униженными люди, которые создали с помощью двух только цветов - красного и черного - едва ли не самую элегантную в Украине вышиванку с изысканными брыжами-складками на рукавах, вышитыми тонкими мережками и «зубчиками» -воротничками. «Смею утверждать, - добавляет, раздумывая, - и не только в Украине. Когда привезла свою вышивку в Канаду и США, то заказывали их не только украинцы».
Мирослава Петровна Кот из своих 80 лет жизни 60 «вышивала как одержимая с молитвой и радостью». Первый стежок - с установкой матери, первая вышивка - в подарок родной сестре.