on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Кінематограф завойовує Херсон

 

Синематограф завоевывает Херсон

Мы уже давно перестали удивляться различным новшествам и технологиям в нашей современной жизни. Однако еще совсем недавно, чуть более ста лет назад, «ожившая фотография» казалась сверхъестественным чудом

Вначале было фото…
Всемирный прогресс, впрочем, как и всё иное в этом мире, развивается вполне по библейской схеме. И если, согласно Библии, в начале времен «было Слово», то в нашем случае (а говорить сегодня мы будем о кино) вначале было изображение… Причем не просто привычное изображение «ручной работы», к которому относится скульптура или живописный портрет, а совершенно иное, хранящее в себе частичку подлинной жизни или остановившегося ее мгновения. А запечатлела сие мгновение изобретенная в 20–30-х годах XIX столетия фотография. Что и говорить, для никогда не видавших ничего подобного землян это было сродни чуду! Впрочем, сразу же нашлись индивидуумы, для которых сих остановившихся мгновений жизни оказалось мало. С изобретением фотографии начались эксперименты, призванные вдохнуть жизнь в мертвое изображение. Вот только дело это оказалось весьма сложным. Лишь спустя полвека после появления первого статичного фотоснимка, в 1888 году, молодой, однако же уже весьма известный изобретатель Томас Алва Эдисон представил миру изобретенный им кинетоскоп (от греческого «кинетос» – движущийся, «скопио» – смотреть).

Принцип действия сего аппарата основывался на последовательной демонстрации при помощи механизма покадровой протяжки соединенных меж собой картинок. Просмотр оных через окуляр создавал полную иллюзию движения объекта. Очень скоро новое изобретение стало весьма популярным и востребованным на различных ярмарках и многолюдных народных празднествах. Там балаганные зазывалы на все лады расхваливали «живые» картинки, приглашая обывателей не жалеть своих заработанных пятаков.

Обидно, однако изобретателю кинетоскопа Эдисону всё же не судилось снискать славу изобретателя кинематографа. Хотя он находился всего лишь в шаге от этой идеи. 120 лет назад, в феврале 1895 года, братья Люмьер подали патентную заявку на изобретение синематографа. Первый пробный публичный сеанс синематографа провели 22 марта того же года, однако днем рождения кино официально считается 28 де­кабря. В этот день в парижском кафе на бульваре Капуцинок состоялась первая коммерческая демонстрация. В следующем, 1896 году синемато­граф продемонстрировали в Лондоне, Риме, Кельне, Женеве, Мадриде, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке и Мельбурне. В январе 1897-го с первыми короткометражными (длительностью от одной до несколько минут) картинами познакомились в Японии. Спустя четыре года «синемато­граф Люмиера» (так было написано в местных газетах) достиг Херсона…

Херсонцы знакомятся с «живой фотографией»
Еще на грани смены веков особо не искушенные зрелищами херсонцы с восторгом принимали «живые картины» в исполнении своих самодеятельных артистов. Это был популярный тогда жанр пантомимы, а сами картины представляли собой композиции различных хорошо известных произведений скульптуры или живописи, представляемые соответствующе одетыми актерами. В то время без «живых картин» (как в более поздний советский период без физкультурных пирамид на сцене) не обходилось ни одно торжество. И только ровно 114 лет назад, в октябре 1901 года, городские обыватели получили уникальную возможность познакомиться с настоящим живым чудом синематографа.

Заезжий предприниматель, чьего имени херсонская история не сохранила, продемонстрировал в помещении городского театра короткое, длившееся всего лишь несколько минут и наверняка еще очень примитивное кино. Конечно же, никогда не видевшие ничего подобного херсонские обыватели были в восторге! Еще бы, они впервые узрели ожившее и почти по-настоящему живое, ну разве что не говорящее изображение!

К сожалению, из газетных повест­вований того времени совершенно не ясно, как херсонцы восприняли первый показ фильма. И всё же можно предположить, что совсем не так, как парижская публика, которая при просмотре первого фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» поддалась панике при виде мчавшегося на нее паровоза. Ведь о чуде синематографа в Херсоне уже знали из восторженных отзывов в газетах и журналах. Посему с первых же своих робких шагов кинематограф в Херсоне завоевал множество горячих поклон­ников, с нетерпением ожидавших приезда очередного кинодемонст­ратора в город. Когда же в прессе появлялось сообщение о запланированном сеансе синематографа, Херсон оживал...

В то время Херсон еще не имел постоянно действовавшего синематографа и принимал заезжих гастролеров. Обычно для сеансов арендовали единственное подходившее для этой цели здание театра или на арендованной у города земле строили некое легкое подобие циркового шатра. Существовало множест­во наименований синематографа, которыми пользовались гастролеры: электрический театр, биоскоп, биограф, иллюзион, театрограф, кинематограф и так далее. «Биоскопы растут у нас как грибы», – сообщала газета «ЮГЪ». «Демонстрировавшийся в городском театре электро- биограф третьего дня закончил свои сеансы. Теперь вместо него строится электробиограф по Потемкинской ул., управляющий которого г. Матвеев обещает много новостей».

«В воскресенье, 16, и понедельник, 17 мая, даны будут два больших представления театрографа, говорящая и поющая живая фотография, а также будет демонстрироваться театральный биоскоп!» – кричали афиши, и публика спешила на представление. Конечно же, «живая фотография» говорила и пела голосом сидевшего за экраном человека. До начала эпохи звукового кино оставалось еще долгих 25 лет. Специальные актеры-имитаторы, хорошо владевшие голосами, оживляли немую кинокартинку. К тому же не все кинозрители могли бегло читать на экране пояснительные титры, без которых иной раз понять происходившее на пленке не представлялось возможным. Ну а общим фоном для фильма служил аккомпанемент стоявшего в зале фортепиано, за которым гордо восседал приглашенный тапер.

Первый биоскоп в городе
И всё же началом эпохи херсонского кино, пожалуй, стоит считать 1903 год. Местная газета «Родной край» писала: «25–26 мая на сцене театра демонстрируется “Американ­ский биоскоп” – усовершенствованный матограф. Картинки, отраженные на экране синематографом, представляют собой крайне любопытное зрелище. Для тех, кто имеет смутное представление о синематографе и никогда не видел его: иллюзия до того сильная, что трудно отрешиться от подозрения, что за прозрачным экраном находятся живые люди. Многие из картин скомбинированы чрезвычайно эффектно и остроумно, вызывают в публике, особенно в детях, неподдельный восторг и горячие аплодисменты.

Жаль только, что все картины сопровождаются сильным мельтешением, отчего глаза сильно утомляются и порой трудно бывает разобраться в картинах при той быстроте, с которой они сменяют друг друга». Не приспособленное для просмотра фильмов арендованное Ахтеровым помещение театра, а также все неудобства, связанные с несовершенством синематографа, ни в коей мере не смогли поколебать влечения херсонских обывателей к киноискусству. А посему в краткое время «Американский биоскоп» предпринимателя-демонстратора Луи Ахтерова стал первым в Херсоне стационарным кинотеатром, у которого в 1905–1906 годы на улице Суворов­ской, против входа в Алек-сандров­ский парк, появилось своё помещение, доныне не сохранившееся.

Позже в доме своего родст­венника Халаная Ахтеров открыл магазин, в котором предлагал херсонцам фотоаппараты, химикаты для обработки фотопластин и даже... домашние биоскопы с полным набором демонстрационных лент на любой вкус: «Новость! Новость! Новость! Для всех. Домашний театр-иллюзион, который заступает вполне все театры и иллюзионы. Его можно устроить у себя дома без всяких особенных знаний, выбора места и всяких приспособлений. Выписав у нас театр-иллюзион, можно давать у себя дома для своих родных и знакомых домашние представления живых картин, как то: оперы, драмы, трагедии, комические сцены разного содержания, снимки с натуры, танцы, иллюзии и т. п.». Стоимость «аппарата № А с тремя лентами в 500 картин» в то время была вполне демократичной и доступной – всего лишь 7 рублей 50 копеек. Ну а «профессиональный демонстрационный аппарат» для устройства с коммерческой целью своего личного биоскопа можно было приобрести за 50–60 рублей. Кроме того, здесь можно было приобрести отдельные «ленты с картинами для аппаратов» по цене от 75 к. до 1р. 50 к.

Биоскопы покоряют Херсон
Удачный старт Ахтерова в синематографии подтолкнул к действиям иных херсонских предпринимателей. Заниматься новым доходным делом мечтали если не все, то большинст­во. Узрев в новой отрасли весьма существенную для себя выгоду, владельцы трактиров наперебой спешили в городскую управу за разрешением для установки и демонстрации фильмов в своих питейных заведениях. А некий местный предприниматель обратился даже с предложением установить на оживленной центральной Суворовской улице экран – для демонстрации торговой рекламы. Однако каким бы доходным для городской казны ни было новое дело, чаще всего городская управа отказывала просителям. Ибо, как выяснилось, синематограф при всей своей кажущейся безобидности был штукой весьма опасной.

После грандиозного пожара в здании синематографа в Бологом, унесшего множество жизней, получить разрешение на открытие синематографа- биоскопа в Херсоне стало гораздо сложнее. Впрочем, подобных трагедий удавалось бы успешно избегать, если бы кинопредприниматели того периода не гнались за эффектом максимальной достоверности. Так, в момент демонстрации на экране взрыва за экраном биоскопа в Бологом служители взорвали небольшую емкость с эфиром, причем здесь же рядом хранились емкости с керосином и горючая кинопленка.

С 1906 года количество биоскопов в Херсоне начинает непомерно расти. Немного позже «Американского биоскопа» практически в пределах видимости его, на углу Суворовской и Потемкинской улиц, открылся «Парижский иллюзион» Цисовского (впоследствии Купермана). Вслед за ним на Витовской (ул. Горького) в доме Шаркова открылся третий херсонский иллюзион Гринштейна. Следующими были «Театр-экспресс» Левина, иллюзион «Модерн» и электрический биоскоп германскоподданного Георгия Зайлера. К 1910 году в городе было уже огромное количество иллюзионов.

«Что же составляет отличительную черту херсонских улиц? Иллюзионы! Они наполняют весь город. Если вы видите группу или же какое-нибудь оживление, знайте: это входят или выходят из какого-нибудь иллюзиона. Вечером, в полночь, раздаются марши и всякие разухабистые звуки иллюзиона. Они нарушают тишину, они вырываются и наполняют пустынность улиц. Нельзя уйти куда-нибудь в центральной части города, чтобы что-нибудь не напоминало об этих биоскопах. Если вы видите яркий свет, радугу электролампионов, если вдали мелькнет приветный огонек... это иллюзион. Одним словом, единственное светлое место в городе – это иллюзион!» Так отзывались о синематографе, завоевавшем Херсон в начале ХХ века, восторженные местные обыватели.

И всё же, согласно сообщениям газет, повальное увлечение синематографом для многих не проходило бесследно. Из-за плохого технического качества картин и несовершенства проекционных аппаратов, демонстрировавших пленку в ускоренном темпе, у зрителей развивалась новая, доселе неизвестная болезнь – кинематофтальмия. Она принимала различные формы: «Глаза совсем не выносят света, слезятся и невольно закрываются. Иные не могут привыкнуть к мельканию на экране и вынуждены выйти из театра». Как бы там ни было, кинематограф в Херсоне процветал, а залы никогда не оставались пустыми. Причем количество биоскопов в городе продолжало только расти! Среди них появились даже вполне оригинальные, такие как, скажем, плавучий иллюзион «Энергия», устроенный на специально оборудованном судне известными херсонскими предпринимателями-судовладельцами Спозито и Коваленко. Или «Вагон-иллюзион», демонстрировавший картины-путешествия. Во время сеанса для создания полного впечатления поездки вагон раскачивали, имитируя движение, к немалой радости детворы и взрослых.

Чтобы поддержать на должном уровне киноажиотаж в городе, конкурирующие владельцы биоскопов начали осваивать новые формы привлечения в свои заведения публики. Киносеансам предшествовали выступления разножанровых артистов: певцов, музыкантов, дек­ламаторов, специально приглашенных отечественных и иностранных. «Сверх программы! В особом отделении! – интриговали зрителей афиши. – Живые мраморные статуи! Только несколько гастролей красавицы Лилетты! Мимопластика. Последняя новинка Лондонской выставки. Волшебные картины живой иллюзии. Собственная роскошная декорация и электрические эффекты». Или: «Дебют единственного в мире знаменитого короля иллюзий. Нельсон Картер, человек с таинственными руками, у которого на глазах публики все предметы моментально исчезают из рук и снова появляются!».

Александр Захаров

"Гривна".- №45 (1087).- 04.11.2015.- стр.14

Публікація першоджерела мовою оригіналу

 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.