on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Історія культури і краєзнавство > Таврія XX століття > О памятниках старины в Херсоне. 1 часть

О памятниках старины в Херсоне

«Памятник является одним
из способов духовной связи
с прошлым».
Поэт Валерий Красовский

Екатерининский собор помнит первых строителей Херсона
На третий год после начала строительства на пустынном днепровском берегу Херсона на территории крепости было заложено каменное основание будущего Екатерининского собора. Это событие произошло 30 августа 1781 года при большом стечении первых городских строителей, воинского контингента и малочисленных ещё партикулярных жителей города. По проекту и под руководством архитектора Ивана Ситникова собор возводился в течение 5 лет и был освящён 17 мая 1786 года.

Расположенные в нишах на фасадах скульптуры, отличавшиеся особым изяществом, стали первыми подобными изваяниями в молодом городе. Они были выполнены прибывшим в Херсон мастером-скульптором Гавриилом Замараевым. Но в первозданном виде до наших дней они не дожили. Время, а больше люди (впрочем, сей термин вряд ли подходит к вандалам, уничтожающим памятники истории) не жалели их ни в прошлое, советское время, ни ныне. По крайней мере дореволюционные херсонские газеты, скрупулёзно выискивавшие и освещавшие любые, пусть даже незначительные нарушения порядка в общественной жизни, никогда не фиксировали случаев подобного обращения со статуями собора и кладбищенскими памятниками. Советские же газеты просто обходили стороной эту информацию, хотя «разрушение старого мира», а с ним и своей истории, стало уже нормой жизни.

Как разрушали собор в советское время
15 марта 1922 года, спустя два года после установления советской власти в Херсоне, президиум Херсонского исполкома, выполняя постановление ВЦИК, обязал все городские церкви предоставить в специально созданную комиссию по учёту церковных ценностей списки всего имевшегося в церквях материального имущества. Затем подвидом помощи голодавшим эти ценности конфисковали.

В мае 1922 года из одного только Екатерининского собора было вывезено 40,5 килограмма ценностей, которые составляли предметы церковного культа и сорванные оклады икон. По самым скромным оценкам советских специалистов конца эпохи развитого социализма, в общем по стране из церквей и монастырей было изъято ценностей на 2,5 миллиарда золотых рублей. Хотя западные специалисты склонны утверждать, что цифра эта занижена в 2-3 раза. Так или иначе, но до голодавших в стране церковные средства почему-то не дошли. В 1929-м «передовой пролетариат» Херсона - портовые грузчики - на общем собрании постановили закрыть Екатерининский собор. Интересно, что и погромы 1905 года в Херсоне инициировали всё те же «передовые» портовики, в то время - ярые защитники «свобод и православия». Уже к концу года с колокольни сняли колокола, а в самом соборе разобрали иконостас. Часть икон была передана в краеведческий музей, часть - уничтожена. Та же участь постигла и старинные церковные книги.

4 мая 1930-го в «бывшем» Екатерининском соборе открылся Антирелигиозный музей. Самым главным его экспонатом стали останки князя Потёмкина, извлечённые из небольшого склепа, находящегося под полом собора. Тогда же были потревожены останки очаковских героев, похороненных во дворе собора. Возрождение Екатерининского собора произошло только в 1941 году после прихода в Херсон немецких оккупационных войск. В течение месяца был частично восстановлен иконостас и вновь освящён собор. Тогда же здесь начались церковные служения. С восточной стороны, за оградой храма, было устроено немецкое военное кладбище, где хоронили солдат и офицеров вермахта, умерших от ран в местных госпиталях.

Послевоенная история собора
Удивительно, однако после освобождения Херсона советскими войсками собор не закрыли. Службу здесь правили вплоть до 1962 года, когда развернулась очередная антирелигиозная борьба. Потом храм на целых 7 лет превратили в склад. В 1970-м после присвоения собору категории «Памятник истории республиканского значения» он перешёл под юрисдикцию Херсонского общества охраны памятников и стал осуществлять функцию Дома пропаганды. В начале 1980-х годов были изысканы средства на восстановление верхних ярусов колокольни.

Здесь опять-таки не обошлось без своеобразного советского курьёза. По проекту восстановления колокольни её должен был венчать большой золочёный крест. Но это было время, когда православная церковь готовилась встретить тысячелетний юбилей крещения Руси. Получалось, что крест был бы установлен в честь этой даты, на что местное партийное руководство пойти не могло. Поэтому в «верха» полетела телеграмма с предложением заменить уже изготовленный крест золочёным шпилем. Наверное, ответ на телеграмму был «чисто конкретным» - крест, пусть даже с длительными проволочками, всё же был установлен... Затем начался трудный, безденежный период в жизни страны, когда всем стало не до восстановления храма. В 1989-м собор закрыли из-за аварийного состояния. И только 25 августа 1991 года его вновь возвратили верующим.

Пантеон героев русско-турецкой войны вскрывали в поисках сокровищ?
В кодексе Феодосия - римского императора, правившего в IV веке, в разделе об осквернителях могил есть такие строки: «Кто станет раскапывать могилы, всякий, кто будет переносить из них какой-нибудь мрамор или камень, подвергнется наказанию. Рабов и колонов, схваченных на таком преступлении, следует тот час же вести на пытки.

Свободнорождённые же, если окажутся плебеями и не будет никаких препятствий, пусть присуждаются к смертной казни». Правда, несмотря на сие жёсткое предупреждение, скверных людишек, промышлявших сим неблаговидным делом в IV веке, да и в последующих, было хоть отбавляй. Не перевелись осквернители могил и в XX столетии. С приходом к власти правительства большевиков с лозунгом «Весь мир насилья мы разрушим до основанья...» в стране целенаправленно приступили к уничтожению своей истории и памятников. Не остались в стороне от всеобщего безумия и памятники героям русско-турецкой войны в ограде Екатерининского собора.

Посетивший Херсон в 1810 году, более чем за сто лет до установления здесь советской власти, князь Иван Долгорукий оставил потомкам свои воспоминания о городском пантеоне воинов: «Сколько знаменитых гробниц около собора! Тут увидите вы храброго Миллера. Я остановился у его мавзолея - имшак (каменная ваза, венчающая памятник. -А. 3.) над ним столь же чист, как и слава его. Она сохранилась без пятна - редкое счастье для воина! Там подале был его сын, достойный такового отца. Тут князь Волконский, кто не знает его кончины под Очаковом?! Кто не оплакивал отважности его геройства?! Здесь предана земле нежная отрасль царского дома, в молодости сущий принц Вюртембергский познал нетленной жизни сокровища. Камень надгробный его велик, огромен, но без всякой красы...».

В отношении надгробного камня над могилой принца можно отметить лишь, что сей памятник был утрачен в советское время. Причём херсонские краеведы по-разному освещают причины этого. Так, рассказывают, что памятник пострадал в результате вскрытия могил в 1930-е годы. Иные утверждают, что причиной разрушения его стало расширение улицы Перекопской. Как бы там ни было, нынешний памятник над прахом принца Вюртембергского первоначально был установлен на иной могиле и впоследствии только перенесен в ограду Екатерининского собора.

В начале XX века пантеон очаковцев, судя по всему, пополнился могилами иных героев. Ибо в послереволюционных, советских газетах можно отыскать гневные обращения пролетариата, требовавшего немедленно убрать с территории собора памятник «генералу, погибшему во Владивостоке в период беспорядков 1905 года». Сомнительно, конечно. что именно подобные обращения «заставили» власти произвести эксгумацию останков из захоронений Екатерининского собора. И неизвестно, что хотели отыскать в старых могилах представители НКВД, организовавшие раскопки, однако то, что это было сделано без всякой научной цели, это точно. В 1930-м вместе со вскрытием гробницы князя Потёмкина и могилы господаря Молдавского и Валахского княжеств Эммануила Россете, умершего в Херсоне 8 марта 1794 года (на надгробной плите ошибочно указан 1788 год), осквернению предали и могилы очаковских героев, похороненных во дворе Екатерининского собора.

Сохранилось несколько воспоминаний херсонцев, ставших невольными свидетелями этих раскопок. Так, краевед Владимир Андрикевич часто вспоминал о том, как мальчишки играли в футбол во дворе собора, вместо мяча используя человеческий череп. Чьему праху он принадлежал? Праху Светлейшего? Россете? Или кому-нибудь из иных героев?

Впрочем, точно лишь можно утверждать, что это не был череп генерал-майора Ивана Синельникова и не генерал-майора Максимовича. Ибо прах Синельникова, перенесенный из захоронения на Кинбурнской косе в Херсон в 1802 году, потревожили спустя сто лет в 1902 году. При реставрации могилы родственниками Синельникова было установлено отсутствие частей скелета, в том числе и черепа. Генерал-майор Максимович изначально был похоронен без головы, так как в силу обстоятельств, заставивших его во главе группы караульных отражать атаку двухтысячного войска турецких янычар, «имел несчастие по сильном врагу сопротивлении быть сильно порубан и повержен на землю; в которое время турки отрубили ему голову и унесли в город...».

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №47 (730).- 19.11.2015.- стр.13

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.