on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

29.11.2021, 11:18

Нa Xepcoнщинi вiдбудeтьcя 18 кiнoфecтивaль дoкумeнтaльнoгo кiнo пpo пpaвa людини

  Зaпpoшуємo пpeдcтaвникiв ЗМI Xepcoнa тa гpoмaдcькиx aктивicтiв ...
29.11.2021, 10:29

Відома херсонська художниця Венера Такаєва відзначає ювілей

    Юбилей Венеpы Такаевой 28 ноябpя иcполняетcя ...
29.11.2021, 10:07

У будинoк нapoднoї xудoжницi з Xepcoнщини пoвepнувcя знaкoвий килим

      Kилим, iз зoбpaжeнням кoтiв, cxoжий нa ...
> Організації > Візуальне мистецтво > Херсонський обласний художній музей ім. О. Шовкуненко > Коллекция фарфора и фаянса XVIII - первой трети XX в.в. в собрании Херсонского художественного музея им. А.А. Шовкуненко

Коллекция фарфора и фаянса XVIII - первой трети XX в.в. в собрании Херсонского художественного музея им. А.А. Шовкуненко

28.03.2006

Среди разнообразных произведений декоративно-прикладного искусства в собрании Херсонского художественного музея им. А.А. Шовкуненко привлекает внимание небольшая, но представляющая определенный историко-художественный интерес коллекция фарфора и фаянса конца XVIII - первой трети XX в.

Наличие в коллекции как уникальных, так и ординарных предметов позволяет нам рассмотреть развитие европейского и восточного керамического производства и живо представить себе ту социально-бытовую среду, в которой они имели применение.

Основой музейной коллекции керамики стали произведения, переданные в 1977 роду в дар художественному музею г. Херсона ленинградским коллекционером М.И. Корниловской. В последующие годы коллекция керамики пополнялась за счет приобретений из частных собраний и предметов, переданных музею в дар. Большинство произведений из собрания музея атрибутировано и подробно описано.
Впервые состав фарфора был открыт в Китае в V в. н.э. Неоспоримо, что по своему художественному значению, а также по художественным качествам, китайский фарфор - едва ли не самый существенный вклад в искусство мировой керамики.

Китайские мастера всегда с особым уважением относились к особенностям материала, старались его глубоко познать и предельно выявить его возможности в своих изделиях. Уже в VIII - IX в. н. почти одновременно с распространением фарфора, получают популярность изделия, украшенные способом «цек» или «кракле» (искусственное растрескивание глазурованной поверхности). Можно предположить, что данный вид декора был получен случайно. Возможно, в трещины глазури однажды попала пыль. Незаметный до этого, на изделиях проявился тончайший геометрический рисунок Мастера не могли не обратить внимание на широкие возможности такого простого по исполнению декора. Кракле, действительно, придает изделиям изящество, утонченность и законченность. Кроме того, китайские керамисты в своих изделиях бесконечно варьируют и комбинируют различные элементы декора. Примером могут послужить две парные вазы из фарфоровой массы XIX в. Их тулова покрыты сеткой трещинок (кракле), подчеркивающих гладкость поверхности и делающих цвет более глубоким, а черный лепной декор в виде играющих жемчужиной драконов усиливает внешнюю эффектность и несет глубокую смысловую нагрузку.

Японская керамика в коллекции представлена несколькими изделиями конца XIX - нач. XX ст. Это чайник и три чашки цвета теплой охры с простым, но очень изысканным декором, десертная фарфоровая тарелка с яркой жанровой сценкой на зеркале и, наконец, три вазы, представляющие знаменитый фаянс Сацума. В 1598 году во владениях феодального клана Симадзу на острове Кюсю - в княжестве Сацума - были основаны керамические мастерские. Первоначально в них изготавливалась простая красновато-коричневая керамика, покрытая бесцветной глазурью. Позднее, уже в XVIII веке, в Сацума начинается изготовление фаянса с декором цветными глазуревидными красителями. В значительных количествах такой фаянс изготавливался в Сацума и в XIX в. Во второй половине XIX в. мастерские Сацума стали делать продукцию на экспорт. Изделия этого времени сплошь покрыты декором. Наиболее распространенными стали изображения божеств, драконов, воинов, бытовых сценок, композиций из цветов и орнаментов. Характерная особенность декора этого времени - яркость красок и орнаментика. В орнамент одной из ваз музейного собрания, украшающий верхнюю часть тулова, вписан родовой герб феодального клана Сацума - круг внутри перечеркнутый двумя линиями, расположенными под прямым углом. Две другие парные низкие вазы - образец толстостенной керамики, покрытой яркими цветными глазурями и позолотой, с лепными ручками-драконами и тонкой, тщательно выполненной животной и растительной живописью по тулову.

Европейский фарфор можно с полным правом считать детищем XVIII в., хотя в Европе познакомились с привозным фарфором на несколько столетий раньше, после путешествия знаменитого венецианского купца Марко Поло. В XVIII в. во многих европейских странах появляются собственные фарфоровые заводы. Фарфор ценится очень высоко, секрет его изготовления по-прежнему сохраняется в строгой тайне.

Первый европейский фарфоровый завод был открыт в 1710 г. в саксонском городе Мейсене. Впоследствии стилистика европейского фарфора была во многом определена мастерами Мейсенского завода. Музей, к сожалению, располагает уже более поздними изделиями знаменитой саксонской мануфактуры, выполненными во второй половине XIX в.: чашка, декорированная по тулову растительной кобальтовой росписью и скульптура «Женщина с ребенком на руках». Последняя поражает качеством исполнения и проработки самых мелких Деталей. Очень хорошо передана динамика движения. Впечатляет и роспись изделия, которая, предположительно, была выполнена позже в частных фарфоровых мастерских Тюрингии. Изделия маркированы характерным для мейсенской мануфактуры клеймом в виде перекрещенных голубых мечей. В 1751 г. открывается Мануфактура Royal Worcester (Ворчестер, Англия), где производятся шедевральные произведения. После этого английский фарфор купить было признаком достатка, хорошего тона и изысканного вкуса.

На протяжении XIX в. в Европе появилось большое количество фарфоровых и фаянсовых мануфактур. Они неоднократно меняли свои стилевые ориентации. Многие заводы делали свои изделия в подражание фарфору разного времени и разных школ. Показательны этом плане две фаянсовые вазы с изображением жанровых сцен на фоне ландшафта (роспись кобальтом). Маркированы клеймом в виде буквы W, являющимся отличительным знаком знаменитой фаянсовой мануфактуры г. Дельфта (Голландия). Вазы выполнены в подражание изделиям XVIII в., когда на европейских керамических мануфактурах достаточно сильно чувствовались китайские веяния. Последнее подтверждает и сама форма ваз, характерная именно для керамики Востока. В подражание восточным силуэтам выполнены и вазы изготовленные на частных фарфоровых заводах Германии. Ваза завода г. Ильменау, конца XIX - нач. XX вв, имеет форму "гуань"', характерную для китайских ваз. В подобные низкие вазы с широким горлом и шаровидным туловом, китайской ребятне под Новый год кладут подарки. Обращает на себя внимание изысканность декора: густое кобальтовое крытьё, по которому идет растительно-животная роспись, выполненная золочением по мастике с рельефным контуром и тщательной прорисовкой. Вторая ваза ближе к стилю "модерн". Изготовлена в г.Лихте на мануфактуре Хойбаха в начале XX в. На зеленом тулове с золотым краплением - декор с использованием растительно-животной росписи.

Особый интерес могут представлять английские фаянсовые тарелки с видами Акрополя, изготовленные во второй половине XIX в. в Англии. Вид декора - печатный рисунок, выполненный одноцветно. Способ декорирования керамики печатным рисунком, очень распространенный в XIX веке в европейских странах, впервые был открыт в Англии. Сначала рисунок гравировался на медных пластинах, после этого он отпечатывался на специально изготовленной тонкой бумаге, которая очень аккуратно и плотно располагалась на поверхности керамических изделий. Изделие погружалось в холодную воду, в результате чего бумага легко снималась. Оставшийся на поверхности монохромный рисунок закреплялся с помощью обжига. Такой печатный рисунок был дешевле ручной росписи и очень ускорял процесс декорирования керамики. Оттиски на тарелках музейной коллекции выполнены в мягких коричневом и сером тонах. Сама сюжетика тарелок - вид Акрополя - дань романтике путешествий и дальних странствий. В орнаментальной кайме бордюра использованы растительные мотивы. Рисунок отличается четкой выстроенностью равномерно чередующихся элементов: цветов, листьев, дубовых веток.

В коллекции музея представлена также сугубо бытовая посуда (тарелки, чашки, конфетницы, блюда, кувшин), выполненная в конце XIX - начале XX вв. на мануфактурах Австрии (г.Вена), Франции (Париж), Германии (заводы Баварии), Пруссии (г.Зюль), Саксонии (г.Метлах) и т.д.

Русский фарфор в собрании музея представлен хоть немногочисленно, но достаточно разнообразно. Попытки открыть секрет фарфора делались в России неоднократно. В XVIII веке они увенчались блестящим успехом русского ученого-химика Д.И. Виноградова, не только открывшего этот секрет в 1746-1747 гг., но и научно разработавшего технологию его производства. Несколько раньше, в 8-ми км от Петербурга, на берегу Невы, по приказу императрицы Елизаветы Петровны был основан первый в России завод, нареченный Императорским. Именно там Виноградов получил первые образцы фарфоровой посуды. Работая в основном по специальным заказам императорского двора, завод в то же время выпускал более дешевые, так называемые "ординарные" изделия с маркировкой "Придвор" и "ПК", так как основным потребителем являлись служащие придворной конторы. Музей располагает двумя такими изделиями Императорского завода (далее ИФЗ), датируемых ІІ половиной XVIII в., имеющих черепок теплого белого цвета и характерную для бытовой посуды цветочную роспись, в основе которой - цветок шиповника или розы.
Особое место в музейной коллекции занимает фарфоровая ваза-амфора, выполненная на ИФЗ в конце XIX в. и являющаяся копией с серебряной вазы, найденной археологом И.Е. Забелиным в 1862-1863 гг. при раскопках скифского кургана Чертомлык. Тулово вазы декорировано сценами из жизни скифских землепашцев и животноводов, рельефными диковинными птицами - грифонами.

Еще одно изделие ИФЗ, которое можно возвести в ранг особо ценных - скульптура «Аварка» (из серии "Народы России"), выполненная на ИФЗ в 1916г. (роспись 1919г.) по модели художника и скульптора П.П. Каменского. Сама фигура была изготовлена еще на ИФЗ, но ее роспись осуществлялась уже на переименованном предприятии - Государственном фарфоровом заводе. Однако роспись выполнена в старых традициях: плотные насыщенные краски с преобладанием темных цветов, которые производят некоторое впечатление мрачности и сухости. Сама женская фигура статична, пластичность и живая непосредственность отсутствуют. И это не случайно, т. к. целью Каменского было сосредоточить внимание на точности воспроизведения наружности и костюма представителя той или иной народности России. Он редко "оживляет" свои модели. Перед зрителем проходят этнографически описательные фигуры, раскрашенные с натуралистической точностью.

Бурные послереволюционные годы учат фарфор азбуке новой, неведомой для него ранее речи. В радостной цветности и в невиданных формах посуды - вызов прежней жизни, романтическое предчувствие нового бытия. Этот фарфор был вестью из будущего, за которое билась советская страна. В наши дни достоинства так называемого агитационного фарфора общепризнаны. Он до сих пор пользуется самым пристальным вниманием коллекционеров и музейных сотрудников. Стоимость его на антикварном рынке очень высока. В 1986 году из частной коллекции ленинградского коллекционера Б.Н. Васильева музеем были закуплены две желтые фарфоровые чашки с блюдцами, декорированные полихромной росписью в виде стилизованных цветов, серпа, молота и шестеренки. Указанные экспонаты относятся уже к позднему агитационному фарфору (30-е годы, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), который был в те годы далеко не в фаворе. Не случайно 30-40-е годы считаются "глухим" периодом для агитационного фарфора, поэтому уникальные образцы отыскать достаточно тяжело.

Еще одна значительная веха в работе ГФЗ-ЛФЗ - творчество Натальи Яковлевны Данько (1892-1942 гг.). Н.Я. Данько - выдающийся мастер фарфоровой скульптуры. Ее место в искусстве фарфора определяется прежде всего тем, что в течение длительного периода - с 1917 по 1941 год - Н.Я. Данько была единственным скульптором, полностью и до конца отдавшим свой талант созданию советской фарфоровой скульптуры. В 1923 году она создает фарфоровую сюиту "Бахчисарайский фонтан", состоящую из трех миниатюрных фигурок - Гирея, Заремы и Марии.
Впоследствии Данько неоднократно делал их авторские повторения. Два из них - скульптурки "Зарема" и "Хан Гирей", датируемые 1935 - 37 гг., - входят в музейное собрание.

В отличии от фарфора Императорского завода с его академической направленностью, безупречным исполнением, но ограниченностью тематики, фарфор частных предприятий, которых в первой половине XIX века в России возникает множество, затрагивал самые актуальные жизненные темы и события. Необычайным разнообразием отличалась продукция завода Попова, выпускавшаяся с учетом вкусов покупателя

Особенно славились статуэтки, которые подразделялись на два типа: пряхи, косари, пастухи, странники - охотно раскупались простым людом а фигурки, изображавшие франтов, модниц, красивых продавщиц исполненные по монографиям модных французских журналов - предназначались для сбыта имущим слоям населения. В 1986 году сотрудники музея приобретают 16 миниатюрных фарфоровых фигурок подобного плана у уже упомянутого ранее ленинградского коллекционера Б.Н. Васильева. Статуэтки интересны, прежде всего, своими очень маленькими размерами. Специалисты Отдела истории русского фарфора Государственного Эрмитажа, по стилистике и качеству исполнения (клейма отсутствуют), склонны предположить, что данная малая пластика была изготовлена на фарфоровом заводе А. Попова в середине XIX в.
Развитие русского фарфора во второй половине XIX в. представляло собой сложный и неоднозначный процесс. В это время происходит укрупнение фарфоровых производств, совершенствуется их техническое оснащение и уровень механизации. Расширялся и круг потребителей, в число которых были вовлечены не только различные социальные прослойки общества, но и народности России. Емкий отечественный рынок насыщали фарфором и фаянсом предприятия Гарднера, Кузнецовых, Миклашевского, Сафронова, братьев Корниловых, Батенина, Храпунова-Нового и др. Во второй половине XIX в. характер русского фарфора заметно меняется. Классицизм уступает место эклектике, появляется фарфор в псевдорусском стиле. Наряду с живописью по фарфору широко применяется деколь - способ нанесения рисунка на глазурованный черепок при помощи переводной бумаги.

Самыми уникальными по размаху своего производства были кузнецовские фарфоровые предприятия. В конце XIX - начале XX вв. заводы Кузнецова выпускали более половины всего объема фарфоровой продукции России. Изделия кузнецовских фарфоровых мануфактур могли удовлетворить любые вкусы и предназначались, фактически, для всех социальных слоев населения, начиная с простой крестьянской и трактирной посуды, и заканчивая высокохудожественными, уникальными произведениями.
Для оформления продукции на предприятиях Кузнецовых, наряду с ручной кистевой росписью, широко применялись и механические способы декорирования, такие как деколь, трафарет и др. В музейной коллекции продукцию кузнецовских мануфактур представляют оригинальные и достаточно редкие чашки-головки (фабрика С.Т.Кузнецова в Риге, вторая половина XIX в.), тарелки, юбилейная детская чашка, блюда, изготовленные в стиле "модерн". Прекрасным образцом кузнецовской продукции является большое круглое фаянсовое блюдо с растительно-животной росписью. Нарядность и торжественность этому блюду придает надпись золотом по бордюру: "Хлеб да соль".

Небольшим числом экспонатов представлены заводы, существование которых нередко было ограничено во временном плане: овальное блюдо и чайник завода братьев Корниловых, чашки-головки завода Я.Г. Храпунова-Нового, десертные тарелки фабрики Я.К.Эссена в Мюльграбене близ Риги. Атрибуция некоторых экспонатов по причине плохой читаемости клейм и штампов пока еще вызывает сомнение. Среди них две вазы в стиле "модерн", расписанные в технике фляндрования и предположительно изготовленные в керамических мастерских при Строгановском центральном училище рисования в г. Москве в начале XX в.
Среди "безымянных" экспонатов можно выделить, прежде всего, фарфоровую плакетку с изображением женской головки. Живопись исполнена с достаточным профессионализмом, в салонной манере, характерной для конца XIX - начала XX в.

Не имеют клейма два подарочных фарфоровых пасхальных яйца. Такая продукция пользовалась очень большим спросом и выпускалась практически всеми частными фарфоровыми заводами России. В декоре использован цветочный деколь по цветным фонам; как обычно, помещена полная надпись пасхального приветствия: "Христос Воскрес".
Итак, главная цель данного сообщения - познакомить с небольшой музейной коллекцией фарфора и фаянса и обратить внимание на особо редкие произведения, датируемые концом XVIII-первой третью XX ст. Все перечисленные выше экспонаты представляют интерес именно для изучения социально-бытовой стороны жизни общества XVIII первой трети XX в., а также дают возможность, правда очень кратко неполно, проследить некоторые этапы развития и художественные направления керамического искусства разных стран.

Н.А.Кольцова,
научный сотрудник научно-экспозиционного отдела

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.