on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

Первый «Юнкерс»… комом?

Вполне вероятно, что вскоре будет произведена разведка, экспертиза, идентификация и, возможно, подъём на поверхность озера бомбардировщика Ю-87. Об этом «Гривна-СВ» писала в № 32. Речь в публикации шла о том, что в водах озера Сиваш был обнаружен самолет. Место находки бомбардировщика мы сознательно не указали. А пока что специалисты межотраслевой лаборатории исторических исследований Института археологии НАН Украины совместно с херсонскими энтузиастами попытались поднять со дна Тендровского залива крупнейший военно-транспортный самолет фашистской Германии Ю-52

Если бы это сделали несколько десятков лет назад, то какая-нибудь музейная площадка пополнилась бы уникальнейшим экспонатом времён Второй мировой войны. Ведь целыми эти самолеты до сегодня вряд ли сохранились. Да и посмотреть было бы на что! Судите сами: «Junkers-52/3» построен ещё в 1932 году: у него три двигателя (ВМW) по 485 лошадиных сил каждый, скорость – 264 км/ч, длина – 28 м, размах крыльев – 44 м. Одним словом – громадина! Поговаривают, что этим надежным самолетом в свое время пользовались не только высшие военные чины фашистской Германии, но и сам Гитлер.

Водолазы, спустившись на 13-метровую глубину, убедились: это «транспортник», следовательно – бомб на нём нет. От самолета остался лишь один каркас. На палубу судна, проводившего подъём корпуса Ю-52, был поднят фрагмент, на котором сохранился бортовой номер самолета. Возможно, благодаря этому можно будет установить имена погибших летчиков, цель и маршрут полета. В Германии ведь тоже есть свои архивисты-следопыты, которым небезразличны судьбы соотечественников… "Ю-52 был сбит в 1941 году зенитным подразделением, дислоцированным на Тендровской косе, – рассказывает директор межотраслевой лаборатории исторических исследований Института археологии НАН Украины Сергей Воронов. – У самолета полностью разрушено правое крыло. Неизвестно, куда делись два его двигателя. Тем не менее объект интересен: каркас самолета сохранился, и контуры Ю-52 легко узнаваемы под толщей воды. В целом же, самолет не может стать музейным экспонатом, поскольку на 70% потерял свой внешний вид. Так что поднимать весь самолет со дна не имеет смысла. На территории Херсонщины он впервые будет зарегистрирован как объект для подводного туризма".

- Подобные работы проводились в нашей области впервые. Сложность заключалась в полном отсутствии опыта подъёма таких объектов, – заключает технический директор проекта, херсонец Николай Глушак. – Теперь некоторый опыт в этом деле у нас появился…
Подъём Ю-87 со дна Сиваша возможен уже осенью нынешнего года. По мнению специалистов, он должен пройти успешно. Во-первых, при поднятии бомбардировщика не будут использовать лебедки (да и плавкран на полутораметровую глубину Сиваша не загонишь), а поднимут с помощью понтонов. Во-вторых, у Ю-87 обшивка толще, чем у Ю-52. Помимо того, сивашский «Юнкерс» практически полностью покрыт донным илом, что предохраняет его от воздействия кислорода, вызывающего, как известно, коррозию. Да и вода в Сиваше хотя и «агрессивней» воды Тендровского залива Черного моря, но лишена животного мира, способного «съедать» даже корабли!

Напоследок возникают вопросы: кому это все нужно и ради чего люди рискуют собственными жизнями?
Инициаторы и исполнители работ отвечают: это нужно для безопасности наших водоемов, изучения истории, развития туризма. Да и война считается неоконченной, пока не похоронен последний погибший на ней солдат.

Валерий Палий
"Гривна-СВ".- № 35 (94).- 30.08.2003.- стр. 7

www.grivna.kherson.ua/pervyj_junkers_komom.htm

 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.