Тоска по советскому кино
Начиная с перестройки и заканчивая 2005-м на родине Булгакова на протяжении нескольких десятилетий над экранизацией романа «Мастера и Маргарита» бились лучшие постановщики, но до реализации дошло только сейчас. Но несмотря на длительность предварительной подготовки, ощущение фальстарта и некоторого разочарования довлеет над сериалом.
Нет никакого сомнения, что сериал «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко можно отнести к удачно реализованным проектам. Но не в сфере кинематографа, а шоу-бизнеса. Да он и не мог быть неудачным. Даже время показа (конец года) указывает на то, что мы имеем дело с очередными «Старыми песнями о главном», ведь сериал - это своеобразный актерский хит-парад мастеров уже минувшего столетия и уже несуществующей страны. Ностальгия по Советскому Союзу и советскому кино по-прежнему остается товаром, который не залеживается на прилавках.
С одной стороны, это дань уважения к славной плеяде актеров советского кино, а с другой - свидетельство то ли творческой импотенции, то ли отодвинутости нынешнего поколения от массового искусства. В итоге, в сериале не малая часть актеров оказалась явно старше своих персонажей. Молодые Безруков и Галкин только подчеркивают «многая лета» метров советского кино.
Выбранный для экранизации жанр - сериал (не забываем, что в народе этот жанр называют мыльной оперой), также не внушает уважения. Слишком он легкомысленный и даже бульварный. Предыдущая работа Владимира Бортко в этом жанре, фильм «Идиот», была заметно ярче. Извини, писал Чехов, своему брату, времени у меня нет, так что письмо выйдет длинным. Вот и «Мастера» Бортко явно затянул. Утратил динамичность. Уже с четвертой, примерно, серии, когда зрительские страсти улеглись, граждане начали спокойно ожидать очередную серию, запасаясь на просмотр попкорном. Так же, как они ожидают очередную серию «Моей прекрасной няни» или «Не родись красивой».
Как и группа «Европа», группа одной песни «Финальный отсчет», Владимира Бортко пока остается режиссером одного фильма - талантливейшей экранизации другого булгаковского произведения - повести «Собачье сердце». В тот раз режиссер обошелся «малой кровью» - кроме Евгения Евстигнеева и Романа Карцева во второстепенной роли в фильме нет раскрученных актеров. Даже одна из главных ролей досталась тогда еще практически неизвестному Владимиру Толоконникову.
В «Собачьем сердце» режиссер бережно отнесся не только к тексту (большая его часть передана слово в слово), но и к времени: благодаря удачным авторским вставкам-сюжетам сумел передать его дух. В «Мастере и Маргарите» Бортко сделал ставку на почти полную трансляцию авторского текста. Шаг влево, шаг вправо - попытка к бегству. В итоге сериал можно рекомендовать школьникам для изучения «Мастера и Маргариты» без отрыва от экрана.
Не обошлось в фильме и без анахронизмов. В романе нет прямых указаний на время действия. Но все указывает на конец 20-х. Владимир Бортко роман Михаила Афанасьевича немного осовременил - лет на 10-15. Например, откуда-то в сериале появился НКВД вместо ОПТУ с руководителем, явно смахивающим на Лаврентия Берию, а Берия стал наркомом внутренних дел в 1938 г. Это можно понять - если фильм о сталинских временах, то без репрессий нельзя обойтись. Вот Бортко и посадил Мастера в тюрьму, а только потом в психиатрическую лечебницу.
Еще один пример: Воланд одаривает москвичей червонцами нэповского образца, а это первая половина 20-х годов. Даже не специалист может заметить, что показываемые в фильме банкноты имеют номинал не «червонец», а «3 червонца». Почему-то и таксист, и буфетчик упорно дают сдачи с них как с десятки.
Несуразности в сериале встречаются и во время показа библейских сюжетов. Даже обычный школьник знает, что римляне брюк не носили. Не было у них такой одежды. А в сериале Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата показывается именно в брюках. И таких «мелочей» в фильме масса.
Отдельного внимания заслуживает музыка в фильме. Понят но, что Игорь Корнелюк не Владимир Дашкевич и шедевров от него ждать не приходиться. Если в «Собачьем сердце» музыкальный ряд шел как параллельная тема, то в «Мастере и Маргарите» музыка лишь поддает апокалиптичности. Да, главный роман Булгакова жизнеутверждающим не назовешь, но это и не голос из преисподней, как может сложиться впечатление после готических наигрышей Корнелюка.
В любом случае, надо поклониться Бортко за то, что он не дает забыть Мастера не только тем, кто воспитывался на его произведениях, но и тем, кто только что открыл для себя миры Михаила Афанасьевича Булгакова.
ОЛЕСЬ БОГДАНИВ. Газета «Взгляд», 29 декабря, 2005г.
Публікація першоджерела мовою оригіналу
Сергей
Полностью согласен с представленным материалом. Ведь раньше, снимались фильмы не для "бабла", а для души! Сейчас же с точностью до наоборот.