on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Релігії в Таврії > Під зведеннями святого храму

 

Под сводами святого храма

По завершении строительства храм св. апостола Андрея Первозванного станет кафедрой новокаховских архиереев и духовным центром епархии

Помолиться перед величайшей святыней православного мира — исцеляющим образом с частицей нетленных мощей св. Николая Чудотворца на минувшей неделе имели возможность прихожане Каховки и Новой Каховки. Побывала святыня и в Таврийске. «Город этот небольшой, но здесь много верующих разных конфессий. Большинство из них с уважением отнеслись если не к самому чудотворному образу, то к людям нашей веры. Только прихожане одного местного Царства демонстративно встретили нас с неприязнью, — рассказал епископ Новокаховский и Бериславский Иоасаф. — Сегодняшнего христианина подстерегают более коварные, скрытые и изощренные сети лукавого в виде расколов, сект и других еретических псевдоцерковных и псевдорелигиозных образований, наводнивших нашу исконно православную землю. Поэтому нам нужно беречь Святое Православие, которое объединяет весь славянский мир уже более тысячи лет».
Притвор для обуреваемых
Много нового и хорошо забытого старого можно узнать, ознакомившись поближе с устройством церкви в любом селе или городе. А заодно — прикоснуться к многовековой истории Православия, его традициям. Поэтому накануне Пасхи журналисты нескольких газет попросили настоятеля новокаховского Свято-Андреевского храма протоиерея Алексея Агиевича провести такую экскурсию, чтобы рассказать о ней своим читателям.
Как и любое здание, храм начинается с коридора — притвора. «Раньше его строили очень большим, потому что в нем собирались те, кто не имел права войти внутрь церкви: например, осужденные за воровство или убийство, — рассказывает отец Алексей. — Каждый, кто шел в храм, останавливался в притворе: любого человека здесь молча одергивали обуреваемые грехами люди, чтобы за них помолились. Отсюда и пошло выражение «обуреваемый», а вот значение «притвора» видоизменилось, и теперь под ним обычно подразумевается «коридор» или «сени».
Первое, на чем останавливается взгляд внутри храма, — большая икона с распятием. «Во времена Иисуса Христа далеко не каждого обрекали на подобную казнь — только самых последних бандитов и разбойников, — продолжает отец Алексий. — Когда в Римской империи преступникам рубили голову с плеч, они шли на казнь с достоинством: их ждала быстрая смерть. Другое дело — медленная мучительная смерть на деревянном жертвеннике. У пригвожденного грубыми коваными кольями человека при дыхании приподымался корпус тела, и смерть наступала от удушья. Однако наша иконография изображает сцену распятия не совсем точно: гвозди вбивались не в ладонь казненному, а в запястье. Жалея таких смертников, римские легионеры иногда перебивали им молотом ноги, чтобы человек долго не мучался».
Но это не единственная неточность на иконах. Например, «Тайная вечеря» изображается у нас как застольная трапеза, чего на Востоке в те времена быть не могло. На самом же деле люди возлегали: палестинцы были кочевым народом, пасли скот и вкушали пищу сидя либо полулежа на земле.

Иконостас из... катакомб
Под сводами храма висит большая люстра — паникадило. Зажженная в вечерние часы, она напоминает звезды, царящие на небосклоне. А главной и самой святой частью церкви является алтарь. Строят его на особом возвышении на восточной стороне, откуда восходит солнце, символизирующее Рождество Христово. Здесь же — святая святых алтаря: иконостас. Его можно встретить лишь в наших восточных храмах. «Долгое время христианство было запретной религией, и верующие люди скрывались в катакомбах, куда в любой момент могли нагрянуть их преследователи. Со временем христиане начали делать решетки и вставлять в них иконы — так иконостас дошел до наших дней», — рассказывает отец Алексей.
Поведал настоятель и о таинстве крещения. Для этого используется обычная живая (некипяченая) вода, которую освящает священник. Как правильно дать имя ребенку? По церковной традиции, оно может быть любым, которое назовет мать — именно так был крещен и Иисус Христос.
— Но иногда детей называют несуществующими, придуманными именами, — продолжает он. — Когда я учился в духовной семинарии в Одессе, нам пришлось крестить пожилую женщину по имени Даздраперма. А порой девочкам дают неженские имена. Например, Римма и Инна, которые являются древнейшими мужскими именами. Слово «Инна» означает «бурный поток», его покровителем считают святого мученика, ученика апостола Андрея Инну, замороженного в реке. Распространено у нас и еврейское имя Мария, которое почему-то многие считают славянским.
По церковным канонам у девочки при крещении должна быть только крестная мать, а у мальчика — крестный отец. На деле же все происходит иначе. Мой друг-священник, служивший в Болгарии, рассказывал об уникальных традициях тех краев. Там нередки случаи, когда дети имели по 10 крестных мам и 15 отцов. Видимо, чтобы им могли дарить больше подарков.

Больше десяти лет ведется строительство храма св. апостола Андрея Первозванного в Новой Каховке. Но даже в недостроенном виде он поражает своим величием и красотой. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 декабря 2007 года образована Новокаховско-Бериславская епархия, духовным центром которой и станет храм. По словам епископа Иоасафа, пока еще в зачаточном состоянии находятся отделы и ведомственные службы, работа которых определит жизнедеятельность всей епархии. «И у нас на Херсонщине, как и во всей полноте матери-Церкви, созидаются святые храмы, ведется просветительская деятельность, совершаются дела милосердия, — отметил владыка. — Каждый из нас своим трудом во славу Божию вносит посильный вклад в общее дело пробуждения святой веры в человеческих душах».

Олег БАТУРИН
Новий день.-2008.04.24

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.