Игорь Бойченко и его иллюзии
24.05.2007
В рамках празднования Дней Европы в Херсоне 20 мая в библиотеке имени Гончара открылась персональная выставка фотохудожника Игоря Бойченко «Ілюзії (зроблено власноруч)». И хотя многие в прессе (в том числе и в нашей газете) часто видят его имя под репортажными фотографиями, да и работа редактора журнала «Новый ФАВОРИТ» предполагает работу с фотографией как с документом, на международных выставках имеют успех его художественные работы.
Фотография «Мои друзья» в 2006 году получила медаль Лондонского салона фотографии (The London Salon of Photography) и награду FIAP (FIAP Honorable Mention) Международного салона фотографии в Сарагосе (82 Salon International de Otono en Zaragoza 2006). На выставке «Ілюзії (зроблено власноруч)», которая продлится в течение месяца, представлены очень необычные и сильные работы, и рассказать о ней в двух словах будет, пожалуй, сложно - как говорится, лучше один раз увидеть. Так что пообщаемся с самим автором
Игорь, почему вдруг «Иллюзии»?
Мое поколение - продукт великих иллюзий. Не знаю, есть ли коллективный разум, но коллективные иллюзии есть точно. Народ-победитель страны, «где так вольно дышит человек», тяготел именно к ним. От коммунизма в 1982 году и до всеобщей капитализации во времена Перестройки. Но подзвуки фанфар очередная иллюзия лопалась и... И я в поисках корней фотографировал старые херсонские дворики и, с надеждой глядя в будущее, - молоденьких девушек, создавая свои сугубо личные иллюзии.
Столь «говорящее» название предполагает супернавороченную компьютерную графику. И хотя это тоже присутствует, есть и реальные фрагменты, «не обезображенные компьютером»...
Для меня огромную ценность имеют исторические события и вещи, у меня вызывают ностальгию старые дворики, остатки той культуры, которую я застал в детстве - номерные знаки, водосточные трубы, старые почтовые ящики, которые для моих детей уже не больше чем куски ржавого металла, абсолютно бесполезные вещи. Эта жизнь медленно уходит, и я пытаюсь ее сохранить. Это иллюзия, которую я создаю для себя.
А портреты-то каким образом могут быть иллюзорными, ведь в объективе - реальный человек?
Очень просто. Человек многогранен. Кто-то в генерале увидит мудрого военачальника, кто-то - безжалостного врага, кто-то - доброго дедушку, кто-то - неверного мужа, кто-то - строгого отца. Но ведь это все - один человек. И каждый, видя свое, будет прав, и каждый окажется в плену иллюзий. Так что объективна лишь фотография на паспорт, которую делает автомат. Как только в процесс включается человек - все меняется. Фотография - искусство иллюзий.
В принципе, как театр, кино или литература. Хороший портрет - это ключевой кадр в фильме, финальная сцена в спектакле или кульминация романа. Художественный портрет- это возможность раскрыть внутренний мир в одном мгновении, сыграть роль в одном кадре. И не одну... Это возможность перенестись в другую страну и в другую эпоху - попробовать себя в роли французской кинодивы эпохи 60-х и эпатажной инопланетянки. Особенно важно это для женщин, ведь в каждой одновременно живет Джульетта и прячется леди Макбет. А фотограф-портретист, хороший фотограф, поможет запечатлить любимую роль. Поняв внутренний мир человека, портретист может отобразить его либо так, как он воспринимает себя сам (реализовать его иллюзию), либо так, как его видят окружающие, что далеко не одно и то же.
А в восприятии фотографии иллюзии тоже играют роль?
Конечно. В искусстве, построенном не столько на рассудочном и смысловом, сколько на эмоциональном и ассоциативном, очень важно, чтобы «по обе стороны» цепь ассоциаций была одинакова. Увидев женщину в белом, европеец подумает, что у нее праздник, индус же - что у нее траур. Глядя на красный фонарь над дверью, голландец решит, что это публичный дом, а китаец - что это губернаторский дворец. Я никогда не знаю, что человек на самом деле увидит на моих фотографиях.
Это тоже дает мне основание называть их иллюзиями. Яркий тому пример - фотография «Мои друзья». На европейских выставках она проходит на ура, а на национальной выставке «Фотопортрет» даже не прошла отбор. Может быть, потому, что на Западе уже давно не воспринимают фотографию исключительно как галогенно-серебряный процесс, там, скорее, важен результат. У нас же порой продолжает существовать иллюзия того, что фотография должна быть «чистой», что вмешательство компьютера недопустимо. И эта попытка удержать время - очередная иллюзия.
Красота - это тоже иллюзия?
Объективная реальность. Иллюзия заключается в том, что мы понимаем под красотой на данном этапе. Если взять стандарты красоты XVIII века и, например, 20-х годов прошлого столетия - то это будут абсолютно противоположные вещи. И опять же, что одному кажется стильным и красивым, другому кажется безобразным. Но я не стремлюсь как-то изуродовать или приукрасить, я хочу показать, что в каждой женщине одновременно живут красавица и волчица. Я просто пытаюсь передать в них какое-то внутреннее состояние.
С чего началось занятие фотографией как искусством?
С того, что году в 1979 одна из моих знакомых - художница, модельер, посмотрев мои фотографии (в то время я много фотографировал студенток-актрис), сказала: «Ну, и что здесь такого? Красота, молодость... А ты попробуй сфотографировать обнаженную старуху!" Эта мысль крепко засела мне в голову, и я посмотрел на мир другими глазами. И я начал искать...
В то же время возникло желание что-то сделать в фотографии своими руками - не просто отразить ситуацию, а вмешаться в нее: дождаться определенного света, выстроить необычную композицию, найти новый ракурс, использовать какой-то фильтр, передать свое
состояние, свое отношение. Огромное влияние сыграло и то, что я, работая в журналистике, делаю много репортажных фотографий. И творческое сознание разделилось надвое (этакая вялотекущая шизофрения): документальная фотография - отдельно, авторская, «искусственная» - отдельно.
Почему так радикально?
Просто в какой-то момент я подумал: вот сделал я классную фотографию. Но при чем здесь я? С одной стороны - сложился определенный ряд событий: сделала женщина новую прическу, изменила имидж - слава визажисту. Фирма «Nikon» сделала великолепный фотоаппарат, компания «Kodak» - отличную пленку, сервисный центр ее проявил и напечатал хорошие фотографии.
В чем же моя заслуга? Где здесь фотограф? Опять иллюзия. Говорят, хороший фотограф - как снайпер: он может сутками ждать момента, и для него главное - 1/ 100 секунды, момент, когда срабатывает затвор... Он «вырывает» эту долю секунды из действительности - и это и есть событие, мастерство, искусство. Но мне этого показалось мало, поэтому я начал преобразовывать фотографии, вносить свои эмоции в явном виде.
И как же рождается фотография?
По-разному. Она может возникнуть от поставленной задачи, от интересного стилистического приема, например, мне интересно было сделать фотографию в технике голландской живописи. Или же какая-то деталь, аксессуар «подсказывают» идею - платье в стиле 60-х подразумевает стилизацию под журналы того времени. Это все ассоциативные ряды, и точно сказать, как рождается фотография, невозможно.
Но осуществить можно любую иллюзию - это точно. И эта выставка - тому подтверждение. Но материализация иллюзий была бы невозможна без реальных людей. Кстати, все больше появляется в нашем городе тех, для кого удовольствие от созерцания произведений искусства (наверное, иллюзорное) оказывается дороже вполне реальных денег. К сожалению, рамки газетной статьи не позволяют назвать всех поименно, а не назвать кого-то нельзя. Потому приношу искреннюю благодарность всем, кто помог мне в осуществлении, организации и проведении выставки.
Херсон Маркет.-24-30.05.2007
Публікація першоджерела мовою оригіналу