on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Історія культури і краєзнавство > Таврія XX століття > История нашего города: Херсонская верфь

История нашего города: Херсонская верфь

Херсонская верфь расположена на юге Украины, в устье реки Днепр. Город был основан в 1778 году на месте крепости, которая защища­ла рубежи Российской империи от турецких набегов. Приближенность Херсона к Черному морю предопре­делила зарождение судостроения.

В городе были созданы Адми­ралтейство и верфь. 16 сентября 1783 года был спущен на воду пер­вый военный 66-пушечный линей­ный корабль «Слава Екатерины», положив тем самым начало Россий­скому Черноморскому Флоту.

Мысль о возведении судостро­ительного завода в Херсоне роди­лась в кабинетах Совета Народных Комиссаров. 27 ноября 1945 года Минсудпром издал приказ о начале подготовительных работ по выбору площадей для верфи, её проектиро­вания и строительства. В конце июня следующего года министерская ко­миссия, обследовав окрестности Херсона в радиусе 10 километров, остановилась на двух вариантах ме­ста строительства будущей верфи: побережье Днепра в районе поселка Киндийка и восточная часть Каран­тинного острова.

С учетом перспективного разви­тия завода требовалась территория 65-70 гектаров. Для этого условно подходил вариант Карантинного острова. На нем правительствен­ная комиссия и остановилась, а собственник земельного участка – херсонский горисполком – поддер­жал её, считая, что строительство завода в городской черте не только обеспечит рабочие места горожа­нам, но и окажется полезным при восстановлении городского хозяй­ства, разрушенного войной.

Однако перед началом стро­ительства возникло препятствие: вдоль Днепра размещался рыбацкий хутор из 100-150 дворов. Его жите­лей нужно было переселить с наси­женных несколькими поколениями мест. Они должны были лишиться реки, которая давала им работу, ос­новного источника заработка, а так­же подсобного хозяйства – коров, поросят и другой живности. В каж­дом дворе имелись огород и фрукто­вый сад. Излишки плодов и овощей тоже давали людям определенную копейку. Да и сам переезд в неведо­мо куда вызывал тревогу хуторян.

Власть постановила пересе­лить людей до июня 1948 года. 24 апреля 1947 года министр судпрома назначил директором строяще­гося завода Тимофея Сафронова. Вопрос о переселении жителей рыбацкого хутора, территория ко­торого входила в границы буду­щего завода, могли решить только местные власти. Конечно, первому секретарю обкома партии Алексею Федорову деваться было некуда, ведь решение о строительстве за­вода было принято на всесоюзном уровне. Поэтому он попросил но­воиспеченного директора: «Очень прошу не обижать жителей Каран­тинного острова, строения которых будут перевозить на другие участ­ки. Им необходимо оказать по­мощь транспортными средствами. Особенно справедливо следует по­дойти к оценке их имущества, учитывать не только основные строе­ния, но и все пристройки, а также древонасаждения, как плодовые, так и декоративные».

Строили завод зэки. Строитель­ная площадка представляла собой закрытую зону, огороженную высо­ким забором, обнесенным несколь­кими рядами колючей проволоки и установленными сторожевыми вышками по всему её периметру. Вначале возвели бараки для заклю­ченных, казармы охраны, баню-пра­чечную и вольеры для собак.

Часть заключенных на грузовых автомобилях, в клетках вывозили в Чернобаевский карьер, где они до­бывали и пилили камень, который шел на строительство основных це­хов и производственных помеще­ний.

Строящаяся верфь требова­ла тысячи тонн различных грузов. А доставить их на промплощадку можно было только автомобилями по деревянному понтонному мосту через реку Кошевая.

Много затрат, сил, средств и времени доставляла перевалка грузов с железной доро­ги. Поэтому было принято решение о строительстве сразу двух мостов через Кошевую: автомобильного и железнодорожного.

Последний был сдан в эксплуа­тацию 10 июля 1950 года. Впослед­ствии, когда большое количество жилья для работников ХСЗ в основ­ном было построено в Жилпоселке и Жилмассиве, которые находились на значительном расстоянии от за­вода, было открыто пассажирское движение от железнодорожного вокзала до острова. Регулярные рейсы начались в марте 1953 года.

Корабелы не ждали завершения строительства цехов и стапелей. Работа шла параллельно. Первая продукция завода – неуклюжая, не­большая баржа длиной 43 метра – вызывала гордость судостроителей: с неё открывался счет судам с мар­кой ХСЗ. При её спуске не обошлось без неожиданностей.

Момент был ответственный и торжественный, когда прозвучала команда: «Выбить стрелы! Рубить задержники!» И тут случилось не­предвиденное. Баржу удерживали от спуска двумя канатами: кормо­вым и носовым, которые должны были одновременно разрубить две гильотины. Что-то в них не сработа­ло – перерубился только кормовой.

Создалась угроза заклинивания баржи на спусковых полозьях. Тогда такелажных дел мастер Г. А. Стукан топором рубанул по носовому ка­нату. Заскрипели полозья, баржа вздрогнула и с большим перекосом понеслась в объятия Днепра. Тиши­ну разорвало громогласное «ура!» Заводчане поздравляли друг друга, жали руки, хлопали по плечам. Так 12 октября 1951 года стало днем рождения завода и точкой отсчета спущенным судам.

Алёна Некроткова
“Херсонський Вісник” № 17. – С. 4.

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.