on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > Візуальне мистецтво > Степанян Юрік Грантикович > Силен только тот, кто сомневается в себе

 

Силен только тот, кто сомневается в себе

08.04.2004

Господь был первым скульптором - он изваял первую фигуру человека. И когда он захотел дать человеку свои законы, какой он применил для этого материал? Камень. Десять заповедей, открытых Моисею, начертал он на каменной скрижали. Из чего были сделаны первые орудия человека? Из камня. По умению людей обращаться с камнем можно судить, насколько они цивилизованны. По умению скульптора обращаться с материалом можно судить, насколько он скульптор, насколько он колдун.
Художник рисует, чтобы заполнить пространство, а скульптор - чтобы его воспроизвести. Художник заключает в раму нечто остановившееся, скульптор же, рисуя, схватывает движение, вскрывает каждое усилие, каждый изгиб напрягшегося человеческого тела. Скульптор должен показать трехмерность фигуры - ему нужна не только высота и ширина, но и глубина. Глубина, без которой и время, и пространство - сущая пустота, если не заполнить ее статуями.

ЮРИКА СТЕПАНЯНА можно представить беспроигрышно: просто сказав, что этот скульптор сделал статую Потемкина в Херсоне. А можно....
- Юрик Грантикович, каков ваш самый сильный жизненный интерес?
- Жизненный интерес мой в том, чтобы жить. И причем жить так, как я живу, - с неурядицами, проблемами, успехами и всем тем набором драм и комедий, что есть в моей жизни. Я испытываю жажду жизни и радуюсь, что я живу.

- Камень чтили великие скульпторы в великие времена, камень - живой материал, который отзывается на любовь и умение. Вы остаетесь верны камню или новому времени, которое склоняется к новым материалам?
- Я очень люблю камень -это самый живой материал. Но скульптор должен мыслить и в камне, и в бронзе, и в дереве. Одним словом, в том материале, которому его мысль должна дать форму. Материалы меняются - мы же должны оставаться неизменными. Художник должен работать не только у станка с резцом в руке, но и в самом себе. Нехорошо, когда скульптор и его работа пахнут потом. Нужно парить во Вселенной и вместе с нею. Но лишь после титанического труда дух человека способен парить на широко раскрытых крыльях. В эти минуты художник одинок и устремлен к истине.

- Есть одиночество - палач, есть добровольное одиночество. Какое одиночество - спутник вдохновения?
- Человек, желающий служить искусству, должен быть готов остаться в одиночестве. Ведь художник выходит за пределы человеческого понимания - он своего рода колдун. А любому колдовству сопутствует одиночество, отшельничество. Погружение в себя - одно из условий творчества. Одиночество, вдохновение и художник - понятия неразделимые.

- Что хуже - подчиняясь чужой воле, заниматься не своим делом или испытывать неудачи?
- Хуже, когда ты мнишь себя совершенно успешным художником. Если это так - то ты мертвый художник. Неудачи необходимы. Безусловно. Чувство неудовлетворенности разжигает твои силы и пополняет резервы, дает тебе возможность сделать еще что-то. Силен только тот, кто сомневается в себе. Ну а чужая воля - это рамки, несвобода - горе для любого творческого человека.

- Свобода, равно как и несвобода, может стать горем?
- Это неоднозначные понятия. Наверное, каждый сам для себя определяет рамки свободы. Художник должен иметь очень широкий и ясный кругозор. Необъятный кругозор в необъятном мире. Он должен быть свободен, совершенно свободен, и он должен обладать высшей любовью к людям.

- Готовы ли вы сегодня к передаче мастерства наследникам - ученикам? Есть такой человек, в кого вам бы хотелось влить свой опыт и мастерство, как вливают расплавленную бронзу в форму?
- Я в поисках. Все время ищу такого человека. Мне кажется, он должен скоро появиться. Я жду его. Сегодня я преподаю. Но в ВУЗе не специализированном по скульптуре, при том количестве учеников и времени занятий наивно думать, что все они станут художниками. Они будут лепить. Счастье, если хотя бы один из них приблизится вплотную, впритык к настоящему искусству. Я ставлю себе задачу, прежде всего, сориентировать их в том мире творчества, который они выбрали. А также развить чувство вкуса - чтобы спустя годы мой ученик, придя в выставочный зал, смог сказать: вот это классная работа, а эта - так....

- Легко ли Вам сегодня, глядя на работы своих коллег, почувствовать невольное восхищение?
- Да. Я люблю восхищаться работами, удачами, победами других. Когда вижу эту искру, она проходит сквозь меня дрожью, и я говорю: «Да! Это достойная вещь». И я радуюсь, я зажигаюсь. Я понимаю, что так должно быть. Чем больше удается коллегам, тем больше удастся тебе - потому что есть стимул. Если есть сравнение, значит, есть стремление, есть необходимый разряд энергии художника.

- Юрик Грантикович, а случается, что техника подменяет чувство?
- Художник, как любой человек, может пойти на компромисс с собой, может изменить себе. Но это тяжелый шаг. Если ты заведомо знаешь, что делаешь халтуру - зачем ты это делаешь? Чтобы было стыдно? Легкий путь никогда не приводит к росту, никогда не обогащает. Легкий путь ворует тебя "самого и, в конечном счете, опустошает. Должно быть, это грустный, трагический момент для художника. Пример этому - жизнь и творчество Родена.

- Каждая ваша работа -это плод переживаний, цепь чувств. Где взять столько сердца?
- Художник должен чувствовать все. Мы бессильны воплотить то, что чуждо нам самим. Мы не способны создать лицо другого человека. Все, что мы создаем,- это, несомненно, наше собственное лицо, озаренное нашим знанием. Чтобы увидеть и синтетически воплотить лицо, нужно обладать зрением мага, чувствами, нужно суметь распознать его скрытую сущность - иначе произведение будет лишь жалким трупом.

- Долг каждого поколения - хранить родовое имущество. Если скульптура -это имущество, то умеет ли наш город его хранить?
- Я рад, что сегодняшний Херсон обращен к возрождению и сохранению родового имущества. И уже посажены некоторые саженцы - архитектура, скульптура становится предметом внимания. Есть понимание того, что начатое сегодня должно быть непреходящим. Работать ради мгновения скульптор не может и не должен. И понимание этого сегодня я, к счастью, начинаю видеть.

- Не всякая натурщица может придать мрамору трепет живого тела. А может быть, женщины хороши для любви, а не для скульптуры?
- Я бы предложил вспомнить легендарного скульптора Пигмалиона и его любимую девушку Галатею - она-то была создана как раз из статуи, а не наоборот.

- Юрик Грантикович, как бы вы хотели, что бы вас называли: СТАТУАРИО (изготовитель статуй) или МАЭСТРО?
- Судить об этом должны вы. Я не могу судить о себе, тем более придумывать себе зычные звания, ярлыки.... Я молчу. И в этом состоянии создаю то, что потом, может быть, назовет и обозначит время.
....И как бы мы его не называли, он был и остается Художником, сомневающимся в себе, гордым и добрым, таящим груду неиспользованных возможностей. Воздух его мастерской, решенной в неприхотливом пространстве, говорит об этом, когда струится энергией, наполняя все вокруг силой, цветом и чувством. Мы склонны ожидать от него неожиданного.

Елена Шульц, Татьяна Кондакова
"Херсонський вісник" 8 квітня 2004 р.

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.