on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Скороход Олександр Миколайович > З чого починався Херсон. Віртуальна екскурсія по Херсонській фортеці

 

С чего начинался Херсон. Виртуальная экскурсия по Херсонской крепости

3. Монетный двор 
Потемкин мечтал сделать Херсон южной столицей Российской империи, так сказать Южной Пальмирой. Мотивируя это решение тем, что регионы новоприобретенного края должны в полной мере быть обеспечены звонкой российской монетой, князь убедил Екатерину ІІ дать согласие на строительство в Херсоне Монетного двора с последующей чеканкой монет. Под его строительство со всеми вспомогательными постройками было отведено почетное место в комплексе административных сооружений крепости: фасад выходил на восточную часть Дворцовой площади, напротив Екатерининского собора.

Строительство Монетного двора велось в большом секрете. Даже рабочие не подозревали, какие крепостные службы будут там находиться. Хотя их, как профессионалов, порой удивляли увеличенная толщина стен и фундамента подвалов, доходившая до полутора аршин (1,2 метра). Особенно поражала лабиринтная система подвальных проходов, снабженная коваными дверями с многочисленными запорами. В комплекс двора входили: плавильное отделение; лаборатория, в которой должен был осуществляться приём, учёт и анализ качества металла; монетный зал, где были установлены прессы и штемпеля для чеканки монет различного достоинства. Не забыли строители пожелание светлейшего о медальной палате, которая состояла из двух отделений. В одном должны были изготавливать штемпеля для чеканки монет и медалей, а в другом – чеканить медали. Хотя Монетный двор был полностью оборудован и готов начать в любой день чеканить деньги, ни одна монета так и не выпала из-под его штемпелей.

Судьба архитектурного комплекса Монетного двора печальна. Вот что писал об этом А. Чирков в «Кратком историческом очерке города Херсона», опубликованном в 1864 году: «…В наше время, года два тому назад, стены бывшего Херсонского монетного двора проданы частному лицу за ничтожную сумму и взятый оттуда камень послужил материалом для постройки дома купца Иолосса, что на углу Потемкинской (сегодня – улица Карла Маркса. – Примеч. авт.) и Суворовской, против здания старой гимназии». Автор указывает дом, в котором находилась старейшая аптека юга Украины и где провел гимназические годы известный историк Е. В. Тарле. В конце 1970-х годов здание было снесено.

4. Литейный пушечный завод 
Этот завод в планировке крепости не предусматривался. Его строительство оказалось вынужденным. Дело в том, что после освобождения южных земель нашего края от турецкого владычества упразднялись небольшие и временные земляные крепости. Все их орудия – годные или с дефектами – свозили в самый крупный арсенал юга России, который был в Херсоне. В то же время спускаемые в Адмиралтействе корабли не всегда вовремя оснащали пушками, поставляемыми Брянским медеплавильным заводом. Идея использовать для последующей переплавки непригодные орудия, хранящиеся в херсонском Арсенале, возникла у князя Потемкина. Но его опередил секунд-майор Ассон Струговщиков. Хитрый и расчетливый московский купец І гильдии предложил светлейшему свой план литья пушек для флота.

Замысел купца-майора князь Потемкин разгадал. Тем не менее (время торопило) в апреле 1790 года он подписал с ним контракт. Суть его заключалась в том, что Струговщиков за свои средства строит завод и в течение трёх лет обязуется переплавить 100 тысяч пудов (1638 тонн) меди на орудия. По истечении срока завод переходил в собственность государства. Для компенсации расходов на строительство завода и получения прибыли купец поставил условие: казне возвращается 65,5% меди в виде орудий, остальная часть идет ему.

Завод построили внутри крепости (сегодня – окраина парка им. Ленинского комсомола, вблизи улицы Кременчугской). Об этом вице-адмирал Николай Мордвинов писал Екатерине ІІ: «…завод устроенный с великим искусством, заслуживает особое внимание. Механические силы расположены с великою простотою и хозяйством».

Основное производственное оборудование завода состояло из двух плавильных печей, размещенных в каменном корпусе. Пять машин для обточки и сверления орудийных стволов расположились в двух деревянных зданиях. Их размеры указаны в плане: соответственно 16х16 и 14х5,5 саженей (34х34 м и 30х12 м). Три токарных станка разместили рядом со «сверлилкой». Самым большим на заводе был корпус, в котором оббивали формовочную землю от орудийных форм: 39х3,5 саженей (73х6,5 м). Были ещё постройки под слесарную мастерскую, кузницу и другие подсобные помещения. Потемкин не жалел денег на обустройство завода.

Он закупил даже сверлильную машину иностранного производства. Только один её вес составлял 348 пудов (5707 кг). Отливал пушки приглашенный светлейшим иностранный литейный мастер И. Неймак. По отзывам морских артиллеристов, херсонские орудия превосходили брянские по скорострельности при малом нагреве стволов. За первые пять месяцев работы завода было отлито и подвергнуто испытаниям 88 пушек разного калибра. Позднее выпуск орудий возрос до 20-25 штук в месяц. До окончания срока контракта (сентябрь 1793 года) было изготовлено 431 орудие. Перейдя на казенное содержание, завод начал хиреть, постепенно теряя значение военного предприятия. В начале ХІХ века он уже производил обшивочные гвозди, мелкие судовые вещи, колокола для херсонских и николаевских храмов.

В июле 1834 года главный командир Черноморского флота вице-адмирал М. П. Лазарев предписал перевести завод в Николаев. Аргументировал он это тем, что в Херсоне «изготовление вещей производится не только с большой медлительностью, но и сами вещи по худому качеству и дурной отделке не годны к своему употреблению».

В конце октября 1834 года все оборудование, инструменты и материалы литейного завода были вывезены в Николаев на двух пароходах и нескольких баржах.

5. Крепостные ворота
Въехать и войти в крепость можно было через двое ворот, которые были почти диаметрально расположены друг к другу: с юга – Очаковские (около ККЗ «Юбилейный») и с севера – Московские, а по некоторым источникам Петербургские (ныне – улица 40 лет Октября, в районе государственного университета). В архитектурном решении ворота – близнецы. Предположительно, проектировал их известный московский архитектор Родион Казаков, который прибыл в Херсон в 1783 году.

По замыслу зодчего, ворота должны были стать не только фортификационным сооружением, но и украшением крепости. Для их строительства Казаков выбрал местный камень – известняк. Единственным требованием архитектора к каменотесам были – точность в размерах каждого камня и малая шероховатость их поверхностей. Безукоризненно отшлифованные, они были так точно пригнаны друг к другу, что создавали впечатление монолита. Казаков знал, что со временем известняк приобретает прочность бетона, а толщина стен ворот могла выдержать обстрел из любого калибра орудий того времени.

Триумфальный вид воротам придал архитектурный стиль раннего классицизма: трехосевая арка, строгий фронтон, украшенный волютами (завиток) и пилястрами, имитирующими прямоугольные колонны. Даже технологические пазы на фасаде, через которые проходили цепи, поднимающие мост, не портили внешнего вида ворот. Все в проекте и строительстве было очень тщательно продумано. Свидетельство тому и факт, что они сохранились почти в первозданном виде до наших дней.

6. Дворец Потемкина 
Несомненно, княжий дворец, с его помпезностью и архитектурной красотой, придал центру крепостного города своеобразную законченность ансамбля Дворцовой площади. Его первозданный вид можно и сегодня увидеть на картине художника Ф. Я. Алексеева «Вид Херсона» (экспонируется в Херсонском краеведческом музее), которую он написал с натуры. Дата строительства дворца лежит в границах 1792-1794 годов.

Дворец построен в стиле русского классицизма: четкая геометрическая композиция, минимальное количество декоративных украшений, ровные и гладкие стены как один из главных приемов архитектурной выразительности. Центральную часть дворца занимал большой зал, который в дневное время освещался фасадным полукруглым окном и боковыми, расположенными поперек сооружения на высоте третьего этажа. В боковых крыльях дворца размещались роскошные кабинеты, спальни, столовые. Венчал дворец на высоте почти 12 метров резной орел, под которым были установлены боевые часы, подаренные Потемкину Екатериной ІІ. А ей в своё время они были поднесены прусским королем Фридрихом.

Строили дворец казенные и вольные рабочие, военные и каторжники, мастера и ремесленники. Есть предположение, что дворец возведен по проекту И. Е. Старова, находившегося тогда при князе. Украшением дворца занимались каменотёсы Бектень и Лаллемань, живописцы Михаил Шибанов (бывший крепостной Потемкина) и Федор Данилов.

В ансамбль дворца входили хозяйственные постройки: продовольственные и промышленные склады, конюшни, каретные «гаражи», караульные помещения, ледовый и обычный погреба, дом для слуг и обслуживающего персонала.

Во дворце устраивали изысканные балы и банкеты, ставили театрализованные представления, проходили концерты украинских крепостных музыкантов и выписанных из Парижа французских танцовщиц.

Но здание было не только местом увеселений фаворита. Отсюда велось управление большим Новороссийским краем, равным по площади некоторым странам Западной Европы. После смерти князя все ценные вещи были вывезены, а дворец передан в собственность военного ведомства. Конюшни и вспомогательные строения переоборудовали под военный госпиталь. Непосредственно в здании дворца долгое время располагалась гауптвахта (главное караульное помещение), а позднее – военно-аптечный склад. В 1911 году во дворце Потемкина разместился офицерский клуб. Чуть позже здание дворца было перепланировано и оборудовано под военно-фельдшерскую школу.

Время и безразличное отношение городских властей к памятнику истории сделали своё разрушительное действие. В 1928 году херсонский краевед Сергей Сильванский писал: «Разрушение происходит на глазах. Ещё так недавно стоял дворец Потемкина. От дворца осталась лишь груда камней…».

7. Арсенал
В 1971 году при ремонте арсенала была найдена медная закладная доска с надписью: «Оружейная в Херсоне Палата Заложена лета Господня 1784, августа в 8 день. Екатерина ІІ Основательница Града Августейшая Благочестивая Благоденствующая Великих Россов обладательница. Григорий Александрович Потемкин, Князь Священной Римской Империи, Губернии Наместник».

Арсенал строился под руководством инженера Ивана Струговщикова по проекту архитектора (воинское звание – капитан) Викентия Андреановича Ванрезанта. Возводили монументальное сооружение в течение четырёх лет (1784-1788 гг.). Самое крупное крепостное сооружение отвели под хранилище артиллерии, оружия и боеприпасов для армии, дислоцированной в Новороссийском крае. По окончании строительства арсенала его подвалы и помещения были заполнены 600 орудиями, более чем двумя тысячами мушкетов и ружей, фальконетами, «единорогами» (разновидности артиллерийских орудий), тысячами единиц личного холодного оружия, сотнями бочек с порохом, ядрами, брандскугелями (зажигательный снаряд) и прочими артиллерийскими принадлежностями. Все это было свезено из упраздненной крепости Святой Елизаветы и прочих земляных крепостей. Трофейное (в основном турецкое) оружие хранилось в особой палате.

В архитектурном выражении арсенал поражал зрителя своей монументальностью и объёмом: два огромных четырехколонных портика выходили на красную линию Дворцовой площади и объединялись уходящим в глубину квартала полукруглым одноэтажным корпусом. Зрительное пространство площади расширялось за счёт сочетания объёмов арсенала и Монетного двора. По стилю арсенал был согласован в общей картине ансамбля с Екатерининским собором.

В 1802 году арсенал сильно пострадал от землетрясения: дугообразные галереи были почти разрушены. Через десять лет арсенал был перестроен по проекту губернского архитектора И. В. Ярославского. При этом на оборотной стороне закладной доски арсенала была сделана дополнительная запись: «Перестройка 1812 Была». В дальнейшем, когда крепость была упразднена, появилась третья надпись (1884 г.) на той же закладной доске: «Здания бывшего арсенала приспособлены для помещения Херсонского Арестантского Исправительного № 2 Отделения в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра ІІІ, при Губернаторе Тайном Советнике Александре Семеновиче Эрдели, Архитекторами Бароном фон Штемпелем и Корфом и инженером Залеским и заняты арестантами в октябре 1884 г.». Тогда же при арестантском отделении была построена Покровская домовая церковь.

В 1923 году и позднее в здании арсенала находился «Херсонский уездный дом принудительных общественных работ» (ДОПР). Ныне здесь размещен следственный изолятор № 28 и Комитет по телерадиовещанию (улица Перекопская, 10).

8. Пороховые погреба 
На территории крепости их было пять. Проектировщики расположили их по периметру цитадели таким образом, чтобы ни один метр укреплений не остался вне радиуса обслуживания боеприпасами не только артиллерии, но и стрелков пехоты.

Безопасность хранения взрывчатых веществ и их предметов военные инженеры решили следующим образом. Рабочие рыли прямоугольный котлован (20 на 6 метров). Затем поперечно длине погреба делали несколько углубленных складских помещений. Сводом служила толщина земли в пределах от полутора метров.

Именно в этих ответвлениях хранились бочки с порохом, бутыли с горючей смесью, составные части взрывчатых веществ, заряженные ядра и тому подобное. Продуманная система вентиляции обеспечивала сухость хранящегося, а расчетная толщина надземного перекрытия даже в случае прямого попадания фугаса гарантировала сохранность боезапаса погреба. В целях безопасности от диверсионных акций погреба были окружены высокими каменными заборами и велась круглосуточная охрана.

9. Крепостной колодец 
26 мая 1786 года главный строитель крепости полковник Николай Корсаков докладывал князю Потемкину: «…при одном из двух выкопанных в прошлом году колодцев для подъёма воды поставлена машина… Для закрытия от воздушных непогод машины при колодце сделан домик, вода сего колодца своею добротою не уступает даже и тем самым, что в Тавриде находятся, и довольствуются оною все жители крепости, рабочие и стоящие в лагере два полка». Машина подъема воды работала следующим образом: «…две лошади вертят колесо, на коем укреплено с лишком шестьдесят бадей. Каждая из них, поднявшись вверх, выливает зачерпнутую ею воду в большое корыто, и она из него течёт по желобам куда нужно (в бетонный бассейн. – Примеч. авт.).

Бадьи эти, для прочности, мажут смолою, от которой, в жар – сильный дегтярный дух, но утром и вечером вода чиста, и люди могут употреблять её».

Колодец сохранился до наших дней и является своеобразным архитектурным памятником. Несмотря на то, что за два века его засыпали на две трети – его глубина в 25 метров впечатляет. Первоначальную глубину до «зеркала» воды (70 метров) можно только мысленно представить, поражаясь при этом мастерству и огромному труду людей, построивших его.

10. Кордегардия
Херсонская крепость была прежде всего военным объектом, требующим круглосуточной охраны. Особое внимание уделялось крепостным воротам. Именно здесь были расположены две кордегардии (караульное помещение с площадкой для построения караула), а также небольшие плацы (площадки), где производился развод караулов. При кордегардиях постоянно дежурили бригады рабочих, в функции которых входило по команде офицера производить открытие и закрытие крепостных ворот, а также осуществлять подъем или спуск моста через ров крепости.

Р. S. При подборе материала и иллюстраций были использованы книги «Улицами старого Херсона», «Екатерининский собор в Херсоне», архив «Гривны», реконструкция крепости архитектора Дмитрия Попенко. 

Александр Скороход

Джерело інформації: "Гривна".- № 25 (441).- 19.06.2003.- стр. 24-25
 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.