Гостиничный бизнес Херсона: звезды с неба не падают ...
С ностальгией смотрят современные отельеры старые советские комедии, где администратору, прикрывающемуся табличкой «Мест нет», суют взятку. Ситуация абсолютно невозможная в наше время. Сейчас впору давать взятку клиенту за то, чтобы он поселился в гостинице.
В справочнике «Херсон», изданном в 2004 году, были адреса и телефоны пяти отелей. Ненавязчивый, но дешевый сервис десятилетней давности обеспечивал минимум услуг и по количеству койко-мест удовлетворял запросы города, считающего себя курортным.
Но представляя перспективные планы развития города, все градоначальники Херсона неоднократно подчеркивали необходимость расширения инфраструктуры, обслуживающей курортников и транзитников. Ставилась задача: отхватить свой кусок туристического бизнеса Украины и обеспечить приезжающих не только херсонскими помидорами и арбузами, но и надлежащим гостиничным сервисом.
Сегодня в справочнике «Херсон» значится восемь отелей и два общежития для приезжих. На самом деле гостиниц больше двадцати пяти (точную информацию о количестве и качестве гостиничной инфраструктуры города получить невозможно). Просто большинство работает в теневом секторе, а те, кто вошел в правовое поле, неохотно себя конкуренция на этом рынке услуг большая, соответственно, выбор у клиента есть.
Гостиничное хозяйство города претерпело и определенные структурные изменения. Гостиницы «Киев» и «Первое мая» перепрофилированы в офисные центры разного уровня комфортности. В отеле «Первое мая» еще можно снять номер, но уровень сервиса отпугивает даже самых невзыскательных клиентов.
Отельный комплекс «Бригантина», рассчитанный на 200 мест, в связи с тем, что часть удобств находится на этаже, не имеет звездного индекса. Но по уровню предоставляемых услуг «Бригантина» считается одной из лучших гостиниц Украины, о чем свидетельствуют многочисленные награды.
Трехзвездочный «Фрегат», один из самых мощных гостиничных объектов города, делает все возможное, чтобы завлечь туристов и курортников. Но гигантомания, столь свойственная эпохе развитого социализма и воплощенная в архитектурном ансамбле комплекса, сегодня настораживает приезжих.
Отдыхающие предпочитают маленькие, уютные гостинички, с домашней кухней и ненавязчивым сервисом. И такие в городе есть. Частный гостиничный бизнес для Херсона - дело новое и достаточно необычное. Херсонские владельцы приватных отелей считают, что этот бизнес перспективен и выгоден.
Недавно в Украине вступили в силу два стандарта, регулирующих гостиничную сферу: «Послуги туристичні. Засоби розміщення. Загальні вимоги» и «Послуги туристичні. Класифікація готелів». Цель этих нововведений - привести в соответствие с европейскими стандартами национальное законодательство и сориентировать хозяев строящихся и реконструируемых отелей на строгое соблюдение норм. Проводится оценка на соответствие минимальным требованиям к материально-технической базе и услугам отеля. Пока еще ни одна гостиница не прошла процедуру классификации на соответствие новым стандартам. Отельерам дана возможность изучить документы и «подтянуться» к новым требованиям.
Непотопляемый «Фрегат»
Бури, бушевавшие более двух лет назад вокруг гостиничного комплекса «Фрегат», утихли. Киевские акционеры (имеют 36, 7 % акций), определившись с тем, кто в доме хозяин, занялись капитальным ремонтом своей собственности. Привели в порядок отопление, систему водоснабжения и канализации. Директора комплекса Лидию Путину новые правила не пугают. Более того, «Фрегат» активно работает над приведением своей материальной базы в строгое соответствие с современными стандартами. На трех этажах идет евроремонт, из 210 номеров останется только 180, зато повышенной комфортности. Кстати, цены на гостиничные услуги в Херсоне не ниже чем в Киеве. Номер «люкс» и у нас, и в столице тянет под 400 гривень. Поэтому клиенты со средними доходами предпочитают частников, сдающих квартиры посуточно за более доступную цену. В газете «Из рук в руки» таких объявлений более чем достаточно.
Хозяева больших отелей клиентов ищут везде, даже в Интернете, и все же заветная табличка «Мест нет» пока не востребована. Во «Фрегат» идет клиент, в основном, крупный, корпоративный. То есть едут группами на семинары. Лидия Никитична очень нарекает на частный гостиничный бизнес, который выбивает богатых одиночек, ищущих уединения и покоя.
Летом приезжают группы иностранцев. А вот в осенне-зимний период часть номеров пустует. За счет расширения услуг комплексу удалось закончить финансовый год с прибылью всего в 400 тысяч гривень. А ведь еще в прошлом году убытки составили 174 тысячи гривень.
18 лет на плаву
Вот уже много лет ассоциация гостиниц и гостиничных объединений Украины отдает почетное первое место среди гостиниц своего класса нашей херсонской «Бригантине». Директор ОАО «Бригантина» (а по совместительству преподаватель предмета «гостиничное хозяйство» в Национальном университете культуры) Валентина Кулжинская, не только хорошо осведомлена о новых правилах, она была одним из разработчиков этих стандартов.
Что можно сказать о гостиничном комплексе, который за 18 лет своего существования, пережив эпоху упадка, дождался периода подъема? Цифра доходов, к сожалению, не озвучена - коммерческая тайна - но, как известно, внешний вид о многом говорит. И состояние номеров, баров, ресторанов, сауны (а в перспективе строительство на крыше отеля поля для мини-гольфа) свидетельствуют о нормально функционирующем бизнесе.
Проблемы, конечно, есть, и они абсолютно идентичны тем, которые имеют все крупные отели Украины. Целенаправленный поиск клиента дает положительный результат только в осенне-зимне-весенний период. А вот лето - не сезон. Летом группы туристов оседают во «Фрегате», а в номерах «Бригантины» гостей немного.
Относительно «отсутствия звездности» Валентина Петровна высказалась категорично: дешевые номера по 25 гривень тоже нужны, ведь далеко не все могут снять «люкс» за 390 гривень. Да и звездная индексация не всегда свидетельствует о высоком качестве услуг.
Хозяин частной гостиницы
Свежеиспеченная приватная гостиница на 11 номеров, открывшаяся всего год назад и работающая в легальном секторе экономики, весьма привлекательна для клиентов. По уровню цен на «люксовые» номера (370 гривень в сутки) она не отличается от больших гостиничных объектов, а услуги, предоставляемые постояльцам, соответствуют стандартом трехзвездочного отеля. Евгений Андриенко, затевая свой бизнес, просчитал необходимые расходы и возможную прибыль: пока все в пределах нормы. О доходности частного гостиничного бизнеса говорит неуверенно, считает, что нужно еще поработать. Но за год работы уже появились постоянные клиенты, которых устраивает обслуживание и интимность, предлагаемая маленькими гостиницами своим клиентам.
Даже беглый и неполный обзор гостиничного хозяйства Херсона позволяет сделать следующий вывод: рынок этих услуг перенасыщен и борьба за клиента будет вестись в секторе расширения побочных, не гостиничных, а сопутствующих им услуг. Большие гостиничные объекты этим заняты уже сейчас. Снижение цен на номера как инструмент в конкурентной борьбе почему-то не усматривается, а практика государственного регулирования цен (как, например, в Греции) в Украине не принята. По убеждению тех, кто разрабатывал новые правила классификации отелей, цены на номера и услуги будут отрегулированы в процессе становления гостиничного бизнеса и приведения его в соответствие с мировыми стандартами.
Оксана Борисова
«Взгляд».- 27 января 2005 г.