on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

13.10.2021, 11:17

Як Херсон відзначатиме День захисників і захисниць України

    У міcькрaді зaтвердили плaн зaходів до Дня зaхиcників ...
13.10.2021, 11:14

У Новій Каховці відбувся «День музики», присвячений 45-річчю музичного відділення дитячої школи мистецтв

    Учні та викладачі музичного відділення КЗ «Новокаховська ...
12.10.2021, 10:14

Херсонський театр отримав відзнаку Міжнародного театрального фестивалю у Туреччині

  З 7 по 10 жовтня Херсонський обласний академічний музично-драматичний ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Херсонська авіація має свою історію (продовження)

 

Херсонская авиация имеет свою историю (продолжение)

Как мы уже рассказывали в предыдущем номере «СВ», в мае 1928 года на аэродроме Николаевского военного авиагидроотряда состоялась передача представителям эскадрильи «Наш ответ Чемберлену» трёх самолётов, построенных на средства, собранные трудящимися

Пролетарский кулак британским лордам
Стоит напомнить, пожалуй, что в 1924–1929 годы Остин Чемберлен был министром иностранных дел Великобритании, а «ответ» появился как реакция советского государства на ноту, в которой Чемберлен требовал прекратить антибританскую пропаганду и поддержку гоминьдановского режима в Китае. «Ответ Чемберлену» вылился в организованный Осоавиахимом (Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству) широкомасштабный сбор средств для строительства новых самолётов.

Вообще подобные мероприятия в СССР были довольно частым явлением и, несомненно, служили укреплению военной мощи страны. Так, незадолго до «ответа Чемберлену», в 1923-м, в Стране Советов развернулась кампания по сбору средств на строительство военного флота в ответ на ноту тогдашнего министра иностранных дел Великобритании, вице-короля Индии (Индия была колонией Англии), лорда Джорджа Керзона. Тогда кампания проходила под лозунгом «Наш ответ лорду Керзону». Символизировал ее выходивший тысячными экземплярами плакат советского художника Георгия Алексеева с красноречивым воззванием к народу: «Ультиматум. Английское правительство предъявило СССР наглый ультиматум. Во имя сохранения мира СССР вынужден идти на серьезные уступки. Крепите вооруженную силу Советской республики, тогда покончим с уступками империалистам. Стройте Красный Воздушный Флот – сильнейшее оружие будущих войн!».

На алексеевском плакате были изображены взлетающий аэроплан с огромным кулаком вместо пропеллера и убегающий, стилизованный под общий «портрет буржуя» лорд Керзон. Изображение самолёта с кулаком оказалось весьма удачным и соответствовало духу времени. На его основе был налажен широкий выпуск значков «Ультиматум». Они стоили недорого, однако вместе с другими сборами позволили получить весьма ощутимую сумму для строительства самолётов, предназначенных для создания советской эскадрильи «Ультиматум».

А еще в 1923 году в СССР появился знаменитый «Марш авиаторов», начинающийся словами: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» и заканчивающийся приличествую­щими временам конфликта с Великобританией словами: «И верьте нам, на всякий ультиматум Воздушный флот сумеет дать ответ!». Однако, стоит отметить, что самолёты, которыми укомплектовали новую эскадрилью, были английской кон­струкции «Де Хэвилленд»…

Военная авиация за народные средства
Как бы там ни было, в сборе средств для «Ультиматума» в 1923 году принимали участие и херсонцы. Впрочем, по истечении времени ныне весьма сложно найти какие-либо подробности. А вот о сборе средств для эскадрильи «Наш ответ Чемберлену» в 1928-м известно больше. На средства, собранные херсонцами в 1928 году, был построен гидроплан «Червоный херсонец» (см. фото в «СВ» № 11). Как сообщала газета «Красный Николаев», 6 мая того же года состоялась торжественная передача трёх самолётов ( в том числе и херсонского) военным лётчикам в Николаеве.

Весьма любопытно, что «избранных» по окончании церемонии покатали на военных гидропланах: «В зависимости от явки организаций Осоавиахима будут распределены места для участия в полётах, которые состоятся после передачи самолётов. Каждой ячейке будет предоставлено пропорциональное количество мест, а всего предполагается “покатать” на самолётах около 85 человек, – сообщала газета. – К участию в полётах следует намечать товарищей, которые отличаются удовлетворительным состоянием здоровья, спокойных, не нервных. Это нужно для того, чтобы обеспечить нормальное течение полётов. Не следует выдвигать для участия в полётах лиц, страдающих головокружением». После завершения мероприятий «с воздушным приветствием» звено новых гидросамолётов совершило перелёт в Херсон.

Можно вспомнить ещё, как в апреле 1931 года в стране развернулось движение по сбору средств для строительства народного дирижабельного флота. Тогда херсонцы также собирали деньги на постройку флагмана советского воздушного флота – дирижабля «Клим Ворошилов». В документах предприятий, хранящихся в Госархиве Херсонской области, можно отыскать любопытные материалы, касающиеся этого периода. Так, скажем, трудящиеся артели «Металлист» жертвовали на его постройку от 1,5% до 3% своего ежемесячного заработка.

«Молодёжь – на самолёты!»
Газета «Наддніпрянська правда» констатировала в 1934 году: «Коло 2 мільйонів тонно-кілометрів зроблено радянськими літаками за 1933 рік. Це тільки в галузі цивільної авіації. До кінця 1937 року ми повинні збільшити сіть повітряних ліній до 200 тисяч кілометрів повітряних шляхів і 300 тисяч кілометрів експлуатованих повітряних ліній. Тисяча аеропортів, 3500 сідальних майданчиків повинно бути до кінця 1937 року. Досить подати лише декілька цифр, щоб переконатися: “У нас не було авіаційної промисловості, у нас вона тепер є”. (Сталін)».

В свете выполнения призыва правительства «Молодёжь – на самолёты!» по всей стране начали открывать аэроклубы. Херсонский аэроклуб официально был открыт 18 августа 1934 года, однако курсы авиационных мотористов в городе начали свою работу еще 25 июня. Начальником аэроклуба стал опытный пилот-инструктор Верещак, а первыми слушателями лётных курсов по разнарядке горкома комсомола стали 60 лучших комсомольцев Херсона. В утешение же местной молодёжи и тем, кто не попал на авиакурсы, по инициативе завкома комсомола завода имени Петровского осенью в городе была возведена парашютная вышка. Прыгнуть с нее мог каждый, достигший определённого возраста и имевший подходящий для этого вес.

Аэродром и авиашкола в Херсоне
Настоящий грузопассажирский аэродром появился в Херсоне только во второй половине 1930-х годов. Взлётно-посадочное поле старого, еще дореволюционного аэродрома в степи за железнодорожным вокзалом было приведено в порядок для устройства базы одного из звеньев Одесского авиаотряда.

А вскоре на аэродроме Херсон появились первые самолёты. Это были бипланы конструктора Поликарпова По-2 (У-2), более известные затем как трудяги-«кукурузники». Подвижной состав нового херсонского аэродрома состоял всего лишь из шести крылатых машин, которые совершали рейсы, доставляя пассажиров и грузы на авиалиниях местного значения. По имеющимся сведениям, практиче­ски перед самой войной аэродром стал промежуточным портом для самолётов, совершавших полёты в ближнее зарубежье.

В 1936 году в городе произошло очередное знаменательное событие: в мае из Полтавы в Херсон была переведена военная авиационная школа. Летом же 1940-го в местах дислоцирования этой школы под Полтавой расположилась военная авиашкола пилотов бомбардировщиков. Ее подвижной и личный состав был практически полностью уничтожен фашистской авиацией 22 июня 1941 года, в первый же день войны.

Прибывшие в Херсон курсанты во главе с начальником школы Перльштейном, не теряя времени, занялись оборудованием взлётно-посадочных полос училищного аэродрома, находившегося по соседству с гражданским аэродромом Херсон. А еще спустя несколько дней к месту новой дислокации авиашколы перегнали учебные самолёты У-2 и УТИ-4 (учебно-тренировочный истребитель), и у слушателей начались учебные будни. Первый выпуск курсантов, приступивших к обучению еще в Полтаве, состоялся в декабре 1936-го. Лучшие из них пополнили инструкторско-преподавательский состав Херсонской авиашколы.

Военная авиационная школа в Херсоне просуществовала всего пять лет – с 1936 по 1941 годы, однако за столь короткий период здесь было подготовлено около 1300 инструкторов-пилотов. Вот как описывает третий выпуск пилотов в 1938-м газета «Наддніпрянська правда»: «Закінчився випуск льотчиків-інструкторів Херсонської авіашколи Тсоавіахіму. 16 листопада в клубі водників імені Шмідта відбувся випускний вечір авіашколи Тсоавіахіму. На вечері був зачитаний наказ про випуск льотчиків-інструкторів і наказ про випуск авіатехніків, які навчались без відриву від виробництва. Кілька курсантів Херсонської авіашколи Тсоавіахіму, які на відмінно закінчили навчальний курс і відзначились високою дисциплінованістю, одержують звання лейтенантів запасу. Багато відмінників премійовано цінними подарунками. Командування школи звернулось до відповідних організацій з клопотанням присвоїти Херсонській авіашколі Тсоавіахіму ім’я тов. Чкалова».

О качестве подготовки курсантов школы красноречиво говорит тот факт, что в период войны двадцать выпускников Херсонской авиашколы стали Героями Советского Союза.

Александр Захаров

Джерело інформації: газета "Гривна", 2016 р.

1. 11.06.2020 19:01
Маначинский Александр Яковлевич
Мой дядя ст.лейтенантСмульский Игнат Андреевич - уроженец села Марьяновка, Киевской области: выпускник Херсонской авиа школы 1938 г., затем Энгельской, где переучивался на Тб-3, служил 50-ом Гвардейском Авиационном Транспортном Полку, командир полка полковник Неаронов [Переформирован Директивой Генштаба No. Орг/10/850337 от 13.06.45 г. в 50-й гв. тап] , летал на Ли-2 [Б.П.Лисунов-2] (выпускаемый по лицензии аналог американского Douglas DC-3) и был командиром экипажа при высадке десанта на аэродром Мукден 19 августа 1945 года и захвате императора Пу И. За бои в Маньжурии награжден орденом Красного знамени №258343.Есть фото, готов отправить!

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.