on-line с 20.02.06

Арт-блог

22.12.2021, 11:41

Але згадати потім ріки ці і монохром засніженої крони, цю лінію рядка і оборони, цю риму, як троянду у руці.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Новости региона

23.02.2022, 16:07

Гончарівка запрошує на майстер-клас із пластилінової анімації

23.02.2022, 15:54

У Xepcoнi пpoxoдить oблacний чeмпioнaт з кaйт-флaїнґу

23.02.2022, 15:47

Дванадцять років з дня створення парку "Олешківські піски" на Херсонщині

 

Страшная история нашего прошлого

Немногим из читателей «Булавы» известно о том, что недалеко от Херсона на полуострове между Белым и Безмен озерами возле с. Арнаутка (ныне пос. Камышаны) располагался Благовещенский женский монастырь.

В 1856 году помещик, собственник с. Белозерки, Лев Балтазарович Скадовский, подарил 280 десятин земли под благотворительное женское учреждение. На этих землях и был основан Благовещенский женский монастырь («Записки императорского Одесского общества истории и древности» т. 12, Одесса. 1881, ст.464, 465). В «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» говорится, что основан как женская община в 1866 году, и переименован в монастырь в 1883 году (в. книга 111 с. 2275).

При монастыре была школа для девочек, которая работала по программе 2-летних местных народных школ, а также приют для 60 сирот. Новая власть, приняв декрет об отделении церкви от государства, очень рьяно начала наводить порядки в этой женской обители. Постепенно началось сокращение количества пребывающих в ней лиц. Если в 1919 году - 450, то в 1922 году их было 220. Часть монастыря в 1921 году была отдана детскому учреждению, где впоследствии была организована детская колония на 500 детей, а вторую часть оставили монашкам, но переименовали в земледельческую трудовую артель «Пролетарская жизнь».

Сосуществовать двум разным учреждениям было тяжело. Монастырские артельные порядки влияли на воспитание «нового человека» в колонии и мешали процессу формирования у детей коммунистического мировоззрения. Некая Онищенко, которая возглавляла колонию, не хотела с этим мириться и поставила себе цель любой ценой выселить монашек. В этот период жизнь в городе Херсоне была ужасной. Голод привел к росту смертности. Дети оставались без присмотра. Были случаи, когда голодные дети съедали своих умерших родителей. И требования о переселении безпризорных детей в монастырь были правомерными. Другое дело, были ли виновны в этом сестры?

Решили этот вопрос в революционном духе 25 марта 1922 года. 300 красноармейцев во главе с председателем Уисполкома Радченко с чувством хозяина неторопливо входили на монастырский двор (ДАХО р. 1887 № 697). Они были голодными и утомленными. Монашки, как явствуют документы, а также свидетели, предоставили им приют и еду. Красноармейцам показалось этого мало, они зарезали последнего вола и приказали готовить мясо. Сами тем временем ушли искать драгоценности. Не найдя ничего, начали внешне демонстрировать ненависть и злость. Женщины почувствовали дух враждебности. В своих келиях сестры обращались за помощью к единому для них защитнику — Господу. Но от неминуемого их защитить уже никто не мог. Везде были слышны истерические крики. Прикладами выбивали двери, вытягивали во двор испуганных монашек. Били, кололи штыками. В присутствии мужчин стягивали одежду, чтобы найти спрятанные ценности. (ДАХО р.1887 № 697).

Далеко были слышны крики, стоны, плач, грязная, грубая ругань. А рядом были те самые дети, формированию мировоззрения которых так мешала монастырская тишина. Когда дикая оргия наконец кончилась, монашкам было приказано за полтора часа оставить стены обители навсегда. Изгнанные за забор женщины трое суток провели без еды. Не все вынесли такие испытания - двое из них лишились разума, одна умерла. Сестры просили похоронить ее по обряду, но им не разрешили. Тогда монашки всей своей массой двинулись на красноармейцев. У каждой из сторон было свое оружие, которое они твердо держали в своих руках. Крест и винтовка вступили в противоборство. Красноармейцы прикладами оттеснили монашек в небольшое помещение, где те не имели возможности даже лечь. Так они провели еще несколько дней, после чего покинули монастырь навсегда. (ДАХО р. 1887 № 697).

Автору подготовленного материала пришлось проработать в стенах этого монастыря 20 лет, с 1957 по 1977, когда здесь уже размещалось Белозерское профтехучилище № 6, в качестве преподавателя, заместителя директора по учебно-производственной работе и директором. На территорию училища многие годы приходили бывшие монашки. Я и сейчас помню их рассказы, как они здесь жили и как их выгнали из монастыря. Приходилось вести беседы и с представителями духовенства о судьбе монастыря. И все же где-то на донышке души закрадывалось сомнение в достоверности рассказов. И только позже, когда я работал в поселковом и районном Советах и мне представилась возможность поработать с документальными материалами Херсонского облархива, сомнения мои рассеялись. Да, это было, это наша история - горькая, трагическая, но она наша. И наша задача состоит в том, чтобы, читая эти строки, наблюдая, до чего доведены красивейшие здания монастыря, осознать свое прошлое, понять, что происходит сегодня.

Инспектор исполкома
Камышанского поссовета
Иван Бабенко
Джерело інформації: «Булава».- №6 (341).- 08.02.2001.- стр.12

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.