Медаль за верность
20.07.2006
Награда фотосалона с более чем столетней историей (а Лондонский салон фотографии основан в 1892 году) дорогого стоит. Тем приятнее сообщить, что в 2006 году медаль этого фотосалона получил херсонский фотохудожник Игорь Бойченко - член Национальных союзов фотохудожников и журналистов, редактор журнала «Новый ФАВОРИТ» - за работу «Мои друзья». К сожалению, снимок в газете не позволяет увидеть все нюансы фотографии, напоминающей то ли фреску, то ли живописное полотно.
Неужели это — фотография?
- Конечно, фотография, в том смысле, что в основе лежит фотоснимок (а точнее, несколько фотоснимков), подвергнутый компьютерной обработке и отпечатанный на фотобумаге.
— А ведь многие и по сей день не признают вмешательство компьютера в фотографию.
- В документальной или репортажной фотографии эти упреки могут иметь смысл: там никакое вмешательство недопустимо. В художественной или рекламной фотографии компьютер сегодня стал незаменимым, он дает автору новую степень свободы.
— И давно Вы пользуетесь этой свободой?
- Экспериментировать я начал где-то с середины 1990-х. В те времена подобное занятие не то что не приветствовалось - воспринималось враждебно, и организаторы выставок работы эксперименты сразу же отвергали.
- Но Вы все же остались верны своему стилю.
- Я просто продолжал работать так, как считал нужным. Со временем цифровые технологии завоевали мир, и на выставках выделился отдельный раздел: цифровое фото. А сейчас салоны даже не отделяют цифровую фотографию от традиционной. Главное, что ты производишь некий продукт, в основе которого лежит фотография с дальнейшим преобразованием. В конце концов, важен результат.
- А Вы можете сделать такую «живописную» фотографию не только для выставки? Например, мой портрет?
- Безусловно. Было бы желание и терпение. И финансы... Так как ясно, что авторская фотография требует не одного часа, проведенного за компьютером - пришлось даже купить недорого очки для компьютера - и не одного съемочного дубля в павильоне. Напечатать же изображение практически неограниченных размеров с использованием разнообразных материалов - пленки, холста, структурной или металлизированной бумаги, которые будут храниться десятилетиями (если не веками), можно уже сегодня.
И я представила себе, как мои друзья, глядя на мой портрет на стене, удивляются и восклицают: «Это действительно ты?» Нет, другая картинка интереснее: лет через 50 моя внучка объявляет своим друзьям: «Это не просто красивая фотография, это моя бабушка!» Но, отогнав фантазии, я продолжала слушать:
- Технические возможности есть. Проблема в другом: нет психологической готовности платить за подобную фотографию как за картину. При сегодняшней доступности цифровой фототехники и сервиса, казалось бы, мир у твоих ног. Дави на кнопку - получишь результат... но сколь часто удручающий! Фотохудожник же не отражает мир, как зеркало. Он пропускает увиденное сквозь себя, отсекая лишнее, выявляя смысл и усиливая эмоции. Для него фотоаппарат и компьютер - как холст, кисть и краски для художника - только инструмент. И если знаешь, что хочешь сказать - совершенно неважно, какие инструменты используешь для этого.
А мы - поздравляем Игоря Бойченко с получением медали Лондонского фотосалона - и желаем ему дальнейших побед.
Матвеева Виктория, журналист
Газета «Взгляд», 20 июля 2006
Публікація першоджерела мовою оригіналу