on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > Театр > З театральної історії Херсона > Шоковая рефлексотерапия

Шоковая рефлексотерапия

Херсон стал первым городом Украины, кроме Киева, где прошел спектакль Национального академического театра драмы им. Ивана Франко «Дневники Майдана». Спектакль по пьесе современного украинского драматурга Натальи Ворожбит, ставший в прошлом году одним из знаковых событий в театральной жизни Украины, был показан в программе театрального фестиваля «Лютый/ Февраль».

Наталья Ворожбит - украинский драматург, соорганизатор нескольких фестивалей докудрамы в Украине, один из родоначальников этого направления в нашей стране. Режиссер спектакля Андрей Май - херсонец, руководитель «Херсонского центра Мейерхольда». Сейчас работает в театре им. Ивана Франко. Премьера спектакля «Дневники Майдана» состоялась в начале декабря 2014 года. Спектакль, созданный по документальной пьесе, в основу которой легли воспоминания участников Майдана, посвящен памяти Андрея Мовчана - осветителя театра, который был активистом Майдана я погиб от пули снайпера. Если в Украине спектакль нигде не показывался, кроме Киева, где он включен в репертуар театра им. Франко и идет на малой сцене, то за пределами страны его представляли уже не единожды. В Лондоне, в театре The Royal Court Theatre, в Вильнюсе с литовскими актерами, в Берлине.

Спектакль, в котором задействованы семь актеров, строго выдержан в набирающем сейчас в Украине обороты жанре докудрамы. Начинается действо не с первых слов, произнесенных актерами на сцене, а тогда, когда не все зрители еще заняли свои места в зале. Один из актеров подходит с микрофоном к выбранным наугад людям из публики и спрашивает: «Вы были на Майдане? Что там делали?». Ответы, ретранслируемые динамиками, слышат все. Таким образом создается эффект вовлеченности зала, отсутствия «четвертой стены» между актерами и зрителями.

Стоит отметить, что докудрама (пьесы, состоящие из дословно переданных свидетельств участников или очевидцев каких-либо событий) - жанр, чрезвычайно сложный для актеров, требующий от них выкладываться по максимуму. В. таких спектаклях обычно нет сценографических изысков, сведены к минимуму (а иногда и вообще отсутствуют) декорации и музыкальное оформление. То есть «спрятаться» актерам негде, спектакль держится только на них.    .

И в «Дневниках Майдана» на сцене, кроме актеров, находились только стулья и детская лошадка-качалка (наверное, как напоминание о том, что Наталья Ворожбит и Андрей Май записывали свидетельства очевидцев с декабря 2013-го года по февраль 2014-го в детском клубе «Дельфин»). Минимальным было и музыкальное оформление. Кстати, один из его элементов создал весь зал: когда актеры на сцене запели «Гимн Украины», с первых же слов его подхватили и зрители, вставшие со своих мест. Медики, психологи, журналисты, преподаватели, студенты, домохозяйки, пенсионеры... Семь актеров перевоплощались в десятки совершенно разных людей с разным восприятием эпохальных событий, в которых им довелось участвовать. Они недоумевали, боялись, разочаровывались, вновь обретали веру, шли ради высокой цели на верную гибель... Они менялись.

- Для меня эта пьеса ценна именно историями о том, как меняются люди, - пояснил Андрей Май. - Я прекрасно понимаю, что наивно ждать перемен в стране в течение нескольких месяцев или даже, года. Но перемены к лучшему произойдут, если сначала будут меняться люди, их отношение к жизни, к себе, к Украине. И об этом очень тяжелом, но жизненно необходимом процессе - и пьеса, и спектакль.
«Дневники Майдана» в какой-то мере можно назвать рефлексией, но в то же время она - и разговор о трансформации нашего общества, которая продолжается по сей день. В спектакле использовался такой прием (кстати, очень характерный для докудрамы): многие сцены начинались или продолжались в зрительном зале. Иногда это происходило внезапно для зрителей, вводя их если не в состояние шока, то ломая традиционное восприятия театрального действа. Можно сказать, возвращая к жизни. К жизни такой, какая она есть.

Вячеслав Гусаков
«Вгору».- №10 (649).- 05.03.2015.- стр.8

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.