on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Херсон на пути прогресса. Часть 5

 

 Херсон на пути прогресса. Часть 5

Похоже, технический прогресс, набиравший обороты во всём мире, как-то уж очень часто «тормозил» в губернском Херсоне, оставляя нереализованными очень нужные городу и людям проекты и идеи, о чём я уже рассказывал в предыдущих номерах «СВ»

Не повезло в Херсоне с реализацией (впрочем, до сих пор не везёт) и утилизационному мусорному заводу, проект постройки которого рассматривало городское управление ещё с конца XIX века.

Между прочим, газетные публикации «Юга», делясь передовыми технологиями, предлагали даже вариант получения технического газа из бытовых отбросов, которым можно было освещать городские улицы. В то время эксперименты со «свалочным» газом уже успешно были проведены за границей, в частности в Англии, где новое дешёвое горючее вполне реально должно было заменить дорогой генераторный газ, полученный путём пиролиза угля и горючих сланцев.

«Очень заинтересованы новым способом уличного освещения, который займёт, по отзывам, первенствующее место между всеми существующими способами. Ибо он в силе света не уступает электричеству и превосходит его дешевизной ухода и безопасностью. Газ добывается из городских отбросов и даёт яркое освещение, совершенно не коптящее пламя при обыкновенном давлении в газопроводах. Этим способом достигаются две цели; во-первых - дешевизна освещения, во-вторых - полное уничтожение дорогостоящих свалок, все отбросы, всякий мусор будут отправляться на газовый завод» - писала в те дни газета «Югъ».

Заметьте, уже тогда, в далёком XIX веке, существовавшие свалки бытовых отходов считались «дорогим удовольствием», что же говорить о свалках нынешних, века XXI, когда объём мусора на душу населения возрос в сотни раз.

В конце XIX века в Херсоне идею устройства завода долго рассматривали, «муссировали и обкашливали», похоже, пытаясь извлечь какую-то личную выгоду, и, как водится, задробили. Впрочем, с подобными проектами к херсонским «отцам города» обращались не раз и не два.

Одним из последних дореволюционных проектов был предложенный в 1910 году неким Брейбурдом - проект утилизационного завода с печами-деструкторами, сжигающими мусор при высоком температурном режиме. Такие печи были успешно опробованы в соседней Одессе и вполне бы устроили Херсон, однако отсутствие консенсуса в городской думе не дало шанса на жизнь и этому проекту.

А ещё с конца XIX века в Херсоне велись разговоры об устройстве в городе канализации вместо запрещённых поглощающих колодцев, поганивших подземный водоносный слой. «Главные задачи: устройство водопровода, канализации и трамвая... » - писали тогда газеты.

Ну, с водопроводом как-то справились благодаря ростовскому купцу Дмитрию Пастухову, владельцу завода по изготовлению водопроводных труб, а вот остальные главные задачи в те времена не были реализованы.

Опять же, грандиозный многолетний государственный проект строительства водного канала Херсон - Рига, зародившийся также ещё в XIX веке и призванный, миновав запорожские пороги, соединить Чёрное море с Балтикой, о котором тогда много писали и говорили, после проведения геодезических работ был свёрнут и отставлен «до лучших времён». Правда, в этом случае имелась весьма веская причина - началась германская война 1914 года - Первая мировая.

Может быть, к этому проекту и вернулись бы после победного окончания войны, но, как известно, победы не случилось. Колосс огромного государства не устоял на своих глиняных ногах - и «будущее страны» перешло в руки большевиков.

Ничего не получилось в Херсоне и у «Акционерного общества для постройки экономических путей сообщения и механических приспособлений системы Артур Коппель». Эта фирма производила оборудование для узкоколейных дорог, в том числе и локомотивы с вагонами. «Общество предлагает устроить в Херсонском уезде рельсовые пути для движения по ним обыкновенных телег. Такой рельсовый путь в продолжение нескольких лет не нуждается в ремонте. Колёса нагруженных телег не врезаются больше в землю, т. к. груз воспринимается рельсами. Телега, запряжённая при обычных условиях двумя лошадьми и в плохую погоду еле-еле передвигающаяся при помощи трёх лошадей, на рельсовом пути с лёгкостью передвигается одной...» - создавало себе рекламу общество в местном «Юге».

Однако же теперь уже уездная земская управа не повелась на посулы. Известно, что городская управа Херсона вела какие-то переговоры с иным подобным обществом - «Южным обществом подъездных путей», которое во второй половине 1890-х вело строительство узкоколейной железнодорожной линии Рудница - Ольвиполь. Однако вскоре после появления проекта устройства электрической станции в Херсоне, электроосвещения и трамвая от услуг «Южного общества» также отказались.

Впрочем, было-таки принято решение об устройстве короткой линии-узкоколейки от железнодорожной станции Херсон до причала на Военном форштадте у крепости для погрузки на иностранные пароходы доставляемой на станцию криворожской руды. Подряд на устройство линии сдали местному предпринимателю Рабиновичу, внёсшему залог в 5 тысяч рублей. Вот только достаточно скоро он от подряда отказался и попросил вернуть залог. Правда, залог ему так и не вернули, обратив средства в пользу города.

Все эти «несложившиеся» проекты тесно переплелись с так и не осуществлённым проектом устройства в Херсоне электростанции, электрического освещения и трамвая, а договор, подписанный с бельгийским подданным господином Рындзюнским, о котором я уже вскользь упоминал в своём повествовании, «связавший руки» действиям горуправы, был разорван только по прошествии нескольких лет.

Устав бесцельно ждать обещанный городской транспорт, инициативные обыватели вышли в 1905 году в городскую думу с предложением устройства в городе линии конки, которая связала бы Военный форштадт с центром города. Причём от города требовалось лишь утверждение проекта и небольшая денежная субсидия, так как сознательные сограждане предлагали провести сбор средств и взять на себя львиную долю расходов. Специальная комиссия от городского управления, подсчитав, составила смету предполагаемого предприятия и пришла к выводу, что идея финансово неприемлема, доходов от перевозки пассажиров не хватит даже на содержание лошадей и служителей, не говоря уж о налогах. Пришлось военнофорштадтцам, как и прежде, обходиться «линейкой», запряжённой парой неспешных лошадей, курсировавшей по маршруту Военный госпиталь - Рыбный базар.

Интересно, что за проезд на этом неспешном и тряском транспортном средстве можно было рассчитаться не только «пятачком», но и продуктами в эквиваленте. А ещё с причалов Военного форштадта и до «зелёного базара» в порту ходил небольшой катерок, проезд на котором стоил всё тот же пятачок, правда, тут уж продуктовый эквивалент «не прокатывал».

Теперь, чуточку отступив от нашего исторического повествования, обратимся к более поздним, советским временам. В конце 1950-х в СССР приступили к осуществлению решения партии и правительства «Об использовании тростника в качестве сырья для производства целлюлозо-бумажной продукции». А так как богатейшие запасы сырья сосредоточены в низовьях Днепра, то перерабатывающий его завод решено было возводить в тогдашнем Цюрупинске. Мощный завод, один из самых крупнейших в этой отрасли в СССР, был построен достаточно быстро и в начале 1960-х стал выдавать продукцию, практически полностью обеспечив потребность советского автопрома в фильтровальных материалах. Кроме этого, на заводе изготовляли иные типы целлюлозной продукции, скажем, облицовочный материал для мебели, который в полной мере заменял дорогостоящий древесный шпон. Газеты того периода с восторгом сообщали о новых технологиях в производстве целлюлозы, внедрённых на предприятии.

Хотя, как известно, новое - это хорошо забытое старое. Ещё в конце XIX века с целью аренды участка земли у города в Херсонскую городскую управу обратился инженер Антон Фосс. На арендованной земле саксонский подданный планировал устройство писчебумажной фабрики, как писали местные газеты, «... для выделывания высших сортов бумаги из камыша и древесных опилок».

Продолжение следует

Александр Захаров

Джерело інформації: «Гривна-СВ».- №47 (1044).- 25.11.2021.- стр.4

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.