Херсонский футбол: от истоков до наших дней
На период, когда Херсонское отделение железной дороги вело патронаж команды мастеров и она выступала на всесоюзной арене под названием «Локомотив», приходятся наибольшие успехи не только в чемпионатах бывшего СССР. Команда удачно играла и в Кубке страны.
Следует вспомнить хотя бы 1965 год. До этого наибольший успех принадлежал «Спартаку», когда он в 1949 году дошел до четвертьфинала и лишь в Москве уступил своим одноклубникам. Так вот, железнодорожники также успешно играли в сезоне вышеупомянутого 1965 года. Вначале преодолев сопротивление «Коммунарца» из Коммунарска на его поле, хотя для этого пришлось сыграть дважды (0:0, 1:0). Затем, обыграв никопольский «Трубник» (1:0) на своем поле и северодонецкий «Химик» на выезде (2:0), наши земляки «положили на лопатки» и симферопольскую «Таврию» (1:0).
А дальше болельщиков ждали интереснейшие матчи, о которых старожилы и сейчас вспоминают с удовольствием. Очередным соперником «Локомотива» стал «Политотдел» из Ташкентской области. Проигрывая в два мяча, херсонцы сумели переломить ход поединка и вырвать победу – 3:2.
А затем жребий подбросил в соперники железнодорожникам динамовцев Минска. Упорнейший матч. Основное время – нулевая ничья. Дополнительное время, и в сутолоке у ворот знаменитый футболист Эдуард Малафеев протолкнул мяч в сетку ворот херсонского «Локомотива», тем самым принеся белорусским футболистам победу с минимальным счетом (1:0).
В дальнейшем футболисты «Локомотива» не так ярко представляли наш край в этом престижном турнире, вылетая из него на первоначальной стадии.
Так, в 1966 году они на старте проиграли «Авангарду» из Желтых Вод – 1:2. Через сезон, в 1968 году, тоже в стартовом поединке в дополнительное время проиграли «Динамо» из Ставрополя – 1:2 (основное время 1:1). Такая же участь постигла нашу команду и в 1969 году. Первый матч с командой киевского СКА. И вновь проигрыш с минимальным счетом, и также в дополнительное время, но на этот раз – 0:1.
Несколько лучше сложилась судьба железнодорожников в 1970 году. Прогнозы на футбольные матчи были более чем противоречивыми, но... Они «вылетели» лишь на третьем этапе. Вначале переиграли «Спартак» из Сум – 1:0. Затем с таким же счетом, но в дополнительное время одолели СКА из Одессы. А вот симферопольскую «Таврию» пройти не удалось. Здесь проигрыш – 0:1.
Всего в Кубке СССР железнодорожники провели «чертову дюжину» матчей – тринадцать. Одержано семь побед, один матч завершился вничью, и в пяти железнодорожники уступили. Соотношение мячей 12–9. Вот так выступал «Локомотив» в Кубке СССР.
Есть еще один раздел, где удачно играла наша команда в период нахождения при Херсонском отделении железной дороги, – это международные матчи. Пять игр провели железнодорожники с зарубежными соперниками и в четырех из них одержали победу.
1966 год. В этом году был проведен первый международный матч нашей команды мастеров. «Локомотив» принимал сборную города Александрии из Объединенной Арабской Республики (ОАР). И матч завершился вничью – 1:1. Счет сравнял Валерий Кузьмин.
«Локомотив» – «Маэраа» (Ливан) – 6:1. Отличились Николай Чернышенко, Петр Пшиков, Станислав Булюченко. И один мяч влетел в ворота ливанской команды после рикошета от собственного защитника.
1968 год «Локомотив» – «Железничар» (Загреб, Югославия) – 3:0. Голы на счету Павла Гайдука, Николая Чернышенко, Виталия Дровецкого.
1971 год «Локомотив» – «Рейсинг» (Бейрут, Ливан) – 3:1. Отличились Анатолий Лебедь, Сергей Веремеев, Николай Чернышенко.
1974 год «Локомотив» – «Сафа» (Ливан) – 3:1. Голы на счету Анатолия Райко, Виталия Дровецкий и один – автогол.
Великолепное соотношение мячей в пяти матчах – 16 забито при 4 пропущенных. А сколько незабываемых минут!
Вот так играл херсонский «Локомотив». И здесь следует отдать должное людям, которые были хорошими руководителями не только на своих рабочих местах. Они еще и болели за хороший футбол. Много было сделано руководством Херсонского отделения железной дороги для самого стадиона. Возведены осветительные вышки, постелена резинобитумная дорожка, проведена реконструкция трибун и подтрибунных помещений.
Об этом периоде можно написать отдельную книгу. И вспомнить наиболее ярких личностей, которые душой и сердцем поддерживали футбол и футбольную команду «Локомотив». Это прежде всего начальник Херсонского отделения дороги Иван Семенович Чернов, без которого вряд ли решалось бы большинство проблем, возникающих перед командой. Его во всех вопросах поддерживал и начальник Одесско-Кишиневской железной дороги Василий Козенко. Да и председатели райпрофсожа и дорпрофсожа Цезарь Джалов и Петр Володин ни в чем никогда не отказывали.
Много помогли в тот период заместители начальника отделения дороги Юрий Лысенко, Петр Товкес, Виктор Бацикадзе и другие, как самой команде, так и в реконструкции стадиона.
Много теплых слов заслуживает Анатолий Белоконь, который был первым председателем райсовета «Локомотив» на общественных началах, организовавший клубную команду, а затем принимал и команду мастеров. Затем его сменщики Сергей Григорьевич Чихун и Александр Андреевич Кравчук. Кстати, Чихун был одно время и начальником команды... Да всех и не перечислишь. Главное – они создавали, а точнее, подготавливали почву для успешного существования и выступления херсонской команды «Локомотив», оставившей весьма заметный след в спортивной и футбольной жизни Херсонщины.
Только очень жаль, что пренебрежительное отношение общественности и официальных лиц (что мы наблюдаем и в наши дни) к трудностям содержания команды железнодорожников привело к тому, что руководство Херсонского отделения и дорпрофсож Одесской железной дороги категорически поставили вопрос о передаче команды другому хозяину. Кто от этого выиграл, мы можем судить сами.
Александр КРУПИЦА //Гривна № 21(541), 2005-05-19 (стр. 7)