История как знак вопроса.
17.03.2005
Отзывы российской прессы об авторских учебниках Л.Жаровой:
«Хочу отдать должное литературной и педагогической искушенности херсонских учительниц (не бедна наша школа талантами!). Для сюжетного решения учебника они избрали прием, освоенный художественной документалистикой - литературой и телевидением. В повествование учебника свободно включаются лаконичные документальные материалы: Факт. Личность. Точка зрения. Из воспоминаний. Документ.»
«Правда» 1992г.
«Похвального слова заслуживает учебник для 9-го класса Л.Н.Жаровой и К.А. Мишиной «История Отечества. XX век», построенный так, что втягивает школьников в происходящее, не дает им оставаться равнодушными».
«Литературная газета» 2002 год.
Любая наука оперирует определениями, терминами, базовыми понятиями. Чем же в таком случае должна оперировать история, чтобы картина мира от его сотворения до наших дней предстала целостной, единой в его многообразии. По мнению Людмилы Николаевны Жаровой, доцента, заслуженного учителя Украины, сегодня история не может быть только некоей последовательностью дат и событий.
Современная историческая наука настолько перенасыщена фактами, событиями, датами, что ее описательная ценность уступает место другим приоритетам. В условиях глобализации и зарождения нового синергетического мироощущения пришло время интеграции наук. Довольно успешно взаимодополняют и взаимоусиливают друг друга история, философия, психология, биология, физика и другие науки. При этом история становится интереснее, доступнее и разнообразнее. Кроме интеграции, появляется еще один существенный момент субъект-субъектных отношений с историей (тезис: история в человеке - человек в истории).
Вот такой концепт. Возможно, спорный, но очень привлекательный.
Субъектные отношения с исторической наукой оставляют лакуны, которые охотно заполняет наше воображение, и делают предмет, припорошенный пылью веков, живым и теплым. А еще появляются вопросы, которые важнее ответов, потому что пробуждают мысль. Одна из тем книги «Новое время.
Конец XV-XVIII веков», написанной Людмилой Жаровой в соавторстве с Ириной Мишиной для учителей, изданной в Украине в 2001 году, звучит так «Цивилизация - это...». Там предлагается разнообразие трактовок и эволюция этого понятия во времени и пространстве; моноопределение (как во всех прежних учебниках) отсутствует!
Людмила Николаевна считает, что жесткие определения (класс, нация, государство) имели место в государствах с заданным идеологическим вектором, а в наше время перехода от индустриального общества к информационному, от моноцентрического мировоззрения к планетарному - загнать основополагающие понятия исторической науки в четкие сухие формулировки просто невозможно и не нужно.
Тогда учебники истории, по меньшей мере, должны состоять из архивных документов, которые освещают событие с позиций представителей разных социальных групп, а в центре - большой знак вопроса как приглашение к размышлению. А где же авторская позиция? Она ненавязчиво проявляется в подборе документов, фотографий, в нечаянных эмоциях.
Собственно, более тридцати таких учебников Людмила Жарова и Ирина Мишина написали с 1992 по 2003 год. Они издаются миллионными тиражами в солидных московских («Просвещение», «Памятники исторической мысли»), санкт-петербургских издательствах и даже «пиратским» способом. По книгам херсонских педагогов учатся школьники России и Беларуси. Их даже раскупают в США! А учащиеся украинских школ занимаются по другим учебникам.
Те пособия по истории Украины и всемирной истории, которые довелось видеть автору этих строк, вызывают, как минимум, удивление у непрофессионалов, и полагаю, что вполне оправданное недоумение ученых-историков. Учебники выхолощены, не имеют четкой концепции и потому декларативны, тенденциозны и заидеологизированы.
Осмысливать и переосмысливать историю Украины надо в контексте мировой истории, - так считает Людмила Жарова. И убедительно аргументирует свою позицию тем, что мы живем в полиэтническом, поликультурном, поликонфессионном мире, и целостность в подаче исторических фактов - это осознанная необходимость автора учебника.
А иначе знак вопроса, что был приглашением к размышлению, трансформируется в сакраментальное «Зачем мне это надо?».
Прагматичное молодое поколение просто «сбросит с корабля современности» всю эту кучу хаотически изложенного, идеологически препарированного материала и пойдет своей дорогой без ненужного груза. А чем все это нам грозит - знают те, кто хорошо учил когда-то историю.
ВИКТОРИЯ МАТВЕЕВА
"Взгляд" четверг, 17 марта 2005 г.