on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Релігії в Таврії > Херсонська ікона

Херсонская икона


В день Первоверховных апостолов Петра и Павла Церковь празднует также и в честь Касперовского образа Божьей Матери. Именно на нашей земле просияла святыня, которую с благоговением почитают православные жители не только в Одессе, Николаеве, Кировограде, Кишиневе, Тирасполе и в Крыму, но и во многих других городах и весях. В ее честь строят храмы, освящают приделы.
Этот образ некогда принадлежал благородной сербской семье. Ее предок, который в середине 18-го века поселился в Херсонской губернии, принес эту икону из Трансильвании. Семейная святыня как благословение переходила из рода в род. Так в 1809 году ее получила херсонская помещица, жена штабс-капитана Николая Касперова Иулиания Ионовна. Кто именно, где и когда писал этот образ, не знали и не помнили. Неподалеку от Херсона, в небольшом селе Касперово (нынешний Кизомыс Белозерского района), в незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной семье, Божия Матерь через этот образ явила знамения и чудеса.


Чудное обновление образа произошло в феврале 1840-го года, глубокой ночью. В те дни семья Касперовых переживала не лучшие времена, и помещица Иулиания имела обыкновение обращаться с горячей молитвой к Заступнице Усердной перед этим фамильным образом. Однажды во время молитвы, в третьем часу заполночь, Касперова с удивлением обнаружила, что образ вдруг «стал столь светлым и живым». После этого взволнованная женщина не смогла уснуть до самого утра. Супруги Касперовы решили не разглашать о чуде, но Бог управил иначе!
После обновления у иконы стали совершаться чудеса и исцеления. Начало им положило выздоровление мелкопоместной дворянки из соседнего села - Веры Бурлеевой. Помолившись у иконы, она обнаружила свою, до того уже долгое время омертвевшую руку, совершенно здоровой.
В 1846-м году Херсонское духовное правление поручает благочинному города Херсона исследовать получившие огласку факты исцелений и чудес от иконы из села Касперовки. В то время не было недостатка в шарлатанах, которые корысти ради оглашали о явлении мнимых «святынь». По завершении работы комиссия приходит к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы. 15 июня 1846 года Священный Синод благословил всенародное чествование Касперовской иконы Божией Матери.


К этому времени о чудотворном лике знает уже весь причерноморский край, приезжают из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест. В 50-х годах прошлого столетия, повелением Царя и благословением Святейшего Синода, с иконой совершаются крестные хода в главные города Херсонской епархии - Херсон, Николаев, Одессу. Она явилась видимым знаком небесного благословения для новообретённых Русских земель.
Эта икона стала духовной опорой для нашего народа во времена великих бедствий, обрушившихся на наш край. В 1854 году во время Крымской войны жители Одессы, входившей в состав Херсонской губернии, отправили делегацию к преосвященному Иннокентию с письмом такого содержания: «При настоящих обстоятельствах, когда город наш находится в облежании от врагов, мы обращаемся с покорнейшей просьбой к Вашему Высокопреосвященству исходатайствовать дозволение принести Касперовскую икону Богоматери в соборный храм наш на все время блокады нашего города. От всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание ее лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения».


Просьба жителей Одессы была удовлетворена, 6 августа 1854 года икону крестным ходом принесли из села Касперовки в кафедральный собор г. Одессы, где она оставалась до 20 мая 1856 года.
Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий благословлял святою иконою войска и устроенные на морском берегу батареи, защищавшие город и порт. Образ носили по госпиталям и лазаретам. Перед ним принимали присягу и им напутствовали сестер милосердия, принимавших на себя нелегкое дело служения в войсках.
26 сентября 1855 года на Одесском рейде появился неприятельский флот. Православные со святителем Иннокентием неустанно возносили молитвы перед чудотворным образом о спасении города. Трудно представить состояние горожан, целую неделю находящихся под дулами смертоносных орудий эскадры. Но что-то не давало неприятелю напасть на практически беззащитный город.


Накануне 1 октября, когда, согласно слухам, был назначен обстрел города, перед соборной площадью собралось почти всё оставшееся население Одессы (многие выехали сами и вывезли свои семьи в страхе перед разгромом города), служили молебны. По благословению владыки, стали читать покаянный канон перед Касперовским чудотворным образом - все просили Царицу Небесную пощадить город. В день Покрова Божией Матери на море опустился густой, почти непроницаемый туман. Вражеские суда в этом тумане сбились с курса и не могли определить верное направление предполагаемого удара. Еще один день - и флот внезапно ушел.
Одни считали это избавление случайностью, другие - незнание врагом имеющихся у нас сил и страхом перед огнем приморских батарей. Но верующие жители Одессы в те дни от мала до велика благодарили Пресвятую Богородицу. Воистину Её омофор был распростерт в эти дни над городом и всем причерноморским краем, спасая его жителей от неминуемой гибели. День этот стал особенно памятным для жителей Одессы, в этот же день, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы - установлен и один из дней чествования Касперовской иконы Божией Матери.


Можно привести много интересных фактов, связанных с Касперовской иконой Божией матери. Вот один из них: во время Крымской войны Святитель Херсонский и Таврический Иннокентий прибыл в осажденный Севастополь с чудотворным образом, для духовной поддержки войска. Предварительно он послал предупредить главнокомандующего А.С. Меньшикова с просьбой встретить икону как подобает у врат севастопольских, и велел сказать: «Се Царица Небесная грядет спасти Севастополь». На что высокомерный вельможа дал такой ответ: «Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную - мы и без Нее обойдемся!...». Вскоре Севастополь пал... но там где всё же побывала икона, нога неприятеля так и не ступила - это северная сторона города. Впоследствии там было устроено братское кладбище.
Как и во времена Крымской, в Первую мировую войну свидетельств проявления Небесной помощи было предостаточно, уверенность в ней возникала даже у иноверцев, и у неверующих людей. Ради благодатной помощи, которая являлась на морских рубежах нашей державы по молитвам у этого образа, икона считается покровительницей флота. Не только морского, но и воздушного.


В мирное время традиция крестных ходов по Херсонской губернии неукоснительно соблюдалась вплоть до пришествия богоборческой власти. К этим событиям выпускались специальные памятные значки. Документы того времени свидетельствуют, что чудотворная икона ежегодно с крестным ходом приносится из села Касперовки в Одессу, и остается там от праздника Покрова до четвертого дня Пасхи. С праздника Вознесения пребывает до праздника Петра и Павла в Херсоне; с 1-го же июля по 1 августа — в Николаеве. Последний крестный ход был совершен в 1918 году. С приходом советской власти традиция совершения крестных ходов была прервана и возобновлена только в 90-х годах.
Празднование Касперовской чудотворной иконе Божией Матери в день памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла было благословлено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом в 1971 году в память о крестных ходах и о своей епископской хиротонии. Во всех городах бывшей Херсонской губернии пред чудотворною иконою по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице. Каждый из городов может похвалиться немалым списком исцелений и чудес бывших с их горожанами по молитвам у : этого образа.


Официальным местом нахождения образа считалось селение Касперовка. Однако по причине того, что большее время года он проводил в Одессе, постепенно местонахождение его утвердилось в Свято-Успенском соборе города. Сегодня эта икона является его главной святыней. Со строительством Свято-Преображенского кафедрального собора планируется перенести образ в восстановленный храм.
Сегодня мало кто знает, что в Херсоне ранее была церковь в честь Касперовского образа Пресвятой Богородицы. Она была устроена при архиерейском доме на пожертвования Дмитрия Федоровича Феодориди и дворянки Александры Сербиновой и торжественно освящена 1-го октября 1874 года. Купола у нее не было. По некоторым данным там был устроен хрустальный одноярусный иконостас, высотой в 6 м, который раскрывался на 7 м. Престол и жертвенник были деревянными. Из священных предметов, находившихся в церкви, обращал на себя внимание деревянный крест с частицами св. мощей и частью Животворящего древа. Он был принесен из Иерусалима и пожертвован, как было на нем написано, «рабой Божией Дарьей 11 марта 1881 года», в виду этого второе название церкви - Крестовая.
В 1920 году прекрасное двухэтажное здание архиерейского дома в Херсоне с домовой церковью и отдельным флигелем во дворе попало в руки большевиков. Так называемая Губликвидкомиссия, мотивируя отсутствием в Херсоне архиерея, закрыла церковь в 1924 году.
Примечательно, что в странах дальнего зарубежья наши соотечественники и земляки Касперовскую икону Божией Матери очень часто называют не иначе как «Херсонская».


Херсонская икона есть, а место где она была обретена, никак не обозначено! В нынешнем селе Кизомыс мало что напоминает о явлении в этих местах чудотворной иконы, нет ни дома помещицы Касперовой, ни храма, в который был перенесён этот образ. Храм взорвали немцы при отступлении в Великую Отечественную войну. Из оставшейся груды камней выстроили небольшую сторожку, в которой и совершалась вся церковная жизнь почти до настоящего времени. Это единственное что смогли сделать местные жители своими силами на тот час. Сейчас на месте храма спортивная площадка и новые постройки, строительным материалом для которых послужил камень со взорванного храма и разобранного дома помещицы. А ведь в это место некогда стекались тысячи людей со всех концов страны. Только старожилы, которым за 70, вспоминают рассказы своих отцов о том, как обновилась здесь икона, как совершались перед ней чудеса, как ходили пешком крестным ходом из Касперовки в Херсон.
14 октября 2005 года в Херсоне на жилмассиве «Корабел», при большом стечении народа был заложен и освящён камень в основание храма в честь главной святыни Херсонщины - Касперовской - Херсонской иконы Божией Матери! Надеюсь, что каждый благочестивый житель осознаёт важность этого строительства, и его поддержки, как залога присутствия небесной помощи в нашем родном городе. Ведь строится не что иное, как дом для Царицы Небесной, слава которой, в нашем крае просияла через Касперовскоий чудотворный Её образ.


Прот.Иоанн Гордиенко, Херсон

Источник: "Православна Таврія" - № 3, липень, 2007

 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.