on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

Крестные матери

История ритуала
Крещение корабля всегда являлось событием большой важности, которое с помпой освещалось в прессе, В такой день на режимном судостроительном заводе проходные вдруг широко распахивали двери, и корабелы с детьми, родственниками шли к набережной, где в торжественной обстановке проходил обряд крещения нового судна.
А многие ли знают, откуда пошёл этот давний обычай?

В древности моряки ни за что не выходили в море без варварского обряда жертвоприношения, дабы защитить себя и свой корабль от гнева богов. Палубу и борта обагряли кровью жертвы-девушки, а на форштевень надевали её голову,
В дохристианскую эру мудрые греки пошли на хитрость перед богами. Кровь людскую подменили красным вином. Участники церемонии обращались к богу Посейдону, владыке морей, и Минерве, богине мудрости, с просьбой защитить от всяческих невзгод построенное судно.

Капитану преподносили большой серебряный кубок с вином. Пригубив его, он выплёскивал вино на палубу, как бы давая клятву разделить участь своего судна, если боги вдруг разгневаются, и уйти в морскую пучину с кораблём. Видимо, с той поры и существует неписаное правило: в самый гибельный момент командир последним покидает корабль...
До нашего времени дошла древнеиндийская, на санскрите, молитва, которой более трёх тысяч лет: О, вы, Небеса!

Ты, непостижимая Вселенная! Нас, детей своих, прими... И счастливы твоим вдохновением, Мы входим в судно... Эта молитва и по сей день произносится индусами при освящении корабля. И непременно устами женщины - крёстной матери нового судна. После молитвы следовали ритуал молчания, разбитие кокосового ореха о форштевень, украшенного ярко-оранжевым венком из цветов, олицетворяющим солнце.

В XVI веке крещением военных кораблей руководили короли, принцы, герцоги. Король поднимал кубок, немного отпивая из него, а остальное выплёскивал на палубу в направлении главных румбов компаса, произнося напутствие кораблю. Затем следовало угощение бога морей: кубок, наполненный вином, выбрасывался за борт. Но находились предприимчивые охотники за дорогими королевскими сувенирами. Возникал ажиотаж, состоятельные горожане нанимали даже целые команды ныряльщиков. Вскоре дело дошло до того, что уже, в открытую, вслед кубку летели сети в воду. Чтобы прекратить эти безобразия, по приказу английского короля Чарльза II стали выплёскивать немного вина богу морей, а кубок дарили капитану.

Традиция разбивать о борт нового корабля бутылку шампанского появилась в конце XVIl века. Зачинателями этого ритуала оказались французы. Они же заодно, как бы в пику Англии, властительнице морей, ввели «женское» крещение корабля.
Испокон веков среди моряков жило устойчивое поверье: женщина в морском деле приносит несчастья. Моряки же воспринимали свой корабль как живое существо. Считалось, что у судна, спущенного на воду, появляется душа, и у него начинается своя - сложная, полная приключений - неповторимая судьба. А у судна, как у человека, должно быть имя, которым, по обычаю многих народов, нарекает первенца мать. И таким образом, древнему предрассудку был нанесён сокрушительный удар.

Крещение судна
На Херсонском судостроительном список крёстных матерей начался с Н.А.Бризгун. На заводе состоялась вся её жизненная биография. Во время встречи с ней и было записано воспоминание о том важном событии, которое не изгладилось из памяти Нины Алексеевны.
- Летом 1953 года я поступила в фабрично-заводское училище №6, на жилпосёлке. До 14 часов мы, учащиеся, работали на заводе, а после обеда шли на занятия... Как раз строилось первое судно - танкер «Херсон». На нём мы выполняли малярные работы. И вдруг вызывают меня в заводоуправление и предлагают быть крёстной матерью этого судна! А мне еще и 19 не исполнилось. Конечно же, от такого доверия возникло и приподнятое настроение, и душевное волнение...

Не приходится сомневаться, что крёстной матерью быть не только почётно, но и очень ответственно. Представьте ситуацию, когда вы находитесь в окружении большого количества людей, и все на вас смотрят с ожиданием, а вам предстоит быстро и умело разрезать ленту - так, чтобы бутылка с шампанским не скользнула «вхолостую» по борту, а обязательно разбилась вдребезги, (Если бутылка оставалась невредимой, это было плохой приметой), И затем произнести заветные слова: «Нарекаю тебя именем... Семь футов под килем... Счастливого плавания...».

Эмоциональная нагрузка в этот момент на крёстную мать столь велика, что иногда может произойти сбой. К примеру, помнится крещение ледокольно-транспортного снабженца «Алексей Чириков» в сентябре 1987 года. Крёстная мать Екатерина Бруль, подопечная Нины Алексеевны Бризгун, сильно волновалась и после того, как бутылка с шампанским удачно разбилась, громко воскликнула в микрофон: «Семь фунтов под килем!». Люди по-доброму заулыбались, поняли, что эта оговорка от чрезмерного внутреннего напряжения. Кто-то из присутствующих подхватил: «А что? Фунты для команды тоже сгодятся...».

По каким же критериям подбирают крёстных матерей? По внешнему виду, по анкетным данным?.. Само собой, всё это имеет немаловажное значение, однако отмечено, что крёстными матерями становятся активные и умелые работницы, сердечные, отзывчивые, - одним словом, душевные качества также берутся в расчёт. Именно такой и была первая крёстная мать. В девушке таились большие задатки. Более тридцати лет проработала Нина Алексеевна Бризгун маляром, неоднократно избиралась депутатом районного и городского советов. За свой труд награждена двумя орденами - Трудового Красного Знамени и Ленина. А надо заметить, что простому труженику получить награды высшего достоинства не так-то просто: здорово приходилось потеть!..

Сколько на заводе всего крёстных матерей? К сожалению, такой учёт не вёлся своевременно. А жаль. Было бы неплохо знать их всех поимённо. Когда я поинтересовался у Нины Алексеевны об этом, она ответила:
- Да разве всех упомнишь! Было время, когда ежегодно по двенадцать судов строили. А это - двенадцать крёстных матерей в год! Могу назвать лишь тех из родного «восьмого» цеха, кому доверили почётное звание. Мастер Валя Харичкина, старший мастер Лида Степанская, маляр Нина Бондарь. А мастеру Fane Поповой даже дважды пришлось быть в ранге крёстной матери...

В «Очерках истории» о Херсонском судостроительном заводе упоминаются некоторые крёстные матери: маляр Р. Крыжановская «крестила» танкер «Тбилиси», маляр Л. Волошина - сухогруз «Славянск», работница стапельного цеха И. Соболевская - лихтеровоз «Алексей Косыгин», изолировщица Г. Юскив - лихтеровоз «Индира Ганди», разметчица Г. Крохмаль - танкер «Дмитрий Медведев», начальник бюро внешнетехнических связей Л.Фесенко - танкер «Лулу». Более 250 судов различного назначения с маркой ХСЗ бороздили воды мировых океанов. Столько же было и крёстных матерей.

Однако не одним жещинам-судостроителям выпадала такая честь. Сухогруз «Вишва Уманг» («Мировое вдохновение») строился для Индии, и его крёстной матерью стала супруга Чрезвычайного и Полномочного посла Индии госпожа Шелванкер. Дать путевку в жизнь судну «Столетие Парижской Коммуны» специально приехала Пьеретт Жоашим, секретарь объединения профсоюзов Франции. Танкер «Московская олимпиада» приобрела греческая судоходная компания. Супруге главы фирмы Анне Кириаку было предложено стать крёстной матерью этого судна.

Нарекали именем новые суда и очень известные в стране женщины. Наша землячка, прославленная разведчица Мария Фортус была крёстной матерью сухогруза «Командарм Матвеев», а Вера Глаголева, популярная актриса, «освятила» снабженец «Ювент»,
По просьбе греческого судовладельца Зоя Елисеевна, супруга генерального директора ХСПО Всеволода Федоровича Заботина, нарекла именем танкер - «Капитан Кириаку».
Торжественный момент судна становится фактом истории, трудовая жизнь корабелов входит в своё обычное русло. Но звание крёстной матери не исчезает, оно ещё долгие годы является важным атрибутом для её носительницы, для экипажа, который стал хозяином крещеного судна.

Показательна в этом плане дружба Ольги Держипольской с моряками второго танкера «Херсон», построенного в 1978 году - в честь 200-летия Херсона. В течение семи лет присылали своей крёстной матери поздравительные радиограммы к праздникам, на 8 Марта были подарки. Даже портовую газету «Моряк Грузии» (судно «Херсон» было приписано к порту Батуми) получала ежегодно Ольга Держипольская, тогда работница лодочного цеха. Между нею и капитаном танкера Юрием Родионовым велась длительная дружеская переписка.

Кстати, портрет крёстной матери висит обязательно на самом видном месте в кают-компании корабля.
Обряд крещения судна стал традиционным среди судостроителей всего мира. Он, облагороженный женщиной-матерью, всегда впечатляет, и в памяти надолго остаются торжественные слова: «Нарекаю тебя именем!.. Семь футов под килем!.. Счастливого плавания!..»
На фото A.M. Тертычного: Лучшие маляры деревообрабатывающего цеха (сверху вниз): Нина Бондарь, Валентина Харичкина, Лидия Степанская - «крестые матери» судов, построенных на заводе.

Леонид Марченко
«Акценты».- №19 (221).- 25.05.2011.- стр.3

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.