on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

15.04.2024, 23:51

Серія картин еротичного жанру. У Херсоні художниця презентувала виставку "Гола правда"

  Херсонська художниця Оксана Оснач презентувала у місті виставку ...
13.04.2024, 11:07

Обстріляний, але живий: Херсонський театр привіз до Чернігова зворушливу виставу

Днями у Чернігові побував Херсонський академічний театр імені Миколи ...
13.04.2024, 11:04

У Херсонській громаді не закрили жодного закладу культури - МВА

  У Херсонській громаді не закрито жодного закладу культури ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Архітектура Херсона > Городское собрание – лицом к лицу

Городское собрание – лицом к лицу

17.02.2005

На следующий день после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков здание Херсонского городского театра было взорвано. Восстановить его не представлялось возможным, но театр городу, ставшему областным центром, прошедшему тяготы войны, был крайне необходим.
Здание неординарной архитектуры, с большим залом, хорошей акустикой нашлось. На то время в Херсоне их было несколько - с хорошими залами: бывшая филармония, например, или бывший дом Офицеров. Выбрали же Клуб имени Ленина. Не тот, который в последнее время существовал на улице Суворова, а на Ленина. Глядя на старую фотографию драматического театра на улице Ленина, трудно соотнести эту постройку с той, которую мы видим сегодня. Ну неужели театр мог быть в таком чудовищном, обезображенном сооружении, похожем на какой-нибудь торговый павильон колхозного рынка? Так его, кстати, и используют иногда - Дворец культуры судостроителей. Молодое поколение не представляет, что не для ярмарок оно было построено, и что на втором этаже ещё есть большой зрительный зал со сценой, что он, потрёпанный временем, ещё производит впечатление. Мне кажется, за "убийство" архитектуры тоже нужно судить. Как оправдать такую жестокую "реконструкцию" здания судозаводом? Он-то мог себе позволить построить в таком роде новое современное здание где-нибудь на Острове, зачем же искажать старинную постройку. Да и теперь, путем "выдавливания" из Дворца культуры судостроителей творческих кружков, концертов - без объяснения причин - не совершается ли преступление? К чему готовят здание, не пытаясь спасти его от неизбежного разрушения? Неужели не хватает арендных поступлений на ремонт, хотя бы внешний, хотя бы кровли? И какой "умной" голове понадобилось снять верхушки каменных столбов ограды соседнего сквера, ведь это только способствует ускорению разрушения камня, такого восприимчивого к влаге? Даже если ни у кого тайных намерений и нет, то выглядит всё заранее продуманным преступным планом.

Это одно из немногих общественных зданий в Херсоне, сохранивших свою дореволюционную функцию: было это нечто вроде Дворца культуры или клуба с названием Городское собрание. В упомянутом сквере, который ранее назывался "Павловским", в былые времена ежедневно или через день играл оркестр, нанимаемый Собранием. Уже в 1905 году (!) в садике демонстрировался "Синематограф". Не первый ли это летний кинотеатр? Скверик, устроенный губернатором Павлом Клушиным, был известным местом культурного отдыха. Здесь был и сад с аллеями и скамейками, и бассейн с фонтаном, даже колоннада, подобная одесской у Воронцовского дворца. Именем основателя этот сквер называли, искренне, с благодарностью.

Клушин же в годы своего губернаторства (1861-1868) выстроил и Городское собрание. Учреждение примечательное. В отличие от сословного Дворянского собрания, Городское было демократичным в членском составе. Здесь музыканты, художники, архитекторы, банкиры, юристы, представители городской администрации сообща могли решить многие городские проблемы. В здании проводила заседания Городская дума до постройки собственного помещения (ныне художественный музей). Деньги Городское собрание получало с членских взносов (при очень грубом соотношении, около 200 гривень в год), с входной платы, аренды зала, игорного бизнеса... Здесь, может быть, первый городской кегельбан открылся. Его устроили в 1903 году. В свою очередь, постоянной статьёй расходов Городского собрания были пожертвования благотворительным обществам помощи нуждающимся, устройство семейных вечеров, маскарадов, приглашения известных артистов. "Тут в серпні 1879 р. виступав з концертами великий російський композитор М.П. Мусоргський" - до сих пор можно прочесть на мемориальной доске, чудом сохранившейся. Доска, впрочем, не вместила бы всего, что связано с этим зданием. Известный русский пианист и композитор Александр Скрябин, скрипач и дирижёр Леопольд Ауэр, да и прославившийся в Советском Союзе ансамбль "Світанок", созданный при Дворце судостроителей, также заслужили упоминания. Но наличие самой "доски" на таком сооружении выглядит нелепо. Странное отношение у нас к памятникам архитектуры и истории, всё делается под девизом: "Нет памятника - нет проблем". Херсон был далеко не последним городом в России, в Советском Союзе, а теперь едва не самый отсталый в Украине. Не своими ли руками мы губим будущее ради сиюминутных выгод, экономя на красоте, чести и совести?

Сергей Дяченко,
архитектор, сотрудник отдела истории Херсонского краеведческого музея
Газета «Вгору» 17 февраля 2005

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.