На данный момент сертификация продуктов питания становится всё более острым вопросом в Украине. Опыт других стран убеждает, что необходимого уровня безопасности можно достичь без применения ограничительных, жестких административных процессов, негативно влияющих на конкурентоспособность частного сектора и создающих расходные препятствия для торговли.
Общепринятые международные тенденции в сфере безопасности продуктов питания характеризуются следующими принципами:
- управление безопасностью пищевой продукции трансформируется из государственного контроля конечной продукции в систему предотвращения рисков на протяжении всей цепи поставки пищевой продукции. Основную ответственность за соблюдение норм безопасности пищевой продукции передают частному сектору, а государство выполняет функции консультирования, надзора, определения правил и их внедрения;
- анализ рисков и соотношение выгод и затрат - основные составляющие разработки политики в сфере безопасности пищевой продукции. Он содержит оценку рисков, коммуникацию рисков и управление рисками. Законодательство ЕС использует анализ рисков, чтобы сбалансировать эффективность и императивную необходимость защищать здоровье и интересы потребителей;
- интегрированный подход «от поля к столу» к контролю за безопасностью продуктов пищиния. Члены ЕС, например, сейчас создают или уже создали единые контролирующие органы или интегрированные системы контроля продуктов питания, которые регулируют и отслеживают всю цепь производства - от поля до розничной торговли;
- подход ЕС к контролю безопасности продуктов питания основан на рисках и применяет преимущественно «горизонтальное» законодательство, охватывающее общие проблемы пищевой промышленности, например пищевые добавки, маркировки и гигиену. Существует также «вертикальное» законодательство, которое в случае необходимости поприменяют только к определенной продукции, например к молоку, мясу и домашней птице. Эта схема регулирует и устанавливает нормы настолько, насколько они необходимы для безопасности, делая их более эффективными с точки зрения затрат и благоприятными для бизнеса;
- используется анализ регуляторного влияния - оценка затрат и преимуществ нового предложенного регулирования. Это позволяет внедрять взаимовыгодную пополитику и управление в сфере безопасности пищевых продуктов и здоровья в области сельского хозяйства для трех ключевых сторон: потребителей, бизнеса и государства.
Драгоценный международный опыт следует перенимать и интегрировать в наше государство, для обеспечения взаимовыгодных форм сосуществования всех звеньев цепи "производитель - потребитель".