Новотроицкий Микеланджело
В самом центре Новотроицкого возвышается точная копия Иисуса Христа Микеланджело. Причём воздвигнут был памятник в советское время! Эта новость повергла меня в состояние лёгкого шока. Но когда познакомился с автором скульптуры Иваном Телушкиным, понял, что это чистейшая правда. Но главное, что уяснил: не оскудела и, хочется надеяться, не оскудеет талантами наша родная Украина...
Иван Иванович Тёлушкин по месту рождения — дончанин. В этот мир пришёл в 1940-м, за год до начала самой страшной из воен. В аккурат перед Великой Отечественной семья Тёлушкиных переехала в Мелитополь. Вскоре старший Иван, оставив жену с двумя маленькими сыновьями, ушёл на фронт. Дальше была оккупация — страшный период, который не дай Бог кому-то пережить. Но даже тогда, когда советские войска в 1943-м выбили фашистов из южного города, в Мелитополе продолжалась война — жители подрывались на минах, оставленных фашистами.
Много военной техники и взрывоопасных предметов оставила после себя и Красная армия. Детей как магнитом тянуло к покинутым танкам и снарядам. Однажды Иван Тёлушкин с младшим братом и другом нашли мину и начали... стучать по её детонатору. Стукнул товарищ — ничего, за ним брат — тишина, после удара Вани мина разорвалась у него в руках. Друг и брат почти не пострадали, а герою моего рассказа взрывом оторвало правую руку по локоть. Мальчик не кричал и не плакал, в шоковом состоянии он бежал по улице неизвестно куда, пока незнакомая женщина не схватила его и не отнесла в лазарет...
Во время учёбы в школе у Ивана Тёлушкина проявился художественный талант. По настоянию педагогов однорукий художник записался в изостудию при Мелитопольском доме пионеров. Там под руководством преподавателя Иллария Чубича его талант заблистал с неистовой силою. Все поражались его картинам. Вот, например, как много десятилетий спустя в своей книге «Дверь в параллельный мир» описал встречу с рисунками левши его тогдашний коллега по студии, а впоследствии редактор передовых днепропетровских газет Владимир Кулешов: «Я шёл по коридору вдоль увешанных детской мазнёй стен и вдруг увидел чайник. Большой алюминиевый чайник с помятыми боками и подкопченным дном. Чайник был очень алюминиевый! Он был алюминиевее всех алюминиевых чайников на свете. Я таращился на него и не верил своим глазам: раз он стоит на листе бумаги — значит нарисован. Но он был настоящим. Я потрогал его пальцем и слегка размазал густую карандашную растушевку. Чудеса! Разве такое возможно? Под чайником стояла подпись: Иван Тёлушкин, 9 кл.».
А вот отец Ивана не поддерживал. Он очень хотел, чтобы после школы сын выучился на бухгалтера. Но школьник жил рисованием и не собирался бросать любимое занятие. В изостудию он убегал с последних двух уроков.
Илларий Чубич воспитал много мастеров, среди которых режиссер Чухрай, художник Григоров, скульптор Сова. Педагог делал всё для того, чтобы таланты его воспитанников раскрылись сполна. Потому во время занятий включал им записи классической музыки, а в свободное время говорил с ними о литературе. Юные художники читали ему и товарищам свои стихи, летом вместе с учителем ходили в походы. Именно в изостудии у Ивана Ивановича родилась сильнейшая любовь к чтению книг, коих сейчас в его домашней библиотеке неисчислимое множество. Его любимый писатель — Эрих Мария Ремарк, любимая книга — «Триумфальная арка»...
После окончания обучения в средней школе Иван Тёлушкин решил поступать в художественный институт, но перед этим, по правилам того времени, нужно было отработать два года на предприятии. Юноша выполнил это условие, работая художником-оформителем на одном из заводов. В 1962 году Иван Иванович подал документы в Московский художественный институт. В то, что поступит, признаётся нынче, не верил до конца. Ведь при сумасшедшем конкурсе, когда на 23 места претендовали 900 желающих, шансов на поступление было крайне мало. Тем более что по квоте 5 студенческих билетов обязаны были получить представители нацменьшинств, 5 — фронтовики, остальные 13 —самые талантливые абитуриенты. Иван Тёлушкин таки попал в «чёртову дюжину»: его нарисованные левой рукой композиции по мотивам Горьковской «Матери» и поясной портрет сразили экзаменаторов наповал.
Во время обучения в столичном институте студент мало отдыхал. На каникулах вместо моря ездил на казахскую целину. Там в составе специального студенческого отряда культуры Иван Иванович занимался художественным оформлением домов культуры. За несколько километров от места работы молодого художника располагался Байконур — студенту очень нравилось наблюдать зарево от пуска космических ракет. А в нескольких сотнях километров от Байконура было другое зарево. Там американские бомбардировщики засыпали своим смертоносным грузом вьетнамские города и посёлки. Агрессивные действия США подвигли Ивана Тёлушкина, хорошо знающего, что такое война, на создание серии плакатов, за которые комитет Выставки достижений народного хозяйства СССР наградил его бронзовой медалью.
После окончания института талантливому левше дали направление в Ташкент. Его должность называлась «художественный редактор печатной продукции». Но Иван Тёлушкин отказался от азиатской «командировки» и по совету друзей поехал в Новотроицкое. Таких, как он, тогдашний первый секретарь райкома КПУ Георгий Гаврилов и второй — Виктор Тимошенко приветствовали. Район как раз строился, и повсюду нужны были рабочие люди.
Первым объектом, который Иван Иванович создал в районе, стал памятник Владимиру Ленину (его до сих пор можно увидеть возле здания райгосадминистрации). Его труд заключался в лепке глиняной фигуры вождя пролетариата, с которой делалась увеличенная в сотни раз копия-памятник. В 1970 году, на сотый день рождения Ленина, памятники вождю авторства Ивана Тёлушкина появились в Громовке и Новопокровке.
После этого руководство района распорядилось увековечить память победителей Великой Отечественной. В результате конкурсного отбора делать это поручили Ивану Ивановичу.
Работа над памятником воину-освободителю в Новотроицком продолжалась целых два года. Это теперь Новотроицкое нельзя представить без массивной фигуры советского солдата с автоматом «ППШ» в руке, а тогда, во время создания скульптурной композиции, однорукий художник очень переживал. Ведь замахнулся на классику. Дело в том, что воин-освободитель Тёлушкина скопирован с... Иисуса Христа, которого в Сикстинской капелле изобразил Микеланджело Буоннароти. Тот же наклон вперёд, тот же замах руки, те же «физические данные». Есть и аллегория: на фреске гениального итальянца Христос выгоняет с небес Дьявола, а у Ивана Тёлушкина растаптывает сапогом фашистскую символику.
После памятника освободителю началась кампания, которую Иван Иванович называет эпопеей наглядной агитации. Художник оформлял ленинскую комнату в Новотроицкой средней школе № 1, дома животновода в Сергеевке, Громовке, Одрадовке. Не забывал и о мелитопольцах: создал памятник погибшим в Великой Отечественной возле Мелитопольского сельхозинститута. В 1978 году Георгий Петрович Гаврилов попросил создать памятник хлеборобу. Эскиз художника ему очень понравился, и созданный Телушкиным памятник на долгие годы стал визиткой района, пока охотники за металлом не искалечили алюминиевому хлеборобу ноги. Сейчас памятник лежит во дворе местного коммунального предприятия, а районная власть, по словам художника, планирует установить на пустующий постамент нового хлебороба. На сей раз, железобетонного...
Тем временем Иван Иванович подрабатывает у богатых людей, занимаясь дизайном их жилищ. Последние два года работал в Днепропетровске, потом снова нашлась работа в Новотроицком. Домашним хозяйством ему заниматься невмоготу, поэтому вся надежда на плату за работу. А она редко когда бывает большой. Маленькая у художника и пенсия —1080 грн. По статусу он должен быть инвалидом Великой Отечественной войны, но никаких документов о ранении и лечении в лазарете у него нет. Знакомые посоветовали писать в военный архив. Писал и в Киев, и в Подольск, но ответа не пришло. Во второй раз скромный художник писать не хочет, несмотря на то, что может получать большую пенсию. Деньги Иван Иванович не считает смыслом жизни. Ему, по собственному признанию, тяжело наблюдать нынешние времена, когда именно деньги всё решают. «Раньше о человеке заботились, культивировались альтруизм, любовь к человеку, а нынче всем до всех безразлично», — с печалью в. голосе говорит художник.
Андрей Бейник
«Новий день».- №42 (4984).- 13.10.2011.- стр.20
Публікація першоджерела мовою оригіналу