Татьяна Князева: без стихов не будет песни
26 апреля в зале херсонского театра кукол состоялся творческий вечер Татьяны Князевой «Дыхание».
Здесь была лирика (Татьяна пишет стихи), были песни (многие ее произведения положены на музыку), были танцы. Причем зрители, даже очень хорошо знающие Татьяну, были удивлены: песни слышали, а вот автора слов не знали, и даже не подозревали, что она, преподаватель вуза, - поэтесса.
- Татьяна, Вы, наверное, пишете стихи с детства?
- Нет. Стала писать относительно недавно - всего несколько лет. До этого никогда не занималась стихосложением. А потом вдруг «полилось», и много. И на русском, и на украинском. И совершенно разные. У меня есть много детских песен и стихов, есть лирические, есть несколько баллад на тему Таврии.
- Расскажите, как появилась первая песня?
- Как-то мои стихи послушала руководитель вокальной студии Анна Кряжева - у меня с ней был очень приятный творческий союз. Так и родилась первая песня - «Лица нашего города», за ней - «Зоряне намисто». Потом появился и фестиваль «Зоряне намисто», концепцию которого мы разрабатывали совместно, и песня стала гимном фестиваля.
- Почему-то мало кто из поэтов пишет песни для детей…
- Это проблема даже не Херсона…
- А у Вас-то как получается?
- Женщина-поэт - сама дитя. Чтобы писать для детей, надо их любить. У меня настолько много детских стихов! А композиторы все говорят: «Это песня, это песня…». На сегодняшний день поют больше ста песен на мои стихи. На последнем детском фестивале «Крок до зірок» мои песни пели дети из Херсона, Николаева и Донецка. И любимый наш Поплавский сказал, что шесть произведений на одном фестивале - это много для одного автора. Причем автора, которого никогда нет на фестивале, который спокойно живет в городе Херсоне. То же самое происходило и на фестивале в Ялте - на гала-концерт на набережной взяли 4 мои песни. Меня тоже там не было - были вокалистки Дарина Музыка и Лера Влади…
Детских песен действительно очень много, и мне приятно, что песни знают, даже не зная автора. Много моих песен звучало в День города. Нам дали возможность презентовать песню «Обнимаю мой город, любя» на джазовом фестивале на ул.Суворова - хотя она не джазовая. Приятно, что все, кто стоял, танцевали. И я была рада, что на презентацию песни приехал мэр Владимир Сальдо.
- А с композиторами не возникает спора, что важнее - стихи или музыка?
- Бывали и такие казусы. Но что будем петь без слов? Ля-ля-ля? Конечно, конфликтные зоны есть и будут. Они люди творческие, амбициозные. Я очень уважительно отношусь ко всем людям, кто со мной работал, но… без стихов не будет песни.
- Приходилось ли по просьбе композитора вносить изменения в текст?
- Это бывает крайне редко. Как правило, мои стихи легко ложатся на музыку. Но если что-то не получается, если слово «выпадает», если нужна замена или даже перестановка предложений, - я в этом участвую. И обязательно слушаю пилотную версию песни. Со многими музыкантами мы знакомы очень давно, и вряд ли когда-то могли предположить, что будем сотрудничать как авторы песен. С Сергеем Василенко (группа «Степ») мы знакомы с 1985 года. Звукорежиссера ХГУ Виталия Винниченко, я знала еще тогда, когда он ди-джеем на море работал. Он совершенно случайно взял пару моих стихов и написал музыку, а на сегодняшний день у нас с ним больше 60 песен. Очень приятный союз был с Алексеем Пономаревым. Правда, сейчас он больше в научной сфере работает. Одну-единственную песню - «Скрипач» - написал Сергей Кехтер, мы с ним случайно познакомились у Анны Усатюк, в ее студии занимается вокалом его дочь. Есть один автор из Донецка, в Херсон он приезжал в гости - и написал 4 произведения. Вообще, при работе над песней должно произойти слияние поэта и композитора. Многие музыканты просят, чтобы я прочла стихи, и записывают меня на диктофон. Потом тайна раскрылась: оказалось, что в голосе у меня есть какая-то ритмика, мелодика, когда я читаю - даю посыл.
- С Вашими песнями дети побеждают на конкурсах. Есть статистика произведений, приносящих победы?
- Первоначально мне это было интересно, меня захватывало, мне это нравилось, было приятно. Конкурсов было очень много - и украинских, и международных: «Світ талантів», «Крок до зірок», «Зоряні крила», «Червона рута», «Паруса надежды», «Крым мюзик фест»... Дети привозили первое, второе, третье места, и есть гран-при. Несколько раз с песней «Голуби мира» ребят приглашали на Крещатик. Дарина Музыка недавно представляла Украину в президентском проекте во Франции… И года через полтора я перестала считать. Я поняла, что песня просто должна жить.
- Почему же при таком количестве успешных песен зрители были удивлены, что стихи написаны Вами?
- К сожалению, Херсон не хочет знать авторов, на концертах о них забывают (хотя есть авторские права, авторские договора - это интеллектуальный труд), как будто песня с неба упала. А приезжаешь в Киев - обязательно представляют авторов песни.
- Как автору стихов Вам приходится работать с детьми?
- Я обязательно прихожу на репетиции, помогаю ребенку входить в образ. Здесь идет актерская работа: мы надеваем костюм, идет познание другого мира, сказочного или фантастического. Представляете, как это - побыть пчелкой? Только ребенок может выполнить эту задачу, потому что у него другая фантазия, другие яркие эмоции. Очень много игры, баловства, азарта. Приезжаю и на студию звукозаписи, когда ребенок пишет «плюс» - перед началом записи мы ребенка должны еще раз настроить. Студия - это другой формат работы, это замкнутое пространство, где юный артист один на один остается с микрофоном, без зрительного зала. И это очень сложно.
- С детьми бывает сложно?
- Я с любым ребенком найду общий язык. Даже с самым сложным. Нет плохих детей - есть взрослые, которым неинтересно знать этого ребенка. А нетворческих детей вообще не бывает. Самое сложное - сделать первые шаги. Но если дети не будут выходить на сцену и петь, если они не будут нарабатывать, то они никогда не подрастут. Каждый раз ребенок раскрывается заново, по-другому даже поет.
- Денежное ли это дело - стихи к песням писать?
- Нет, конечно. Сегодня Херсон не способен приобретать песни или стихи. Это дорого. Но бывают исключения. Песню «Мой ангел» я написала для интересной херсонской семьи - Сергея и Лены Рыбачуков, они у меня купили 2 произведения с отчуждением прав собственности. Я подписала с ними авторский договор, и они могут распоряжаться этими песнями, как хотят. Когда я услышала песню «Мой ангел» на рингтонах, было приятно. Но все же большинство произведений просто дарится, или же идет чисто символическая оплата.
- С коллегами по перу дружите?
- Я никого в Херсоне не знаю. Как-то меня пригласил покойный Братан почитать стихи, я прочла четыре стихотворения, он молча сидел слушал, когда же я прочитала про мамины руки, он вместе с Мелещенко запел: «Рідна мати моя, ти ночей не доспала…». Больше мы не общались. Я не являюсь членом никаких литературных организаций. И мне приятно, что в любом городе, куда ты приезжаешь, тебя все равно считают поэтом. Только в Херсоне задают вопрос: а где сборник? К сожалению, издать его за свой счет мне не по карману.
- Это было бы интересно, ведь у Вас есть не только детские стихи…
- Любовную лирику я начала писать полгода назад. И успела взять премию в Питере на конкурсе эротической поэзии. Мужчины воспринимали на одном дыхании, молодые дамы ждали чего-то вульгарного - но не дождались. Это красота, это эротика, это культура, это интим, это интеллект. Этот пласт всегда был в мировой поэзии, но его всегда затрагивали очень тонко.
- Владеете секретом, как, слагая эротическую поэзию, не скатиться в вульгарщину?
- Метафора, конечно. Метафора должна существовать. А желания, которые рождаются в человеке, не могут быть вульгарными. Отношения мужчины и женщины - это природа тонких чувств, их надо развивать, каждая точечка на теле человека должна отвечать взаимностью. Если тебе не хочется - не надо прикасаться. Посмотрите в ночных клубах, как молодежь не умеет любить друг друга. Это не прикосновения - это грубые зажимы. Это зажим психофизический. Зажим человека - в мышлении. А как же приятно прикоснуться глазами, обнять взглядом, созерцать глубину - не раздеваться вульгарно, а раздевать мысленно. И как это может быть красиво: обнаженное плечо женщины…
- Когда в своей преподавательской работе находите время для поэзии?
- Вы не поверите - утром. В 4 утра я уже встаю и не позволяю себе отдыхать - вне зависимости от того, во сколько легла. И сразу за письменный стол. Наверное, рассвет играет для меня роль, я жаворонок. Очень много стихов пишется на салфетках в кафе. Иногда в телефоне набираешь - спасибо, что есть такая техника. Друзья недавно подарили диктофон, чтобы я сразу писала, когда «льется». Внешне это, наверное, выглядит смешно, люди не понимают, чем я занимаюсь. А мне главное остановиться и сказать, когда что-то моментально проходит сквозь меня. Пишется сразу - я практически не черкаю. И, записывая, тут же разделяю на куплет и припев…
- Творческий вечер состоялся. Что дальше?
- Буду писать по-прежнему. У меня было очень интересное общение с концертным отделом Макаревича, со Стасом Пьехой, с продюсером Гарика Кричевского. Есть связи с Россией. Если город осилит помочь, две песни могут поехать на Юрмалу...
- Удачи Вашим песням и их исполнителям.
Лариса Жарких
"Херсон маркет плюс".- №18 (328).- 03-09.05.2012.- стр.15
Публікація першоджерела мовою оригіналу