on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

Культура туризма


31.12.2006

1 ноября 2006 года на должность Министра культуры и туризма Украины назначен Юрий Петрович Богуцкий, который до этого уже длительное время руководил Министерством культуры и искусств Украины. Это назначение было с оптимизмом воспринято как основными общественными организациями туристической сферы, так и бизнесом в целом, поскольку приход в министерство опытного профессионала позволяет надеяться на разрешение целого ряда накопившихся проблем, общих для туризма и культуры. Главный редактор журнала «Гостиничный и ресторанный бизнес», председатель Общественного совета Украины по туризму и курортам Евгений Самарцев попросил нового министра поделиться своим видением стратегии деятельности МКТ в сфере туризма и курортов.

- Юрий Петрович, не секрет, что большинство профессиональных и общественных организаций туристической сферы последовательно выступали за воссоздание отдельного центрального органа власти в сфере туризма и курортов. Мы исходили из того, что туризм охватывает большинство сфер экономической и социальной жизни общества - региональное развитие, транспорт, строительство, образование, торговлю, безопасность, образование, спорт и оздоровление детей и десятки других факторов. В то же время - в этом нет никакого сомнения, историко-культурное наследие страны и современная культурная жизнь являются неотъемлемой составной туризма - и в экономическом, и в социальном аспектах. Но, к сожалению, за прошедшие два года на уровне нового центрального органа власти практически не было предпринято никаких системных усилий даже в этом направлении.

Какими, с учетом этих факторов, должны быть приоритетные шаги Вашего Министерства для поддержки развития национальной туристической индустрии в 2007 году?
- Прежде всего, я хочу полностью согласиться с тем, что комплексное развитие туризма - это задача национального масштаба, которая требует взаимодействия практически всех без исключения центральных и местных органов власти, их умелой координации. Можно долго спорить о том, какая форма организации государственного управления в туристической сфере наиболее удачна - кстати, в мировой практике существует как минимум полдюжины основных вариантов. Нельзя не согласиться с тем, что в 2002-2005 годах достаточно результативно работала Государственная туристическая администрация Украины - это был период, когда отечественная туриндустрия начала развиваться с абсолютно новой динамикой. Но, хочу подчеркнуть, что создание Министерства культуры и туризма в свою очередь, дало отличный шанс для объединения в центре и на местах потенциала культурной и туристической сферы для более эффективного развития обеих сфер. И, думаю, Вы согласитесь, что этот шанс просто необходимо разумно использовать.

Что касается наиболее важных заданий в 2007 году, то стоит напомнить, что многие из них уже были определены соответствующими актами Кабинета Министров Украины - действует и Государственная программа развития туризма до 2010 года, и целый ряд постановлений по развитию внутреннего и въездного, молодежного туризма, туристической инфраструктуры на основных транспортных магистралях.
Одной из наших главных задач является организация их эффективного выполнения в центре и на местах.

С другой стороны, я хотел бы обратить внимание на несколько исключительно важных направлений, где уже в нынешнем году мы могли бы реализовать перспективные проекты именно на пересечении культуры и туризма. Здесь стоит выделить несколько стратегических линий:
- формирование прагматичного и очень конкретного плана взаимодействия между субъектами туристического рынка и украинскими музеями;
- разработка комплексной программы возрождения украинских замков и крепостей, исторических усадеб как культурно-туристических центров;
- системная поддержка тех культурных проектов, которые стимулируют увеличение туристических потоков, расширяют туристический сезон;
- формирование современной системы туристической информации на базе заведений сферы культуры;
- разработка стратегии продвижения на рынке специальных культурологических программ, связанных с трипольской, скифской, древнегреческой и старославянской цивилизациями, основными памятниками и реалиями украинской, русской, польской, австрийской, турецкой и многих других культур;
- привлечение ведущих деятелей нашей культуры и искусства к пропаганде туристического потенциала Украины на международных рынках, так и ее отдельных регионов внутри страны.
Как стратегическое направление я также бы определил создание комплексных туристических зон в главных городах нашей страны.

- Без сомнения, Лувр и Британский музей являются органичной составной путешествия в Париж или Лондон. Но ведь украинские музеи в большинстве своем не имеют такой громкой мировой славы и несколько уступают по качеству и объемам музейных коллекций?

- Да, туристов из Италии или Франции трудно будет удивить классической живописью или скульптурой, но нельзя забывать, что ЮНЕСКО признало Киево-Печерскую Лавру и Софию Киевскую памятниками мировой культуры - причем эта культура незнакома большинству европейцев. И этого уже достаточно, чтобы, например, сформировать яркий и качественный культурный компонент для двухдневного путешествия выходного дня в Киев из любой европейской столицы. Разумеется, необходимо сделать все, чтобы в этих музеях был воплощен наилучший мировой опыт работы с туристами, включая применение последних технологических достижений.
Они, в свою очередь, должны стать своеобразной лабораторией передового опыта в работе с туристами для всех других украинских музеев.

Среди туристических центров, которые имеют сегодня значительный потенциал для привлечения въездного культурного туризма, конечно, стоит выделить также Львов (где исторический центр также признан ЮНЕСКО памятником мирового значения), Одессу, Черновцы, Севастополь, Ялту, целый ряд малых исторических городов от Каменец-Подольска до Славяногорска.

Если же мы будем говорить о внутреннем туризме, то практически каждый музей может и должен найти свое место в этом процессе. Колоссальное поле деятельности здесь видится в работе с учащейся молодежью, ведь экскурсии являются составной частью учебного процесса.
Очень перспективной, исходя из лучшего европейского опыта, представляется идея о создании сети многофункциональных центров туристической информации в региональных музеях. Такие центры уже сами по себе притягивали бы в музей новых посетителей, могли бы организовывать нетрадиционные корпоративные мероприятия, презентации, концерты для туристов. Здесь нам также не нужно придумывать велосипед - достаточно зайти на сайт Лувра. Безусловно, нужно системно подойти к производству качественной сувенирной продукции для каждого из музеев, ориентированных на массовый туризм.

С другой стороны, туристический бизнес должен активнее пропагандировать культурный потенциал своих городов. Для начала можно было бы в каждом отеле распространять бесплатные брошюры с перечнем музеев, выставочных центров, театральных постановок того или иного города. Это для мировой индустрии кажется банальной истиной - но у нас пока не работает.
Мы надеемся, что Всеукраинская ассоциация музеев и профессиональные туристические объединения при помощи Министерства смогут в самое ближайшее время выработать конкретный план действий в этой сфере и начать реальную работу.

- В последнее время много говорилось о необходимости развития замков и крепостей Украины как культурно-туристических центров, обсуждались идеи их приватизации.
- Вы тоже упомянули это направление как один из приоритетных. Что же конкретно нужно делать, чтобы не только заманить туристов на эти объекты, но создать серьезную экономическую основу для подобных проектов, привлечь инвесторов?

В первую очередь от общих разговоров перейти к серьезному изучению вопроса - инвентаризации таких архитектурных памятников и окружающей их территории, разработке бизнес-планов развития для каждого объекта, системному привлечению инвесторов. Лишь после этого можно говорить о возможности приватизации некоторых из подобных памятников. Но я в большей степени сторонник концессии - объект остается собственностью государства, бизнес может на долгие годы вперед по установленным правилам игры планировать свою деятельность.

Я прекрасно понимаю, что решение подобной задачи невозможно без масштабных материальных затрат, часть из них может лечь на плечи государства, но основные средства, если мы говорим о туристическом проекте, должны прийти от частных инвесторов.
Повторюсь, на сегодняшний день первоочередная задача заключается в формировании качественных планов развития. Для начала, хотя бы для десятка-второго наиболее знаковых объектов. Для этого, пожалуй, мы должны предусмотреть определенные затраты из центрального и местных бюджетов, поискать возможности использования европейской технической помощи, привлечь лучших консультантов - как отечественных, так и европейских.

Параллельно нужно как можно скорее отработать вопросы передачи в концессию таких исторических зданий, продумать какими могут быть государственные механизмы стимулирования их реконструкции и строительства новой туристической инфраструктуры в таких комплексах. Кстати, создание такого механизма содействия строительству и реконструкции объектов инфраструктуры необходимо сегодня для туристической инфраструктуры в целом, особенно с учетом стремления страны принимать финал чемпионата Европы по футболу Евро-2012.

Я хотел также бы высоко оценить инициативы профессиональных организаций и бизнеса в инициировании национальной программы возрождения замков, которые были реализованы в прошедшем году - серии популяризаторских публикаций у нас и за рубежом, издание специального альбома, проработку первых инвестиционных проектов в Жовкве и Копылове. Но без системного взаимодействия всех заинтересованных сторон - власти, бизнеса и общественности - добиться серьезных результатов нам вряд ли удастся.

- Календарь основных мировых культурных событий уже давно стал рабочим календарем туриндустрии. Миллионы людей планируют специальные поездки на бразильский или венецианский карнавалы, Love Parade в Берлине, кинофестиваль в Каннах. Как нам добиться того, чтобы и отечественные культурные акции стали бы важным инструментом для привлечения туристов?

Здесь, очевидно, важны два фактора - качество самого мероприятия и его грамотная информационная поддержка. Думаю, что здесь нам следует внимательно проанализировать, какие традиционные или новые культурные акции могли бы продлевать туристический сезон или сами по себе превратить в туристический центр любой город или село. Какова их роль для развития национальной культуры в целом? Какой экономический эффект в итоге получают жители региона и бюджеты всех уровней?
И в итоге оказывать приоритетную поддержку тем культурным событиям, которые не существуют как вещи в себе, а реально работают на создание ярких культурных традиций, формирование туристической привлекательности и позитивного имиджа города, региона или страны в целом.

Безусловно, нам следует создать эффективную систему информационной поддержки на внутреннем туристическом рынке наиболее интересных региональных культурных событий. Чтобы жители Харькова или Донецка были в курсе театральной жизни Одессы и Львова и наоборот. Чтобы отечественным турфирмам было легче продвигать на рынке подобные проекты, а наши театры, музеи, гостиницы, рестораны получили новых клиентов.

В такой же информационной поддержке нуждаются и компании, которые специализируются на организации малобюджетных поездок по историческим городам Украины, специальным культурологическим программам, связанным с организацией раскопок, организацией курсов народного искусства, сельский и активный туризм в целом.

- Мы заговорили о рекламно-информационной поддержке и имидже. Для туризма на национальном уровне - это важнейший фактор развития и конкурентоспособности. Не секрет, что ведущие туристические державы, в том числе и наши основные конкуренты на мировом туристическом рынке тратят на эти цели десятки миллионов долларов. Два года подряд Министерство культуры и туризма не могло убедить правительство выделять деньги на эти цели. Пользуясь случаем, хотели бы поблагодарить Вас за то, что в бюджете этого года вновь после долгого перерыва появились средства на рекламу отечественного туризма. Но всегда, когда появляются деньги, возникает вопрос - как правильнее и целесообразнее их использовать. Моментально появляются десятки различных проектов - как выбрать то, что принесет наибольший эффект?

- Я не могу считать себя большим специалистом в стратегии организации рекламных кампаний. Но я очень хорошо понимаю, что государственную поддержку в итоге должны получать те проекты, которые восприняты и одобрены самим туристическим бизнесом и его профессиональными организациями. Думаю, окончательный выбор конкретных форм и методов реализации рекламно-информационных кампаний на различных рынках должен осуществляться на паритетных началах руководителями Государственной службы туризма и курортов и общественной коллегией при этом органе, представляющей ведущие профессиональные ассоциации совместно с НТО. Так мы застрахуемся от субъективизма и сможем выбрать наиболее эффективные для туристического бизнеса рекламные проекты. В этом случае, кстати, и сам бизнес будет охотно вкладывать свои средства, что позволит гораздо масштабнее осуществлять реализовать кампанию по формированию привлекательного имиджа туристической Украины.

Кроме того, стоит обязательно подумать над качественным информационным проектом, в котором известные в Украине деятели культуры и искусства, смогли бы представить массовой аудитории свои родные места. Это, на мой взгляд, будет намного более эффективно для пропаганды внутреннего туризма, чем абстрактные разговоры на эту тему.
Конечно, следует поощрять новые системные проекты в Интернете, особенно, нацеленные на продвижение на рынке региональных туристических продуктов.

Поскольку речь зашла о роли профессиональных организаций в реализации государственной политики в сфере туризма, хотелось бы отметить, что с момента создания Министерства культуры и туризма до сегодняшнего дня так и не создан четкий механизм сотрудничества между органом власти и представителями общественности. Нет общественной коллегии по туризму ни при МКТ, ни при Государственной службе туризма и курортов, прежнее руководство министерства так и не нашло времени, чтобы провести хотя бы формальное совещание с руководством основных организаций сферы. Это, собственно говоря, фактически является нарушениям украинского законодательства о туризме, где четко прописаны права профессиональных общественных объединений.

Я хочу со всей определенностью заявить - одним из важнейших элементов стратегии деятельности правительства Украины в целом, а значит, и нашего министерства является полноценное сотрудничество со всеми конструктивными общественными силами и организациями, организация совместных проектов и программ, поддержка общественного мониторинга деятельности власти. В самое ближайшее время мы создадим действенные механизмы такого сотрудничества - как на уровне Государственной службы туризма и курортов, так и при министерстве.

Безусловно, можно назвать десятки реальных проблем украинской туриндустрии, решение которых находятся вне компетенции нашего министерства. Впрочем, и любого другого отдельного органа власти. Разрешить их можно лишь комплексными усилиями всех заинтересованных сторон - хочу напомнить, что для этого на высшем уровне предусмотрен и специальный механизм - Совет по туризму и курортам при Кабинете Министров Украины, где предусмотрено участие руководителей большинства министерств местных органов власти, так и профессиональных организаций сферы.

Наверное, с восстановлением работы такого межведомственного органа можно будет гораздо более эффективно разрешать и вопросы взаимодействия туризма и других сфер. Особенно это касается развития курортов - об этой проблематике я хотел бы поговорить отдельно.
Отдельного разговора заслуживает еще целый ряд проблем развития туристической индустрии - комплексное развитие туристических регионов, повышение конкурентоспособности украинских гостиниц, проблемы молодежного, спортивного, сельского туризма, подготовка кадров и научное обеспечение, создание тур- инфраструктуры по направлениям международных транспортных коридоров. Думаю, что для решения любых других конкретных проблем, лежащих, например, на стыке полномочий и интересов двух министерств могут создаваться специальные рабочие группы с участием как чиновников заинтересованных органов власти, так и представителей туристической индустрии.

Еще раз повторюсь - для развития туризма и курортов, на мой взгляд, ключевой вопрос стоит не столько в восстановлении отдельного органа власти, сколько в организации, исходя из реалий сегодняшнего дня, наиболее эффективного механизма реализации властных полномочий правительства в туристической сфере в теснейшем сотрудничестве с профессиональным сектором. Тогда мы сможем и качественно выполнять те решения Кабинета Министров, которые были приняты еще в период деятельности Государственной туристической администрации, и реализовать ряд новых интересных стратегических инициатив, и с учетом накопленного за эти годы опыта совершенствовать нормативно-правовую базу туризма и курортов. У нас общая цель - создать современную и конкурентоспособную туристическую индустрию страны и добиться ее мы сможем только вместе.

Гостиничный и ресторанный бизнес.-2006.-№4
 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.