Группа The Мля не прочь полететь в космос
БИВНИ беседуют с двумя основателями херсонской группы The Мля - Николаем Гоманюком (Мамоном) и Евгением Яненко.
Первое выступление группы The Мля мы наблюдали на фестивале «Дідцебаба» два года назад в кинотеатре «Украина». Что изменилось за это время - в группе, в концепции, возможно, в музыке? The Мля: Насчет состава - ну какой состав? Мы же не Кока-Кола, у нас нет стандартных ингредиентов. Люди приходят и уходят, только мы с Евгением остаемся - да, как Кока с Колой. А так, в принципе, ничего не меняется. Насчет концепции, так это Евгений является у нас автором и хранителем концепции. Он её даже не поленился изложить письменно.
Цитирую: «У Мамона должен быть менторский голос. Он - санитар, я - пациент. У него голос должен быть ниже, чем сейчас и, может быть, менее выразительным [менее - меньше выражения, в смысле выразительности), так как на слух выразительность-то действует отрицательно - у каждого своя выразительность, а наше с Мамоном главное - вбить текст и музыку в мозги слушателя, пусть адаптирует сам. Наши с Мамоном случайные совпадения (в нотах, ритме) должны вызывать эйфорию у слушателя, и, может быть, снисходительный кивок Мамона. То есть кивок как результат случайного совпадения. Особенно важна мелодичность мелодии (попсовость?), чтобы песня влезала в голову слушателю, а он потом интонировал (и воспринимал) умный текст по собственным возможностям и умениям. То есть слушатель должен думать, что он сам сможет напеть такую классную умную мелодичную песню прочувственнее, чем Мамон, и чище, чем я.
Я и музыка должны брать слушателя за душу, в то время как исполнение
Успокаивать слушателя, умиротворять и радовать должно мое фальшивоее пение.
(ровное) Мамона и его отвязная манера игры на гитаре должны действовать на слушателя буддистски, то есть (в последнем случае]успокаивать и устаканивать то, что вселили в слушателя мелодии и моя экспрессия. Успокаивать слушателя, умиротворять и радовать должно мое фальшивое пение. Но слушатель не должен мне завидовать (как все барабанщики завидовали Ринго Старру], дескать, такой профан, а вылез на сцену. Он (слушатель) должен как-то знать, что я автор текстов, и жалеть меня (типа: умная голова, да дураку досталась), в нашем случае умный чувак, да с дурным %, голосом (слухом)». The Мля задумывалась как полностью некоммерческий проект, с вокалистом, который вообще не умеет петь (Евгением Яненко). Некоммерческий проект подразумевает, что альбомов в их обычном понимании - с раскруткой, профессиональной записью и т.д. - быть не должно. Почему вы всё-таки решились на запись?
The Мля: Из хулиганских побуждений. Это как в анекдоте про гея-извращенца, которому нравятся женщины. Профессиональная запись для нас - это как раз то извращение. Но раскруткой и всем таким никто заниматься не собирается. The Мля не просто некоммерческий, он ещё и немузыкальный, а точнее - антимузыкальный проект. Нам так жалко тех бедолаг, которые, чуть научившись ковырять грифы или дрыгать попами, начинают пробиваться, раскручиваться, грезить признанием и стадионами. Мы по-прежнему считаем, что если придуманы шахматы, то играть в них не обязательно.
Мамон: Жека вообще был против всяких таких записей, это во мне лично заговорили низменные побуждения и желание самоутвердиться - и всё только потому, что в 9-классе мне одна барышня сказала, что у меня абсолютно нет музыкального слуха. Готовящийся альбом - это результат сотрудничества группы с аранжировщиком Богданом Бутовым. Это же очень интересно: посмотреть, как зазвучат твои песни в интерпретации человека из другой среды. А если этот человек профессионал, то это втройне интересно.
The Мля - нестандартный проект. По каким критериям вы определяете, получилась песня или нет? The Мля: Не знаю, у нас все время получается. Если не получилась - значит, она просто не появилась на свет.
Где можно услышать выступления группы?
The Мля: Мы выступаем очень редко. Раз в год. Это в 2008 году уже несколько раз вышло, наверное, потому, что год високосный. Последний раз выступали на слэме. Яненко добился на этом концерте высокого профессионализма - мы исполняли песню «Пьяная обезьяна», так Жека ровным счетом ничего не помнит из произошедшего. Вот в мае нас пригласили в Харьков выступить в Муниципальной галерее - везде картины, а мы поем. А вообще выступления подразумевают репетиции, а на репетициях мы всегда выкладываемся по полной, так, что на выступление уже не остается сил. В итоге мы стараемся даже не репетировать, куда уж там выступать.
Хотя бы примерно - когда планируете закончить первый альбом и будет ли он доступен для широкой аудитории слушателей? The Мля: Материал уже написан. Отберем десяток песен и будем писать по одной в месяц - так, глядишь, за год и сделаем. Вообще-то цели такой нет - записать альбом. Зачем и кому он нужен? Все песни должны стать составляющими элементами других арт-проектов.
Если бы у вас было много-много (в смысле - ОЧЕНЬ много) денег, то какую презентацию первого альбома группы The Мля вы бы устроили?
The Мля: Можно было в космос слетать. В невесомости поиграть. Можно было бы подводную лодку покрасить в желтый цвет и на ней выступить - мы же продолжатели The Beatles, а Маккартни со Старром пригласить подыграть на басу и барабанах - у нас же нет басиста - барабанщиком.
Что вообще вас вдохновляет писать музыку? Женщины? Алкоголь? Родина? Что-то ещё? Мамон: Я не знаю, что вдохновляет Жеку, но меня вдохновляют его тексты. Он постоянно хвастается, что у него нет слуха и голоса, но это все кокетство, потому что тексты его обладают неким заложенным ритмом, который легко обнаруживается даже при самом поверхностном рассмотрении. Зачем вообще нужно писать музыку? И нужно ли вообще?
Может, можно обойтись просто хорошими стихами?
The Мля: И стихов писать не надо. Даже хороших не надо писать. В слове «надо» уже заложено что-то вынужденное и даже рабское. Жека вот писал: «Не нужно оставлять следов, тем более неизгладимых». Так что до издания альбома дела, наверняка так и не дойдет. Главное - интересно проводить время, и ещё творчество должно отвлекать от всякого звериного паскудства.
Национальный вопрос: как в стране с украино-ориентированной культурной политикой вы собираетесь продвигать русскоязычный музыкальный проект [если собираетесь, конечно)?
The Мля: Не, не собираемся мы ничего продвигать. Мы итак продвинутые
The Мля учит молодёжь? Мамон: Опять тянет цитировать Яненко: «Я слишком хорошо понимаю, насколько бессмысленно их чему-то учить, насколько бессмысленно им чему-то учиться». Это он о детях писал, а молодежь - это тоже дети, только половозрелые.
Традиционно: ваше пожелание читателям газеты БИВНИ.
The Мля: Хотелось бы, чтобы читатели, и вообще, что бы они что-то читали. Это ж еще Тарас Шевченко советовал - учитесь мол, читайте , и своим не пренебрегайте, и у чужаков ума-разума набирайтесь. Спасибо!
Бивни. - 2008. - №54 (весна)
Публікація першоджерела мовою оригіналу