Шоковая рефлексотерапия
Херсон стал первым городом Украины, кроме Киева, где прошел спектакль Национального академического театра драмы им. Ивана Франко «Дневники Майдана». Спектакль по пьесе современного украинского драматурга Натальи Ворожбит, ставший в прошлом году одним из знаковых событий в театральной жизни Украины, был показан в программе театрального фестиваля «Лютый/ Февраль».
Наталья Ворожбит - украинский драматург, соорганизатор нескольких фестивалей докудрамы в Украине, один из родоначальников этого направления в нашей стране. Режиссер спектакля Андрей Май - херсонец, руководитель «Херсонского центра Мейерхольда». Сейчас работает в театре им. Ивана Франко. Премьера спектакля «Дневники Майдана» состоялась в начале декабря 2014 года. Спектакль, созданный по документальной пьесе, в основу которой легли воспоминания участников Майдана, посвящен памяти Андрея Мовчана - осветителя театра, который был активистом Майдана я погиб от пули снайпера. Если в Украине спектакль нигде не показывался, кроме Киева, где он включен в репертуар театра им. Франко и идет на малой сцене, то за пределами страны его представляли уже не единожды. В Лондоне, в театре The Royal Court Theatre, в Вильнюсе с литовскими актерами, в Берлине.
Спектакль, в котором задействованы семь актеров, строго выдержан в набирающем сейчас в Украине обороты жанре докудрамы. Начинается действо не с первых слов, произнесенных актерами на сцене, а тогда, когда не все зрители еще заняли свои места в зале. Один из актеров подходит с микрофоном к выбранным наугад людям из публики и спрашивает: «Вы были на Майдане? Что там делали?». Ответы, ретранслируемые динамиками, слышат все. Таким образом создается эффект вовлеченности зала, отсутствия «четвертой стены» между актерами и зрителями.
Стоит отметить, что докудрама (пьесы, состоящие из дословно переданных свидетельств участников или очевидцев каких-либо событий) - жанр, чрезвычайно сложный для актеров, требующий от них выкладываться по максимуму. В. таких спектаклях обычно нет сценографических изысков, сведены к минимуму (а иногда и вообще отсутствуют) декорации и музыкальное оформление. То есть «спрятаться» актерам негде, спектакль держится только на них. .
И в «Дневниках Майдана» на сцене, кроме актеров, находились только стулья и детская лошадка-качалка (наверное, как напоминание о том, что Наталья Ворожбит и Андрей Май записывали свидетельства очевидцев с декабря 2013-го года по февраль 2014-го в детском клубе «Дельфин»). Минимальным было и музыкальное оформление. Кстати, один из его элементов создал весь зал: когда актеры на сцене запели «Гимн Украины», с первых же слов его подхватили и зрители, вставшие со своих мест. Медики, психологи, журналисты, преподаватели, студенты, домохозяйки, пенсионеры... Семь актеров перевоплощались в десятки совершенно разных людей с разным восприятием эпохальных событий, в которых им довелось участвовать. Они недоумевали, боялись, разочаровывались, вновь обретали веру, шли ради высокой цели на верную гибель... Они менялись.
- Для меня эта пьеса ценна именно историями о том, как меняются люди, - пояснил Андрей Май. - Я прекрасно понимаю, что наивно ждать перемен в стране в течение нескольких месяцев или даже, года. Но перемены к лучшему произойдут, если сначала будут меняться люди, их отношение к жизни, к себе, к Украине. И об этом очень тяжелом, но жизненно необходимом процессе - и пьеса, и спектакль.
«Дневники Майдана» в какой-то мере можно назвать рефлексией, но в то же время она - и разговор о трансформации нашего общества, которая продолжается по сей день. В спектакле использовался такой прием (кстати, очень характерный для докудрамы): многие сцены начинались или продолжались в зрительном зале. Иногда это происходило внезапно для зрителей, вводя их если не в состояние шока, то ломая традиционное восприятия театрального действа. Можно сказать, возвращая к жизни. К жизни такой, какая она есть.
Вячеслав Гусаков
«Вгору».- №10 (649).- 05.03.2015.- стр.8