Переулок Исаака Гуревича и переулок семьи Вадонов
Решением от 21 февраля 2016 года переулок Баумана переименован в переулок Исаака Гуревича, а переулок Сергея Лазо (оба – Днепровский район) назван в честь семьи Вадонов
Подробных биографических сведений о жизни Исаака Гуревича нет. Херсонская история сохранила его в памяти как успешного предпринимателя, основавшего в Каховке сначала мастерскую по ремонту крестьянских подвод (1887 год). Потом мастерская стала осуществлять ремонт мелкого сельскохозяйственного инвентаря, превратившись впоследствии в завод по производству сельскохозяйственных орудий. Следующим успешным шагом предпринимателя стало открытие чугунолитейной мастерской в Херсоне в 1909-м. Кстати, к этому времени чугунолитейное производство города было представлено лишь заводом братьев Вадонов, которым Гуревич составил конкуренцию. Впрочем, чуть позднее предприниматели мирно разделили сферы своего влияния – Гуревич продолжил заниматься сельскохозяйственными машинами. На его предприятии освоили выпуск жаток, веялок и соломорезок. Вадоны же более тяготели к судостроению и работам по ремонту и восстановлению паровых двигателей.
Предприятие братьев Вадонов началось с небольшой кузницы, устроенной их отцом, французом-эмигрантом Жозефом Вадоном, на берегу реки Кошевой в Херсоне (район Кузней) в первой половине XIX века. В 1853 году семейный клан Вадонов уже владел механической мастерской на берегу Днепра, в районе современного элеватора. Здесь осуществляли ремонт пароходов и постройку клёпаных железных барж. Одним из первых крупных государственных заказов, выполненных предприятием Вадонов, стал заказ на оковку 60 пушечных лафетов для крепостной артиллерии Очакова. За это Эжен Вадон, исполнивший заказ, был награжден золотой медалью.
В 1855-м, взяв у города в аренду участок земли на Военном форштадте, Вадоны основали в Херсоне чугунолитейное производство. В память о существовавшем на Военке предприятии Вадонов одна из улиц, на которой находился завод, сохранила доныне название Литейная. Вскоре чугунолитейный завод стал одним из серьезных промышленных производств в городе и, согласно отчету Русско-Азиатского банка, «вполне способным конкурировать с крупными заводами соседнего Николаева». В начале ХХ века чугунолитейный и судостроительный завод, единственным владельцем которого был Александр Вадон, строил небольшие пассажирские пароходы, катера, буксиры, плавучие элеваторы, снабженные зерноочистительными машинами с паровым двигателем, и спецсуда (пожарные и ледоколы).
В 1913 году, получив госзаказ на постройку трёх военных кораблей для Черноморского флота и взяв в аренду участок земли на Карантинном острове, Александр Вадон основал новую судостроительную верфь. С марта по июль 1914-го на воду были спущены три эскадренных миноносца, собранные на верфи с помощью инженеров и рабочих – судостроителей Путиловского завода: «Счастливый», «Пылкий», «Быстрый». Впоследствии эсминец «Быстрый» под новым именем «Фрунзе» вошел в состав Черноморского флота СССР и принял участие в героической обороне Одессы в 1941 году. Потоплен вражеской авиацией 21 сентября 1941-го в районе Тендровской косы. После спуска на воду миноносцев в местной прессе промелькнуло сообщение о том, что владелец завода ведет переговоры о строительстве на принадлежавшей ему верфи подводной лодки. Но грянувшая Первая мировая война перечеркнула все планы.
После свершившегося в 1917 году переворота и смены власти предприятия Гуревича и Вадона были национализированы. Завод сельскохозяйственных машин Гуревича стал основой впоследствии крупного машиностроительного завода, известного ныне как комбайновый завод имени Петровского. Чугунолитейная часть предприятия Вадона стала заводом имени Старостина, судостроительная – мастерскими имени 3-го Коминтерна, впоследствии – судоремонтным заводом имени Коминтерна.
Александр Захаров
Джерело інформації: газета "Гривна", 2016 р.
Публікація першоджерела мовою оригіналу