on-line с 20.02.06

Арт-блог

03.11.2020, 10:46

Ноябрь-2020

Мне мил ноябрь - предшественник зимы, Хоть самодур и нравом переменчив, С дождём и снегом, властью ранней тьмы, При свете фонарей почти застенчив... Люблю туманы, хруст подстывших луж, Незрячесть к лицам, дом с горячим чаем Ноябрь суров и сентиментам чужд, Скуп на цвета... Но так порой отчаян! Вдруг впустит солнце. И оно, спеша, День рассветит, раскрасит, отогреет... Весна - и только. Вот тогда Душа Вся встрепенётся и ...зазеленеет Алла Мироненко

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Новости региона

15.06.2021, 15:39

У липні херсонці зможуть відвідати фестиваль театрів "Молоко"

15.06.2021, 15:36

У Херсоні учасники аукціону знайомились зі своїми ролями у виставі "12 стільців"

15.06.2021, 15:07

Палац Фальц-Фейнів у селі Новочорномор’я

> Организации > Музыка > Херсонский областной академический музыкальный драматический театр им. Н. Кулиша > «Тащили на сцену театра и разбитый самолет, и машины с "трупами"»

«Тащили на сцену театра и разбитый самолет, и машины с "трупами"»

Чтобы зритель проникся духом спектакля, погрузился в его атмосферу и действительно поверил актерам, нужны реалистичные и в тоже время стильные декорации

Убедить в том, чего нет
Удалось создать такие - и люди, наблюдающие за игрой на сцене, легко путешествуют по миру и во времени, восторженно переносятся в сказку. И получают удовольствие от того, насколько всё понятно, красиво, органично... Но бывает и по-другому. Вроде и актеры играют прекрасно, а оформление сцены раздражает: всё выглядит слишком дешево, слишком провинциально...

В отличие от театральных актеров, которым восторженно рукоплещут после спектакля, которых легко узнают на улицах, работа художников-декораторов часто остается «за кадром». Между тем это очень важный и интересный сегмент «театральной кухни». Говорят, что профессия эта стара, как сам театр. Известно, что услуги декораторов требовались еще в древнем мире. Правители и вожди желали окружить свои апартаменты атмосферой, производящей на народ неизгладимое впечатление и внушающей должное уважение, поэтому необычные интерьеры должны были то страху напустить, то расположить к себе.

Все начинается с эскиза
Как рассказал заведующий художественно-постановочной частью Херсонского академического театра имени Мыколы Кулиша Валерий Шелудько, декорации для спектакля разрабатывают сообща. Сначала режиссер объясняет художнику театра свое видение: что и где должно находиться на сцене, каким образом использоваться действующими лицами по ходу пьесы. Художник размышляет над тем, чтобы воссоздать всё это в реальных условиях и рисует эскизы. Когда картинка полностью складывается - художник изготавливает миниатюрный макет будущих декораций. Его утверждает худсовет театра. Далее Валерий Андреевич составляет смету будущего спектакля, в которой учитывает всё до мелочей: и оформление сцены, и костюмы, и реквизит.

Разумеется, бюджет постановки может быть различным, а в финансовых возможностях херсонскому театру сложно тягаться с ведущими коллективами страны. Но выручает в прямом смысле находчивость: если по задумке режиссера для декораций нужно приобрести 240 метров сетки, то Валерию Шелудько приходится обегать немало магазинов, просмотреть массу предложений в Интернете, чтобы найти материал, подходящий по качеству и доступный по цене.
- В отличие от других областных театров, наш не получает дотаций на оплату коммунальных услуг, - рассказал Валерий Шелудько. - За исключением средств на зарплату, которые заложены в областном бюджете, театру приходится на всё зарабатывать самостоятельно. Сложно... Но это не значит, что оформление спектаклей у нас простенькое. Когда готовили «Энеиду», решили построить на сцене «настоящий» Колизей. Одни декорации обошлись в 200 тысяч гривен, но это того стоит! Спектакль получился отличным! Всем, советую посмотреть.

Чего только ни придумывали!
- Ежегодно мы выпускаем по 8-10 спектаклей, так что работать приходится очень быстро. А ведь кроме подготовки собственных спектаклей приходится помогать и другим театрам, которые приезжают в Херсон издалека, - продолжает Валерий Андреевич. - Не все коллективы готовы везти с собой декорации - это и дороже, да и хлопотнее. Чего стоит провезти театральный реквизит через таможню - знаем, сами однажды чуть не влипли! Когда наш коллектив ехал с гастролями во Францию, мы постарались заранее оформить всю документацию. Как положено, сфотографировали каждый костюм, который везли с собой. Но на таможне «обрадовали»: фотографии нужны в двух экземплярах. Пришлось срочно искать ксерокс и исправлять ситуацию.

Конечно, не все коллективы желают везти с собой уйму вещей. Да и наш директор Александр Книга всегда идет навстречу: приезжайте, мол, будем рады, с оформлением поможем, чем можем. Вот и помогаем, проявляя всю свою фантазию. В одном спектакле требовалось на сцену затащить настоящую лодку -нет проблем. Во втором - на сцене нужен военный самолет с поврежденным хвостом - поехали на аэродром, договорились. А другие артисты попросили два покореженных автомобиля с «трупами» - да пожалуйста! За 15 лет привыкли практически к любым задачам: нам несложно и последствия ядерного взрыва изобразить.

И табуретка станет шедевром...
Когда сценографию (создание образа посредством декораций, костюмов, освещения) окончательно утвердили, точные чертежи декораций передают мастерам для изготовления. - в пошивочный цех, столярный, бутафорский или к художникам.
- Мы - выпускники Херсонского госуниверситета по специальности «Изобразительное искусство», - рассказывают друзья-бутафоры Роман Соломчак и Анатолий Братченко. - Но очень рады, что в театр нас взяли не художниками. Работа бутафора еще интересней: тебе просто дают чертежи реквизита, который нужно изготовить, и ломай голову, как это смастерить. К примеру, сказали изготовить волшебную книгу для детского спектакля - сказки. Книга должна быть достаточно большого формата, открываться как шкатулка и светиться изнутри. Тут уже пригодятся не только знания, полученные в университете, а и личные трудовые навыки. Мы - из села, поэтому руками работать умеем!

По части умения работать руками может любому преподать урок главный театральный плотник Юрий Горобец. Без всяких станков, вручную, он собирает отличную мебель, которая играет на сцене далеко не последнюю роль.
- Я сменил много профессий. В театр пришел 7 лет назад - как столяр и слесарь - и, знаете, пожалуй, это лучшая моя работа. Здесь и коллектив прекрасный, и удивительная атмосфера творчества: обычную табуретку делаешь - как будто создаешь шедевр. А потом еще идешь на репетицию спектакля, интересуешься - удобно ли актерам пользоваться реквизитом, нет ли у них пожеланий... Театр - удивительное место, где работается особенно, - рассказал умелец.
К этому остается лишь добавить, что декорации ко всем спектаклям действующего репертуара хранятся в «карманах» за сценой в разобранном виде. И их там уже накопилось так много, что скоро некуда будет ставить. Но переделывать старые декорации в новые в нашем театре не любят: считают, херсонский зритель заслуживает самого лучшего.

Ирина Павлова
«Гривна».- №19 (956).- 02-09.05.2013.- стр.12

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.