on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

С днем рождения, театр!


12.10.2006

«Сегодня мы празднуем 70-летие театра, если вести отсчет от 1936 года, когда Советской властью был подписан указ о создании в Херсоне театральной труппы с постоянным помещением. Тогда же, в октябре 1936 года, состоялась премьера спектакля «Победители» Н. Власова. Но на самом деле история нашего театра начинается с 1883 года. Театральный Херсон родился именно тогда. Это у нас работали Ю. Шумский и В.Мейерхольд, у нас начинали свою деятельность Карпенко-Карый и Оксана Петрусенко. История нашего театра гораздо продолжительнее», - говорит заведующая литературной частью Херсонского областного академического украинского музыкально-драматического театра имени Н. Кулиша Любовь Калюжная. Наш рассказ не столько о театре, сколько о его ветеранах. О людях, чья жизнь посвящена театру.

С чего начинается театр.
С вешалки, ответите вы. А с чего начинается актер? С костюма и грима. Так считает мужской костюмер театра Надежда Николаевна Кострицина. Постирать, погладить костюм, нарядить актера, а потом стоять за кулисами с иголкой и ниткой на всякий случай - это ее постоянная забота. Актеры для нее как дети, она знает их характеры, привычки. И к каждому старается найти подход, свой ключик. Ну, а если это не удается, на все капризы припасен один ответ: «Играть надо лучше». Что на это возразить, если, во-первых, нет предела совершенству, а во-вторых - замечание делает человек, проработавший в театре без малого 40 лет? «Таких костюмеров даже в Москве нет» - сказал Юрий Яковлев, наблюдая за ее работой. Он же хотел забрать ее с собой, но своему театру Надежда Николаевна не изменила. «Театр люблю давно, с малых лет, прикипела к нему душой. Порой бывает трудно, но дома сидеть все равно не хочу», - говорит Надежда Николаевна. Дни рождения у нее и у театра почти совпадают. Поздравляем!

Свет и тень.
Не представляет жизни без театра художник по свету Леонид Ефимович Шолош.
В театре он с 1965 года. Творческое сотрудничество с режиссером, световое оформление спектакля по его замыслу - вот чем занимает светохудожник свое рабочее время. Под волшебством его рук рождается световая партитура, происходит смена дня и ночи, таинство оживления неодушевленных предметов на сцене. Именно от него зависит, в каком свете предстанет актер перед зрителем, ведь на каждый шаг актера нужен свой свет. Актеры это помнят, и стараются отношения с Шолошом не портить. Спектакль заканчивается, зрители расходятся по домам, а Леонид Ефимович еще несколько часов находится под впечатлением от работы, и с ним приходит домой.

Профессия для души.
«Душа просит чего-то высокого и романтичного, и это не простые слова. На сцене живешь другой жизнью, в этой профессии не так быстро сказывается возраст. Люди сейчас стали больше ходить в театр, потому что соскучились по живому общению, по живой душе», - говорит Светлана Петровна Козаченко. Вообще, в театре, по ее мнению, самое важное - труд, везенье, и большое самопожертвование. А еще - театр обязательно надо любить. В театре она с 1979 года. Играла украинскую, русскую и
мировую классику. И при случае может заменить любую актрису.

Есть ли душа у театра.
Конечно, есть, утверждают актеры. Душа херсонского театра - Григорий Иванович Кулик народный артист Украины, философ и поэт. И душа эта в театре уже более 30 лет. Недавно вышел в свет сборник его стихов «Что помню». Вот одно из стихотворений:

Осенний лес с тоской лесной,
С тоской осенней и тревогой.
Упавших листьев хрупкий слой
Пришедшему целует ноги.
Осенний лес, как монастырь.
Где можно молча помолиться.
Пал на колени, став простым,
Целуя павшим листьям лица.
И чувствам веря, и уму,
Ты, окунувшись в жизни сложность,
Уж не посмеешь никому
Ответить подлостью на подлость.

Вот такие, полные философского смысла стихи. «Самое главное в театре - чувство сострадания, без него нечего браться за любое дело», - уверен Григорий Иванович. За долгие годы в театре им сыграно великое множество ролей, одна из любимых - Лавро из «Коммуны в степи» Н. Кулиша.

Сценография.
По воспоминаниям главного художника театра, заслуженного художника Украины Виктора Григорьевича Балаша, вся обстановка в доме его деда была чем-то похожа на декорации к романтической сказке: дирижабли и самолеты под потолком, макеты парусников на стенах, и все это двигалось, играло. Могло ли все это уйти бесследно? Конечно, нет. Декорации к детским сказкам и взрослым спектаклям Виктор Григорьевич начал создавать по окончанию Московского художественного училища. «Не представляю себя вне театра, это мое. Судьба моя сложилась очень удачно. С 1959 года я в херсонском театре. За это время оформил более пятисот спектаклей и концертных программ».

Тепло вспоминает художник режиссеров театра, с которыми он создал свои наилучшие спектакли, - Н. Равицкого, А. Горбенко, А. Концедайло, В. Бегму. И сетует сегодня Виктор Григорьевич на то, что сейчас у театра нет средств на постановку спектакля «Фаворит» по Пикулю. Он мог бы стать визитной карточкой херсонского театра. Этим спектаклем, по его справедливому мнению, можно было бы оправдать звание «академический». Было бы неплохо, если бы областное управление культуры уделяло театру больше внимания и в материальном плане, и в плане репертуара.

Светлана МАРЧЕНКО.
Газета «Таврійський край», 12 жовтня 2006

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.