Страсти по «Кроткой»
Ох, Федор Михайлович! Не даете вы спокойно жить режиссерам. Да, кое-кто считает Вас классиком из разряда «скучных». Наверное, просто не читали. А если читали - «цепляет».
«Зацепило» и молодого херсонского режиссера Владу Белозоренко. Результат - последняя премьера «Дело №…» по мотивам рассказа «Кроткая».
Да, господа. Произведение не из школьной программы. И все же Влада оказалась далеко не первой, кого очаровал Достоевский. История экранизаций у рассказа богатая. Понятно, что российские кинематографисты мимо не прошли, кроме них - чехи, поляки, французы… Правда, Робер Брессон русского классика переосмыслил, существенно изменил, перенеся действие в Париж 1960-х, но «дух и нерв» Достоевского передал.
Без «правки», хотя и не столь радикальной, не обошлось и в Херсоне. И по форме, и по сути. Форма - суд над героем, который вначале еще кажется как-то оправданным (для тех, кто с первоисточником не знаком), в конце лопается, как мыльный пузырь (самоубийство, господа! но неужто герой совсем не виноват?). А впрочем, это чтобы завязать разговор со зрителем. Суть - появление нерожденной дочери (театральный дебют юной барабанщицы и саксофонистки Полины Тарасенко), в образ которой режиссер вложила несвершившееся будущее, которое уже никогда не состоится. А все остальное - по классику. Практически без изменений.
И вот среди говорящих и безмолвных персонажей возвышается ОН. Муж-деспот, любящий свою жену «странною любовью», стремящийся полностью подчинить ее, кроткую, но гордую, собственноручно построивший стену в их отношениях и заставивший уйти любимое существо в мир меланхолии, а потом и смерти.
Кто она для него? Кукла? Сергей Кияшко на сцене не просто блистал - он вынимал душу. И казалось, что если бы рядом не было ни декораций, ни других персонажей - спектакль все равно состоялся бы. Браво! Да и Влада Белозоренко призналась, что, кроме него, в этой роли никого и не видела. А многие зрители (зрительницы) видели мир исключительно сквозь слезы...
О разных нюансах спектакля можно спорить, но в очередной раз мы попадаем в парадоксальную ситуацию: серьезная вещь поставлена в театре-кафе - там, где можно выпить и закусить. А ведь попивать вино и звенеть ложками, когда перед тобой разгораются страсти такого масштаба как-то, мягко говоря, невежливо... Но надо отдать должное - зрители на искушение не поддались: в тишине представление смотрели, слушали и воспринимали…
И может, у кого-то и появилось желание перечитать или открыть для себя великого Достоевского.
Лариса Жарких
«Херсон маркет плюс».- №16 (274).- 21-27.04.2011.- стр.15
Публікація першоджерела мовою оригіналу