on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.10.2021, 15:09

Предметна фотозйомка: секрети та поради від професійного фотохудожника

    Хочете підкорити всесвітню мережу власними виробами? ...
13.10.2021, 11:17

Як Херсон відзначатиме День захисників і захисниць України

    У міcькрaді зaтвердили плaн зaходів до Дня зaхиcників ...
13.10.2021, 11:14

У Новій Каховці відбувся «День музики», присвячений 45-річчю музичного відділення дитячої школи мистецтв

    Учні та викладачі музичного відділення КЗ «Новокаховська ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Пішки навколо світу ... через Херсон

 

Пешком вокруг света... через Херсон

Несомненно, путешествовать по миру желает каждый из нас, причём путешествовать с комфортом, в достатке и, если можно, по заманчивой схеме «всё включено»

Вообще, похоже, блага цивилизации совсем испортили современное человечество этим своим комфортом, и всё меньше и меньше остаётся желающих прогуляться до ближайшей булочной, не говоря уж о пеших путешествиях на дальние расстояния. Ночлег в палатке или под открытым небом у костра, дневные изнурительные переходы на своих двоих, тяжеленный рюкзак с продуктами и вещами за плечами и все удобства на природе - это уж совсем на любителя.

Предлагаю каждому вспомнить свой наидлиннейший маршрут, который удалось ему преодолеть, полагаясь лишь на мышцы своих ног. Я, например, однажды, лет эдак двадцать пять назад, за раз махнул расстояние в 300 километров, отделяющее город Благовещенское (бывшая Ульяновка Кировоградской обл.) от Херсона, правда, не пешком, а на самом что ни на есть отечественном велосипеде «Украина». По времени это получилось что-то более полутора суток без сна и отдыха, зато есть теперь что вспомнить. Пешие переходы были куда скромнее, 25-30 км, скажем, от села Геройское по берегу Ягорлыцкого лимана до северной оконечности Кинбурнской косы.

А между тем, в забытой уже истории нашего города пешие путешествия на огромные расстояния были вовсе не в диковинку. Полистав подшивки старых, дореволюционных херсонских газет, можно отыскать предложения о таких переходах в Скадовск, Асканию Фальц-Фейна или о велопутешествиях в Арнаутку, Станислав и обратно. Причём чаще всего это было рассчитано на несколько дней и проходило без всякого вознаграждения в пользу устроителей, а личные затраты путешественников исчислялись минимумом продуктов питания и денежными средствами от пятидесяти копеек до рубля на непредвиденные расходы. Да что там говорить, если даже херсонские богомольцы, некоторые весьма почтенных возрастов и с минимумом достатка, не считали великим подвигом преодолеть пешим ходом 500 вёрст, отделявших Херсон от благодатных церквей Киева, чтобы поклониться святым мощам. Правда, времени на это путешествие уходило порой совсем немало, а в пути могло случиться всякое.

Иногда пешие путешественники преследовали определённые цели, как, скажем, сотрудник латвийской газеты «Латвеетис» Андерсон, предпринявший путешествие «по городам и весям» с целью создания достойного имиджа своей газете. Репортёр задался целью обойти всю европейскую часть империи, публикуя серии репортажей с маршрута и неплохо на этом заработать. В дороге Андерсон знакомился с жизнью населения сёл и городов, делал массу фотографий и отправлял готовый материал почтой в адрес редакции. А там уже с нетерпением ждали, чтобы представить в очередном номере репортаж путешественника с продолжением и комментариями.

В Херсоне путешественник оказался тёплой погожей осенью 1901 года и гостил около недели, прочитав несколько лекций в Народном доме, знакомя местную публику с наиболее интересными эпизодами своих путешествий. Стоит отметить, что подобные лекции с отчётом о путешествиях херсонцам были уже не в новинку и собирали достаточно много разношерстной публики, желавшей узнать что-то новенькое, ведь до информационной эпохи, представленной радио и телевидением, оставалось ещё не одно долгое десятилетие.

Дальнейший путь из Херсона Андерсон держал в Екатеринослав, а конечным пунктом путешествия должна была стать Либава (ныне Лиепая), в которую он планировал возвратиться к концу октября 1901 года, преодолев при этом 2300 вёрст.

В 1909 году в Херсоне несколько дней находился и также выступал с лекциями в зале Народной аудитории известный путешественник X. М. Николов, который, по сообщению местной прессы, более 10 лет странствовал пешком по государствам Азии и Африки.

Вообще в прежней жизни болгарин Николов успел послужить в армии и уйти в отставку в чине капитана, затем был преподавателем географии и истории в гимназии города Видии и наконец, заключив пари на 200 тысяч франков с Болгарским географическим обществом, отправился путешествовать по миру пешком. Согласно пари, пешеход-путешественник должен был за 15 лет обойти все населённые страны земного шара. На момент прибытия Николова в Херсон он путешествовал уже около десяти лет, зарабатывая себе на жизнь научными лекциями о географии посещаемых им стран.

Забегая вперёд, скажу, что по сути пари с географическим обществом пешеход-путешественник выиграл, вот только выигрыш получить так и не сумел, в Европе началась мировая война... Впрочем, война помешала стать богатым и некоторым другим путешественникам, о которых расскажу чуточку позже.

В 1911 году Херсон посетил шведский мореплаватель, совершавший кругосветное путешествие на маленькой лёгкой шлюпке. Так что Ален Бомбар, в одиночку пересёкший Атлантический океан в 1952 году, был далеко не первым мореплавателем-одиночкой. В трудный путь по мировым морям и океанам отважный швед отправился также вследствие заключённого на крупную сумму пари. Финальной частью его путешествия стал маршрут вверх по Днепру мимо Херсона, через пороги, практически по проектируемому к осуществлению в будущем водному пути «канала Императора Николая II», обещавшего соединить Чёрное море с Балтийским.

Выходом шведа-путешественника в Рижский залив и форсированием Балтийского моря закончилась его почти трёхлетняя морская эпопея, а в родной Швеции ждала награда, обеспечивавшая его безбедное существование в будущем.

Вообще, похоже, держать пари в те времена было любимейшим развлечением публики, не слишком искушённой зрелищами. Любили пари и у нас в Херсоне. Так, однажды бывший воспитанник алешковской гимназии Берман проплыл на спор расстояние в 16 верст (15 км) от херсонских городских купален до Голой Пристани.

Пустился в плаванье он в 10 часов 20 минут утра и финишировал в Голой Пристани в 1 час 45 минут пополудни, затратив на это 3 часа 25 минут. Ради чистоты пари и в целях безопасности пловца сопровождала лодка с его товарищами и спорщиками. Конечно, ставки пари херсонцев были куда как скромнее ставки шведского путешественника-мореплавателя.

В том же 1911 году, буквально спустя пару дней после отъезда «плавучего шведа», в начале июня в Херсон прибыли румынские путешественники - студенты братья Константин и Василий Ионеско, заключившие пари в 40 тысяч франков, согласно которому должны были за 6 лет пешком совершить кругосветное путешествие. По оговорённым правилам, путешественникам разрешалось пользоваться только пароходами.

На момент пребывания в Херсоне братья странствовали по миру уже порядка четырёх лет. Стеснённые в средствах для продолжения путешествия и пропитания, по прибытии в любой населённый пункт братья тотчас давали в местной газете стандартную (так как совершенно не говорили на иных языках, кроме румынского) заметку о своём прибытии и отправлялись в общественные места, где продавали свои фотопортреты и автографы за хорошие деньги любопытной публике.

Херсонская публика охотно раскупала фото братьев-туристов и даже жертвовала студентам некоторые суммы сверх меры для продолжения их путешествия. Хотя, впрочем, время от времени в печати раздавались голоса против «коллективных прикармливаний» подобных путешественников: «Бродят по всему миру, ничего не делая, а им за это ещё и деньги предлагают...».

Стоит отметить, что пресса того периода ещё слабо была знакома с фотографией, тому причиной были чисто технические препятствия. Посему фото героев репортажей печатали редко. А если уж подобное случалось, то хорошим качеством газетные фото явно не отличались, что позволяло всяким проходимцам действовать по принципу Остапа Бендера и его компании, снимавшим «сливки», двигаясь на лже-головной машине впереди автопробега. После газетных публикаций о путешественниках, собиравшихся в ближайшее время посетить тот или иной город, на его улицах появлялись весьма подозрительные личности, пытавшиеся выдавать себя за героев публикаций и изъяснявшиеся на ломаном русском языке. Иногда им даже удавалось получить некоторые суммы с местных меценатов или заработать на продаже фальшивых лекционных билетов. Так что, авторам «Золотого телёнка» особо ничего выдумывать не пришлось.

Между прочим, в начале XX века в Херсоне тоже был свой неутомимый путешественник. Как сообщали местные газеты, некто М. - песенник и гармонист, который каждый сезон отправлялся пешком с «гастролями» по губерниям необъятной империи, добывая пропитание игрой на гармошке и песенным талантом, возвращаясь в Херсон уже поздней осенью.

К сожалению, кроме скудной газетной информации больше о таинственном херсонском музыканте-путешественнике  М. ничего неизвестно...

В 1912 году в газете «Южная Русь» была напечатана небольшая заметка: «Вчера утром прибыли из Одессы в Херсон известный французский путешественник Андре Мартен со своей супругой Ирмой. Мартен начал своё путешествие пешком в 1907 году, побывал во всей Европе, обошёл вокруг Африки, где был убит его коллега Жорж Вонье, Малой Азии и России... Путешествие должно закончиться 23 апреля 1922 года (то есть продолжаться 15 лет). К этому времени Мартен покроет 165 тысяч километров и прибудет в Париж, где ему будет выдана премия в 200 тысяч франков».

Всё началось с того, что Французское географическое общество предложило в 1907 году премию в 200 тысяч франков тому, кто совершит пешее кругосветное путешествие по определённому маршруту, в котором 35 тысяч километров отводилось путешествию по железной дороге, ещё 35 тысяч - путешествию на пароходе, а остальные 95 тысяч километров нужно было пройти пешком, в среднем за 15 лет следовало проходить ежедневно около 20 километров.

Принявших участие в этой географической авантюре (а их оказалось 22 человека) не остановило и то, что путешествовать нужно было за свой счёт, отправляясь в путь без денег, зарабатывая средства на путешествие чтением лекций, продажей своих фото и демонстрацией продукции кинематографа. Призовые деньги получал по окончании путешествия и прохождения всех контрольных точек на маршруте победитель, все остальные оставались «при своих интересах». При таких условиях, путешествие оказалось не из лёгких, и часть авантюристов отсеялась ещё в европейских странах.

Азия и Африка встретила оставшихся смельчаков смертельными опасностями, гибелью нескольких участников предприятия, так что границу Российской империи в 1911 году пересекли лишь 8 человек. Правда, в дальнейшем некоторые путешественники, в том числе и Мартен, таки пополнили свои ряды женитьбой на русских барышнях. Херсон молодожёны Мартен посетили уже вместе.

Пешее путешествие по империи заняло несколько лет. С 1913 года маршрут пролегал через Китай, Индию, Японию, Америку, Австралию и вновь теперь разрушенную Европу, в которой уже отгремела мировая война. По некоторым весьма скудным сведениям чете Мартен удалось со многими трудностями в срок завершить путешествие в 1922-м. Но... послевоенный кризис и инфляция обесценили некогда крупный денежный приз практически до нуля.

Александр Захаров       

Джерело інформації: «Гривна-СВ».- №10 (1007).- 11.03.2021.- стр.13

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.