on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Новини регіону

28.07.2021, 16:03

Співачка Христина Соловій відвідає Херсон у рамках фестивалю

    У pамках фeстивалю «З кpаїни в Укpаїну» ...
28.07.2021, 15:13

Музеї Херсонщини мають можливість удосконалитися

    Із 20 до 24 вересня 2021 року Музеєм «Становлення ...
28.07.2021, 14:54

Експерти туристичної галузі з різних міст України відвідали Херсон

     Експерти туристичної галузі з різних міст України ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > «Як я стану красивою ...». Закінчення

 

«Как я стану красивой...»

Окончание. Начало в «СВ» № 38.

Недаром уже в начале XX века в херсонской газете «Югъ» в небольшой заметке, посвящённой целям рекламы, приводятся ценные рекламные истины: «Ловкий в рекламе человек без забот проживёт свой век», «Успешная реклама - это золото в кармане», «Понятная реклама - залог успеха», «Главное в торговле - успешная реклама», «Без рекламы нет успеха - талант и ум не заменят рекламы». В качестве яркого примера как не вспомнить наиболее успешную рекламу начала XX века, время от времени появлявшуюся в местных херсонских газетах: «Я, Анна Чиллаг, приобрела свои гигантские волосы, как у Лорелей (русалка, дева Рейна. - Прим, авт.), длиной в 185 сантиметров, после 14-месячного употребления изобретённой лично мной помады. Последняя является единственным средством против выпадения волос, увеличивает рост их и способствует укреплению корней волос. Благодаря ей у мужчин вырастает полная и красивая борода. Эта же помада после кратковременного употребления придаёт волосам головы и бороде их естественный блеск и полноту и сохраняет их до глубокой старости от поседения».

О! Анна Чиллаг (или кто там скрывался под сим псевдонимом), оказалась весьма ловкой мошенницей! Рекламу её чудодейственного бальзама можно было отыскать во всех газетах всех уголков мира! На «сцене» Чиллаг задержалась не менее трёх десятков лет! Возможно, кто-то и догадывался, что имеет дело с, мягко говоря, не совсем честной рекламой - и борода никак не хотела быть «пышной и полной», и волосы на лысом черепе совсем не собирались прорастать, но признаться в том, что тебя провели, хотелось не каждому.

Как я уже говорил, целых три десятилетия почти все без исключения европейские газеты публиковали эту не претерпевшую изменений за столько лет рекламу. Она постоянно начиналась словами: «Я, Анна Чиллаг..». Этот непревзойдённый пример навязывания и привлечения широкого круга покупателей ловкой мошенницей отметил ещё на грани смены века 19-го двадцатым рекламный психолог, немецкий журналист Кронау: «Первое размещение объявлений в газете просто не замечают. Второе - читает мужчина. Третье - читает женщина, особенно над ним не задумываясь. После четвёртого размещения - интересуются ценой. Пятое размещение - обсуждают с женщиной. Шестое - размышляют, а не попробовать ли? Наконец, после седьмого размещения - покупают».

Известен и ещё один исторический факт, связанный с рекламной компанией Анны Чиллаг. В двухтомной биографии Гитлера, удостоенной Пулитцеровской премии, написанной американским журналистом Джоном Толандом, есть эпизод, в котором тогда ещё юный Адик с восхищением отзывается о широкой и действенной рекламе Анны Чиллаг: «Вот что значит реклама! - воскликнул он. - Главное - пропаганда, и люди поверят любой чепухе. Пропаганда заставит сомневающихся верить. Глупых людей - тьма тьмущая». Что это действительно так, мы можем убедиться на личном примере, ибо веря «любой чепухе», мы вот уже три десятилетия доверяем управление нашим государством болтунам и пиарщикам.

Разрекламированное местным «Югом» «изобретение» Анны Чиллаг в начале XX века можно было купить в Херсоне в косметическом магазине Ю. и Р. Ивлевых, который размещался в доме Тарле на Суворовской улице (там, где ныне высится громада злосчастного ТРЦ «Суворовский»). Причём баночка чудодейственного бальзама для волос стоила недёшево - целых три рубля, дневной заработок не имевшего квалификации рабочего промышленного производства. Ну а если вспомнить, что фунт хлеба (453 г) стоил всего пятачок (на 3 рубля можно было купить около 27 кг хлеба), становится ясно, что за три десятилетия капитал Аннушки вырос до невероятных размеров.

Ловкие рекламные ходы с использованием подходящих моментов, да и совсем неподходящих, как, скажем, холерная эпидемия, делали и херсонские торговцы. Вот один из таких образчиков - реклама торговца парфюмерией в Херсоне: «Во время холерной эпидемии не пустой забавой является привычка душить руки и платок. Духи бронируют руки при прикосновении с заражёнными предметами, а платок, смоченный духами, является батареей, грозящей бациллам и вибрионам. Поэтому врачи рекомендуют в холерное время ходить во всеоружии целебных свойств духов, которые являются самым приятным и лёгким видом дезинфекции».

Проблемы красоты и молодости
Желанием женщин выглядеть красиво и привлекательно пользовались немало шарлатанов разных мастей. Они предлагали под видом панацеи и «патентованных» средств сомнительные косметические кремы и мази, особо при этом не рискуя, ведь ожидание желаемого эффекта - процесс весьма длительный, причём с первого раза улучшения могут быть малозаметны. Как сообщал опять таки, херсонский «Югъ», в широко разрекламированном креме «Нарцисс», продававшемся в местных аптеках по цене 1 рубль 20 копеек и предназначенном для омоложения кожи лица, кроме бараньего жира, обыкновенного мела и ещё каких-то ароматических ингредиентов «для запаху» ничего больше не было! Зато была «правильная» реклама в газете и даже с грифом «опасайтесь подделок». Вот только, эффекта от использования этого оригинального продукта можно было без пользы ожидать годами.

Но, похоже, проблема красоты и молодости волновала женский пол во все времена, ибо рекламу различных косметических средств можно было отыскать в каждом номере газет, выходивших «шесть раз в неделю, кроме выходных и праздничных дней»: «Молодость дают нежное чистое лицо, свежий, молодой вид, белая, мягкая, как бархат, кожа и ослепительно красивый цвет лица. Всё это достигается от употребления мыла “Конёк”. Требуйте только красную упаковку. За кусок - 50 коп., в продаже везде».

«“Каптоль ” - лучшая вода для волос, для очищения, освежения, укрепления головной кожи, оживления нервов. Особенно против головной перхоти... (и т. д.). Приготовлена по указанию доктора медицины Эйхгофф в Эльберфельде. Единственный фабрикант Фердинанд Мюльгенс - поставщик Двора Его Императорского Величества».

Почётное звание «поставщик Двора Его Императорского Величества» было особой отметкой, пользовавшейся безграничным доверием и, конечно, несмотря на строгости получения звания и надзор за его использованием, случалось, кто-либо из не совсем честных торговцев присваивал себе его самолично. Кстати, быть может, по этой самой причине имени упоминаемого здесь «единственного фабриканта Фердинанда Мюльгенса» в списке «поставщиков Двора Его Императорского Величества» найти не удалось.

А вот как рекламировали в херсонской прессе в 1914 году косметический крем «Дермозон», который, кстати, выпускается до сего времени. Реклама крема была размещена под заголовком «Как я стану красивой»: «Плохой цвет лица происходит обыкновенно оттого, что природа уж не в состоянии естественным путём сбросить ослабевший наружный слой. Цвет лица тогда становится бледным, пятнистым и некрасивым, несмотря на все применяемые средства. Но непосредственно под некрасивым каждая женщина обладает красивым цветом лица, и разумный метод - по возможности обновить верхний слой...»

Далее говорится, что только полукрепкий «Дермозон» доктора Антона Мейера способен удалить «заглушающий верхний слой». «Удалением этой нечистой покрышки освобождается прекрасный, крепкий, натуральный юный цвет лица, находящийся под ней». Изделие лаборатории доктора Мейера можно было купить в Херсоне по цене 1 р. 50 коп. - 30 г. Правда, какой-то местный брюзга утверждал, что для того, чтобы подольше сохранить молодость кожи, нужно просто прекратить всякое пользование кремами и мазями и чаще умывать лицо холодной водой.

Уличные тумбы, ходячая реклама
В начале XX века Херсонская городская управа решила навести порядок в бесконечном хаосе местной уличной рекламы. В первую очередь была запрещена вся «поперечная» реклама, то есть различные вывески, висящие над головой публики. К дальнейшему использованию допускались лишь крепко закреплённые на стенах. Затем запретили вывески на «еврейском диалекте»: оказывается, в Херсоне было немало больших и малых торговых точек с надписями на идиш.

И, наконец, запретив расклейку рекламной продукции на энергосиловых, телеграфных столбах, на заборах и стенах домов, управа установила в самых многолюдных местах города специальные каменные тумбы для размещения рекламы.

Не стану рассказывать о всех перипетиях, связанных с нарушением строительным подрядчиком сроков сдачи объектов и шулерской подменой строительных материалов более дешёвыми. Скажу лишь, что с большим запозданием тумбы были возведены и сданы в аренду некоему Гопнеру. Обязательное постановление управы предусматривало полный запрет стихийных расклеек, отныне размещать рекламу и объявления можно было только на гопнеровских тумбах и за определённую плату. Вот только насладиться в полной мере рекламной монополией Гопнеру не довелось. Именно в это время, по примеру лондонской живой рекламы, зародившейся там ещё в XIX веке, в Херсоне появились люди-бутерброды, представлявшие собой, по определению Чарльза Диккенса, «кусок человеческого мяса между двумя ломтиками склеенного картона». На картоне спереди и сзади разносчика размещалась сама реклама. А ещё, чтобы носителя рекламы было видно издалека, иногда в руки ему давали флаг с (как сейчас бы сказали) «логотипом» фирмы.

Обиженный Гопнер обратился с жалобой в городскую управу, а та, в свою очередь, к Херсонскому полицмейстеру с целью запрещения подобных видов рекламы. Однако, что-то там не срослось, и ходячая реклама продолжала дефилировать улицами города. Противостояние Гопнера с носителями новых для Херсона рекламных идей тянулось долгое время и закончилось вничью - появлением новых правил размещения рекламы с некоторыми оговорками.

Рекламное стихоплетство
В одном из предыдущих номеров я уже касался стихотворной рекламы табачных гильз фирмы Гольцмана, нанимавшего за приличное вознаграждение местного пиита.

«Если скучно тебе, коль тоска на душе,
За покой твой, за рай твой я душу отдам.
Ты приди на досуге, мой ангел, ко мне...
Гильзы Гольцмана я тебе дам...»

Однако, похоже, Голыдман был всего лишь подражателем, а первая стихотворная реклама появилась в херсонских газетах в 1910 году, рекламировала она ресторан Николая Егорова при гостинице «Лондонской» и начиналась также с грусти:

«Когда взгрустнётся вам порой
И затуманится чело,
То вот вам мой совет простой,
Я от души даю его:
Скорей, без лишних разговоров,
Скорей спешите в ресторан,
Что держит Николай Егоров,
И отдохнёте духом там.
Там в Лондонской всегда найдёте
Вы всё, что можно пожелать,
Там вкусно поедите и попьёте,
И лучшего нигде вам не сыскать.
Там упоительно и страстно
Оркестра музыка звучит,
Там так уютно и спокойно,
И так заманчив общий вид.
А главное, скажу вам по секрету,
Что там всё дёшево всегда.
И я клянуся всему свету,
Там не дерут с вас никогда.
Итак, к Егорову скорее -
Там в Лондонской всегда найдёшь,
Что повкусней и посвежее,
И мило время проведёшь».

Да, великая всё же вещь - хорошая реклама!

Александр Захаров
Джерело: «Гривна-СВ».- №39 (983).- 24.09.2020.- стр.13

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.