Игра в бисер
01.03.2005
Для большинства народов бисерные украшения – больше, чем просто красивые вещи. По узорным вампумам индейцев можно читать, как по книге, - каждый цвет, орнамент, их последовательность имеют определенное значение. По бисерному кокошнику русской женщины можно было узнать, девушка ли она, замужем или вдова. У африканских народов бисерные украшения меняются в зависимости от положения человека в племени, есть чисто женские цветовые сочетания, а есть мужские. В Грузии самым доблестным воинам дарили вышитые бисером рубахи и чехлы для оружия. На островах Тихого Океана бисерные и ракушечные бусы выполняли функцию денег... Стеклянные бусины – непосредственные предшественницы бисера – украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером.
Северный ветер
Даже сегодня творчество народов Севера практически не изучено. Вся материальная культура жителей Арктики приспособлена к кочевой жизни в суровых природных условиях — с непродолжительным летом и бесконечной холодной зимой. При таком жестоком климате и достаточно однообразном пейзаже хочется либо просто впасть в спячку, либо долгими (практически вечными) вечерами попытаться скрасить невеселую жизнь какими-то яркими картинками и замысловатыми играми. Скука вообще является мощным стимулом для творчества. Не зря все аборигены Севера — искусные мастера, причудливо сочетающие в своих творениях мех, бересту, дерево и бисер.
Эта работа издавна выполнялась исключительно женщинами и требовала такого труда, что даже лучшие мастерицы за всю свою жизнь способны были украсить орнаментом не более 20-30 предметов. Практически вся утварь, одежда и даже упряжь оленей оформлялась бисером. Сочетания разноцветных камешков, орнаменты, их последовательность имели символическое, а подчас и религиозное значение. Бисерные украшения менялись в зависимости от статуса человека в обществе, его семейного положения. Яркими бусинками расшивались куклы, выполняющие двоякую роль — игрушек для детей и "погремушек" шаманов.
Во время проведения ритуалов шаманы одевались в специальные костюмы, каждая деталь которых имела особое назначение. Шаманский плащ непременно был снабжен множеством всевозможных лент и подвесок. Шили ритуальную одежду так, чтобы человек в ней походил на зверя или птицу. Для этого к рукавам и к нижней части прикреплялись полоски кожи и ленты, украшенные бисером. Главным атрибутом шаманских ритуалов был бубен. Обычно он имел овальную форму и состоял из деревянного обода (обечайки), обтянутого кожей и украшенного веревочками, бусинами и бисером. На внешней стороне кожаной обтяжки было принято наносить рисунки — шаманскую картину мира, согласно которой Вселенная складывалась из мелких ярких частиц.
Для северных народов элементы одежды, отделанные бисером и мехом, стали неотъемлемой частью национального костюма. Особой популярностью пользовались расшитые мехом и бисером украшения для волос, шапки, тапочки, рукавицы, сумки, унты и бокари (охотничьи сапоги).
Бисер, наверное, был единственным ярким элементом на фоне заснеженной бесконечности. Его считали главным богатством и часто использовали как денежную единицу. Индейцы ингалики и коюконы скупали цветные шарики для обмена с жителями селений, располагавшихся в среднем течении Юкона. По свидетельству Ф.Б. Врангеля, индейцы считали бисер величайшим богатством: "Зажиточнейшие собирают его, сколько могут, закапывают в землю и передают как сокровище наследникам".
Север играл в бисер основательно и скрупулезно, сплетая из мелких костяных камешков мечту о другом, щедро расцвеченном мире. Местные жители редко видели радугу, но знали, что белый цвет их земли содержит в себе все цвета спектра и символизирует совершенство. В ледяном царстве Снежной королевы время остановилось и замерло, и только замысловатые бисерные узоры прорезают тонкие дорожки — указатели пути для дерзких творцов.
Западный ветер
Долгое время центром производства бисера в Европе была Венеция. Продажа изделий из стекла приносила городу-республике колоссальные доходы. Знаменитый путешественник Марко Поло, сын известного бисерного мастера, возвратившись на родину из своих странствий, поведал о популярности стеклянных украшений в заморских государствах, и это способствовало расширению производства данной продукции.
Восточная Африка, Европа, а затем и Америка — такова была география торговли венецианским стеклом.
Стремясь сохранить монополию, в 1275 году правительство Венеции издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, — их объявляли государственными изменниками, приговаривали к смертной казни, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов. Удержать стеклоделов пытались не только "кнутом", но и "пряником". Дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Власти снисходительно относились к откровенно разбойничьим нравам, царившим на Мурано. Стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами. В своих "Мемуарах" Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в Мурано, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.
Главным и наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды — обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса. До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла, однако вскоре у нее появились опасные конкуренты на востоке Европы. Богемское стекло, в отличие от венецианского, не поддавалось - обработке в нагретом состоянии, однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания стеклянных трубочек, что ускорило и удешевило процесс производства бисера.
Вслед за открытием Америки началось великое взаимопроникновение культур. Увидев вышитые бисером священные вампумы, европейцы быстро осознали возможность заработать на страсти индейцев к ярким побрякушкам.
Первый бисер попал в Новый Свет в начале XIX века и назывался "лошадиным" (или "пони-бисером"), так как к индейцам его доставляли караваны. Это был крупный венецианский бисер. Каждое племя предпочитало определенные цвета, но все без исключения любили синий и белый. Около 1840 года белые торговцы привезли новый, более мелкий бисер, получивший название "семенной". Его цвета были мягкими и гораздо более близкими к изначальным священным краскам, которые использовали местные жители.
Вышивка бисером считалась у индейцев священным занятием. Существует легенда о Двойной Женщине, которую племя лакота почитало как Великую Мать, повелительницу света и тьмы. Как-то Двойная Женщина явилась во сне одной девушке. После этого провидица попросила у старейшин отдельное типи, куда и удалилась для работы. Там она рассортировала по длине иглы дикобраза (до того момента никто не думал о том, что они могут иметь какую-либо практическую ценность). После девушка пошла в кустарник, ища растительные краски, и выбрала красную, синюю, желтую и черную, а затем попросила одну женщину подготовить бизонью шкуру так, чтобы ее можно было использовать как накидку. Долгое время мастерица работала одна в своем типе. Выйдя, наконец, из своего добровольного заточения, она показала своему народу бизонью шкуру, расшитую дивным узором, поражающим воображение. Девушка объяснила, что вышивка — это послание Великой Матери, Двойной Женщины. Великолепные бисерные узоры, украшавшие их вещи и предметы, приносили удачу владельцам.
В конце 60-х — начале 70-х годов XIX столетия старые простые узоры начали усложняться. Белые миссионеры, чтобы привлечь коренных американцев к культуре и образу жизни белого человека, учили их вышивать цветы (английские розы, французские лилии), которых не было в окружающей природе. Индейцы, не отказавшись от своего искусства, восприняли культуру белых. Но не так, как ожидали миссионеры, а переосмыслив чуждое раньше искусство и сделав его национальным достоянием.
В конечном счете великую игру в бисер Запад проиграл. Индейское древнее искусство практически искоренили власть, миссионеры и неуважение самих индейцев к старым традициям. Европу же сгубила жадность и извечная сдача позиций неумытому, но дерзкому Востоку.
Восточный ветер
Со временем венецианские умельцы разбрелись по всему миру и продали свои секреты, монополия на производство бисера рухнула. Мастера в Богемии (Северная Чехия) разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемская продукция потеснила венецианскую на мировом рынке. Сыграть в бисер пыталась и Россия (как всегда, с большим творческим запалом, но топорным исполнением).
Первая попытка россиян создать собственный бисер относится к концу XVII века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская. Однако, несмотря на усилия самого Михаила Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Некоторые виды бисера и стекляруса (модификация бисера продолговатой формы), производившиеся на этой фабрике, не имели аналогов за границей. Стекольная фабрика просуществовала до 1765 года. Но после смерти Ломоносова лавочку быстро прикрыли.
"Золотым веком" бисера в России стали вторая половина XVIII и первая половина XIX столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков. Бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. К середине XVIII века относится появление первых бисерных и стеклярусных панно. Сейчас тот труд, который был вложен в крупные вышивки бисером, кажется фантастическим. Такими полотнами даже заменяли обивку, целиком покрывая стену, как, к примеру, в Стеклярусном кабинете Китайского дворца в Ораниенбауме. А ведь бисер должен был быть не толще нитей основы, да и вышивали часто не нитками, а тонким волосом из хвоста жеребенка.
Если полотно было большое, то его натягивали на специальных распорках, а под ним усаживали детей крепостных. Когда вышивальщицы сверху вниз просовывали конский волос, ребятишки должны были, сделав крохотный стежок, продеть волосок обратно. Немало вещей выходило из рук мастериц помещичьих мастерских и монастырей. Хотя мужчины тоже занимались этим видом рукоделия, что не считалось зазорным.
Со временем бисер в России приобретал все новых и новых почитателей. Светские дамы, мещанки, купчихи и богатые крестьянки — все пробовали свои силы в вышивке цветными стеклянными шариками. Сюжеты диктовались господствовавшими в то время в литературе сентиментализмом и романтизмом: в основном изображались пейзажи с руинами. Были также популярны "восточные" (или "китайские") сценки.
Вместе с увеличением спроса росло и количество предложений. Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я.Б. Ронигера, где было налажено изготовление конкурентоспособной продукции.
К концу XIX века интерес к бисеру затухает, что и не удивительно. В воздухе пахнет революциями, прогресс развивается семимильными шагами, кинематограф заменяет собой любой известный вид досуга. Еще более стремительный XX век наводит Германа Гессе на мысль о создании закрытой республики Кастилии, где игроки в бисер еще смогут плести покрывало мирового искусства. Бисер отправляется в резервацию и сегодня доступен только чудакам да посетителям музеев.
Дети южного ветра
Развитие цивилизации привело не к улучшению жизни человека, а ко все возрастающей дисгармонии с окружающим миром. Б 60-х годах прошлого века грянул бунт — движение хиппи, подарившее людям новый взгляд на самих себя. Появилась и "хипповая" мода. "Дети цветов" любили яркую, оригинальную одежду и броские, пестрые украшения, причем больше всего ценилась ручная работа. Хиппи зачитывались Гессе, посещали индейские резервации, массово уходили из городов на лоно природы, провозглашая простоту и естественность.
Благодаря хиппи бисер обрел второе дыхание, потому что идеально подходил к их взгляду на мир — "причудливое, пестрое чередование событий и припадание к первобытности". Хиппи расшивали бисером многорядные бисерные цепочки-гайтаны (от греч. "тесьма, шнурок") и налобные повязки-хайратники (от англ. "hair" — "волосы"). Но излюбленным украшением хиппи были и остаются феньки — бисерные браслеты (кстати, именно хиппи сообразили плести их на леску, а не на нитку). По легенде, само слово "фенька" произошло от вольной интерпретации английского "thing". Первоначально так назывались любые милые вещицы, которые дарили друг другу.
Для хиппи бисер являлся своего рода философией. Плетя фенечки, они как бы нанизывали на нить своей жизни встречи, людей и события. Поэтому с феньками связано огромное количество примет и суеверий, существует даже своя азбука цветов: красный — любовь, голубой — дружба, синий — спокойствие, черный — одиночество, белый — свобода, зеленый — природа. Определенный смысл имеют и сочетания цветов, например: белый и зеленый — Greenpeace, белый и красный — Free Love. Есть сочетания, которые считаются несчастливыми: черный с белым, коричневый с желтым, коричневый с зеленым.
Сегодня фенечки переживают очередной пик своей популярности. Браслеты из цветных бусинок считаются талисманами, но лишь в том случае, если они сделаны специально для человека, которому подарены. Фенечки, изготовленные самостоятельно, могут служить лишь украшением (впрочем, считается, что сделанные своими руками браслетики лучше не носить). Когда вам дарят фенечку, не забудьте загадать желание: в тот момент, когда она порвется сама собой, загаданное сбудется. Говорят также, что если влюбленные носят одинаковые феньки, то любовь их будет долгой.
Фенечка — единственный подарок, переваривание которого только приветствуется. Считается, что ценность браслета как талисмана при этом возрастает; существуют даже "бродячие" фенечки со списком предыдущих владельцев.
Иногда по количеству фенек можно определить возраст их носителя (таким образом, человеческое существо приравнивается к дереву, возраст которого дровосек определяет по количеству колец на пне). Но самое главное — то, что фенечки нужно делать специально для определенного человека, с учетом его характера, пристрастий, личного отношения к нему.
Ирина Денисова
журнал «ЭКЗО», № 3, 2005 г.
Информационные услуги
Женская сумка уже давно перестала быть просто аксессуаром. Теперь, приобрести женскую сумку, означает выразить свою индивидуальность, показать характер, заявить о себе. Современная модная индустрия предлагает огромное количество качественных, стильных, модных и практичных сумок, это, более чем наглядно, доказывает topavenue.ru - это сетевой интернет магазин сумок, купить сумку в котором легко. А вот право выбора всегда остаётся за вами и совет здесь один: чем больше - тем лучше!