on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Історія культури і краєзнавство > Ирина Королева: «Вот бы Билл Гейтс был херсонцем...»

Ирина Королева: «Вот бы Билл Гейтс был херсонцем...»

Кем может быть актер? По большому счету, кем угодно - от бомжа до президента. В фильме или спектакле он проживает разные жизни, может оказаться в любой шкуре. А в жизни? В жизни то же самое. Бомжей считать не будем, но вспомним Шварценеггера - губернатора Калифорнии, Рейгана - президента США или Богдана Ступку на посту министра культуры...

Вот и Ирина Королева, хорошо знакомая херсонцам не только как режиссер, но и как заместитель генерального директора Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им. М.Кулиша, больше полугода назад стала чиновником высокого ранга. Сегодня она возглавляет управление культуры и туризма Херсонской облгосадминистрации.
А ведь когда-то начинала она тоже как актриса - в театре юного зрителя в Новой Каховке, где и сегодня ее считают своей.

- Ирина Владимировна, скажите честно, как творческий человек чувствует себя в кресле чиновника?
- Не могу сказать, что я вдруг попала «от мольберта» в тиски государственной службы. Творческая работа составляла 50% моей работы в театре, а вторые 50% были как раз связаны с определенной организацией и ответственностью. Как заместитель генерального директора по творческим вопросам и как режиссер я изначально соединяла и то, и другое, всегда жила в определенном режиме.

Никогда не могла творить в тот момент, когда мне вздумается, как это делает свободный художник: «ах, я сегодня не пойду на работу, у меня творческие муки». Какие творческие муки, если директор ждет сегодня, если планерка, если завтра мероприятие, а послезавтра выезд? Хотя в моей нынешней работе действительно присутствуют более строгие рамки, которые касаются поведения, дресс-кода, сдержанности в выражении своих мыслей и т.д.

- Сомнения «быть или не быть» при принятии столь серьезного решения присутствовали?
- Конечно, были тысяча «за» и тысяча «против». Когда тебе 20 лет, менять работу легче. С годами любые изменения в своей жизни ты уже воспринимаешь не так легко. Я человек, с одной стороны, сдержанный, с другой - немножко рисковый. В свое время я переехала в Херсон в возрасте 35 лет - оставила Новую Каховку, хорошую работу (была художественным руководителем дворца культуры), знакомства, связи, друзей. Да и вообще, по странному стечению обстоятельств, все самые важные события в моей жизни происходят каждые 12 лет - видимо, пришло время что-то менять.

- И ради чего Вы сели в кресло чиновника?
- Не ради материальных благ, не ради таблички на двери - я пришла работать. Может, у людей, которые идут во власть, есть другие мотивы, а мне интересна работа как таковая - с другими объемами, с другими масштабами, с другими размахами. Естественно, как говорил Райкин (я люблю юмористов, да и сама человек с юмором), «сверху, конечно, солнышко сильнее греет, но сверху и дождик сильнее капает». Есть свои радости, есть свои огорчения. А человек, который хочет работать, всегда найдет себе работу. Она может быть более или менее интересная, более или менее сложная - но это работа, которую нужно выполнять.

Так что я и работаю, и учусь у старших коллег, которые прошли школу партийной и комсомольской закалки (в советские времена были не только лозунги, тогда давали очень серьезные знания для руководящей работы - то, что сегодня называется менеджментом), и ни одного дня не позволяю себе забывать об обязательствах.
Одна моя хорошая подруга, придя буквально через два дня после моего назначения, сказала, развернув меня к креслу: «Ирина, запомни, это кресло - не твои новые привилегии, это твои новые обязанности».

Мне эти слова запали в душу. Все наши новые должности направлены на то, чтобы развивать в себе новые грани. Я же, уважая те обстоятельства, в которых сейчас нахожусь, стараюсь не терять себя. Мне приятно, когда мои коллеги или руководители, видя меня, улыбаются - они понимают, что со мной придут не только проблемы, но и хорошее настроение. Интересно ли мне сейчас работать? Да, интересно. Сложно? Да, сложно. Иногда руки начинают опускаться. Но я заставляю себя не терять присутствия духа.

- Ирина Владимировна, честно говоря, загадочное словосочетание «управление культуры» у многих иностранцев, да и не только, вызывает недоумение - как культурой можно управлять? Расскажите, что управление культуры реально делает?
- Работая в театре, я тоже иногда говорила: «А что делает управление культуры? Зачем они там нужны?» Казалось бы, все мы работаем: театр ставит спектакли, библиотеки выдают книги, музеи собирают картины… Зачем еще какая-то лишняя структура? Но управление - звено в структуре государства. Функционально существует огромный перечень задач, которыми занимается управление: это и сохранение национальной культуры, и обеспечение равного доступа к культурному наследию, и воспитание творческой молодежи… Много всего.

Но иногда за этим многословием не так хорошо видны конкретные дела. Да и лично ты порой никак не можешь повлиять на происходящее. Например, закон о местном самоуправлении децентрализовал власть. Начальник областного управления культуры не может позвонить и «заставить» мэра города или главу сельского совета дать деньги на содержание Дворца культуры или библиотеки - законом это запрещено. С одной стороны, это хорошо: из Киева или Херсона не видно, что важнее сделать в конкретном селе: строить коровник или красить клуб. Но не всегда децентрализация есть хорошо. Результат - в нашей области сегодня более 500 учреждений культуры в районах, в селах без капитального ремонта, без отопления, со скудной материальной базой, с людьми, которые работают на 0,5 ставки, на 0,25 ставки.

В январе 2011-го вышел наконец-то долгожданный «Закон о культуре»! Все 20 лет независимости у нас не было законодательной базы, мы жили по «Основам законодательства о культуре». Нас можно было замечать - не замечать, уважать - не уважать. И то, что в Херсоне сохранились областные театры, библиотеки, музеи, училища - это, прежде всего, заслуга людей, которые стояли у руководства, и команды, которая работала в этих учреждениях. Иногда они выживали вопреки всему. Но не в каждом селе и даже городе есть такие руководители-«глыбы», не каждый может противостоять административному давлению, материальным проблемам. У нас, к сожалению, во многих городках и селах не только крыши попадали - стен нет, даже воспоминания не осталось о том, что там был дом культуры. Потому что управление не имеет права влиять напрямую.

А бывает и наоборот: приезжают руководители с вопросами: как сделать? Где найти недостающие деньги? И вот здесь управление культуры может реально помочь. Я понимаю, что председатель сельсовета из Генического района не в состоянии приезжать в Херсон каждый день. А ведь с документами надо работать. Я же имею возможность написать служебную записку на имя губернатора, председателя областного совета, депутатской комиссии, чтобы обратить внимание на проблему, держать ее на контроле. У нас, к сожалению, все так и осталось: до Бога высоко, до царя далеко. Но если управление может включать какие-то административные рычаги, привлекать финансовые ресурсы, то должно это делать. Мы можем предпринимать реальные шаги на уровне области или государства для решения пусть даже локальных, частных вопросов.

- Например, отремонтировать сельский клуб?
- Например. У нас есть сельские клубы, которым больше 100 лет.

- И без капитального ремонта?
- Естественно. Один из них стоит только потому, что это был дом помещика, построенный на совесть, для себя. Но у нас же есть проблемные исторические здания и здесь, в Херсоне. Идет бесконечный разговор по поводу областного дворца культуры (Дома офицеров). Я согласна: как только мы говорим о культуре, можно подвести к этому зданию человека и сказать: «Вот так выглядит культура Херсонщины».

Раньше я тоже думала: в чем проблема? Привести в порядок - надо! Но когда у меня на руках оказались документы, я увидела, что за последние годы, после того, как здание оказалось в столь плачевном состоянии, на его реконструкцию государство не выделило ни одной копейки! А ведь это историческое здание, вагонкой его не покроешь, да и работать над восстановлением должны не просто бригада шабашников, а архитекторы и реставраторы. Мы все время с разных сторон пытаемся подойти к этому вопросу, говорим об этом, чтобы сподвигнуть людей, от кого зависит принятие решений.

Вот сейчас идет административная реформа. Когда 5 лет назад Министерство культуры и искусств превратилось в Министерство культуры и туризма, мы все вместе смеялись: «министерство культуризма». Сейчас туризм из нашей сферы деятельности может уйти. Но я как раз понимаю, как через развитие туристического сектора, можно поднимать и культуру - реставрировать памятники архитектуры, облагораживать скифские курганы, которые у нас на 50% находятся в частной собственности… Когда распаевывали землю, никто ж не обращался в областную инспекцию по охране памятников истории и культуры, и в чей-то земельный надел попал курган.

- А с курганами-то что не так?
- Да просто мы можем лишиться их. Я, конечно, понимаю, что мы «слишком богатые», у нас многое сохранилось. Курганом больше - курганом меньше, кто там заметит в степи?! Но за все эти годы у нас не нашлось денег, чтобы хотя бы поставить знаки, что это скифский курган, что он находится под защитой государства (и это тоже моя сегодняшняя головная боль - на эти охранные знаки нужно найти тысяч 30-50). Порой курган неприметен, высотой всего 5 метров, но это не просто холмик - это подтвержденное научными изысканиями захоронение. А кое-где эти курганы уже и распахали…

- Что говорить о Херсонщине, если в центре Киева архитектурные находки сохранить не могут?
- Можно только позавидовать цивилизованным странам. Как-то в новостях увидела сюжет о том, как в Стокгольме при строительстве подземной парковки для депутатов сейма нашли остатки древней крепости. Так строительство гаража тут же приостановили, начали научные изыскания, и на том месте будет подземный музей. Вот отношение к культуре! Вот позиция государства! Управление культуры и нужно для того, чтобы выражать позицию государства по отношению к культуре во всех ее проявлениях. Понятно, что время сложное, что денег не хватает. Это как тришкин кафтан: не знаешь, куда в первую очередь направить деньги: то ли отремонтировать в литературном музее крышу, которая того и гляди упадет, то ли заказать документацию для реконструкции областного дворца культуры, а это более полумиллиона гривен?

- Сколько нужно денег на его полную реставрацию?
- Кое-что посчитать можно: ремонт без декора (крыша, стены, коммуникации) обойдется в десятки миллионов. А потом возникает вопрос: что мы будем делать внутри? Если воссоздавать паркет, который там лежал, настоящий паркет ХІХ века, зеркала, люстры, лепнину - добавится еще и еще. Посчитать можно, но найти сегодня деньги нереально. Может область потянуть сейчас такой ремонт? Нет.

- А меценаты?
- На какой-то локальный объект, и то я сомневаюсь. У нас даже в условиях щедрой на обещания избирательной кампании никто не брался за реставрацию памятников архитектуры. Это громаднейшие деньги. Мне сложно судить о глубине кошельков местных бизнесменов - я не знаю, сколько стоят яхты, машины, вертолеты. Да и одних финансов мало - должно быть у человека и желание что-то сделать. Можно пустить шапку по кругу - на кое-что хватит. Но есть объекты, которые толокой не построишь. Конечно, хотелось бы, чтобы Билл Гейтс был херсонцем…

- Но все же на какие-то проекты деньги как находите?
- Выкраиваем. В конце прошлого года директор училища культуры Михаил Григорьевич Варгун пришел с просьбой: раз в два года проходит Всеукраинский фестиваль-конкурс коллективов народного хорового пения имени Порфирия Демуцкого, херсонские коллективы приглашены. Есть ли какая-то возможность отправить людей в Киев? Сели, посмотрели по остаткам - нашли немного денег. Поехали фольк-гурт «Свичадо» и чернобаевский народный хор - и взяли два первых места.

Председатель жюри, Герой Украины Анатолий Авдиевский, не мог понять, как Херсонщина, которая на уровне сознания Киева «не є оберегом українського автентичного фольклору», вдруг приехала с такими первозданными песнями! В такие моменты начинаешь себя уважать: ведь сделали доброе дело. А каждый день ставит новые задачи, новые проблемы. В прошлом году три наших хореографических коллектива прошли в финал конкурса имени Павла Вирского. Они должны поехать в Киев. Пусть наших знают, пусть о них говорят. Сейчас сидим и думаем, откуда извлечь деньги на поездку для 100 человек…

- А собственно говоря, откуда? Из государственной казны?
- Любое государство формирует свое отношение к культуре, и оно находится между двумя полюсами: полным игнорированием и 100%-ной поддержкой. Движение в ту или другую сторону как раз и определяет государственную политику в отношении культуры. И финансирование культуры напрямую зависит от позиции, занимаемой государством. Если государство заинтересовано в том, чтобы были сохранены исторические архитектурные объекты, чтобы развивалась национальная элита, сохранялись народные традиции - оно, естественно, для этого должно выделять больше денег.

Если государство решает, что есть другие первостепенные задачи, оно может просто не замечать культуру. И тогда те же курганы будут распаханы, и наши дети их уже не увидят. Относительно фестивалей, которые частично финансируются из бюджета: да, дорого! Но нельзя забирать у людей праздник. Настрой делает уникальные вещи. Коммунисты все это хорошо понимали, и их пропагандистская машина работала на полную: когда строили БАМ, сколько песен было сложено! сколько туда отправлялось коллективов! Тогда была идеология (какая - другой вопрос). А кто же виноват нам, что мы за 20 лет даже не сформулировали национальную идею, которая и формирует приоритеты развития государства?

- Зная Ваш оптимизм, думаю, что Вы найдете в любых проблемах что-то положительное.
- Во время визита в Херсон Президента Украины Виктора Януковича взамен характеристики области как «депрессивный регион» мы услышали другую: «регион неиспользованных возможностей». А это значит, что возможности-то есть! И сколько хватит моих сил, я буду помогать и конкретным людям, и организациям, и коллективам.

- Можете сказать, что за полгода удалось что-то сделать?
- Полгода - это очень мало. За это время можно лишь показать свой потенциал - умение быстро реагировать на проблемы, решать какие-то вопросы, планировать. Но все это лишь легкий карандашный рисунок на холсте, до масла дело не дошло, еще не время разводить краски.

- И напоследок, можете ли поделиться планами, рассказать, какие проблемы прежде всего Вы намерены решать?
- Планов много, хочется осуществить все намеченное, чтобы хватило и сил, и энергии, и поддержки людей. А по большому счету, хотелось бы перестать барахтаться в каких-то ежедневных заботах, а попытаться выстроить долгосрочную стратегию и философию работы в области культуры.

Лариса Жарких
«Херсон маркет плюс».- №13 (271).- 31.03-06.04.2011.- стр.1, 15

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.