on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

15.04.2024, 23:51

Серія картин еротичного жанру. У Херсоні художниця презентувала виставку "Гола правда"

  Херсонська художниця Оксана Оснач презентувала у місті виставку ...
13.04.2024, 11:07

Обстріляний, але живий: Херсонський театр привіз до Чернігова зворушливу виставу

Днями у Чернігові побував Херсонський академічний театр імені Миколи ...
13.04.2024, 11:04

У Херсонській громаді не закрили жодного закладу культури - МВА

  У Херсонській громаді не закрито жодного закладу культури ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Підкорювачі Півночі в південному Херсоні

 

Покорители Севера в южном Херсоне

Не знаю, многим ли известно название небольшой улочки Арктической, граничащей с улицами Рабочей и Филатова? Внешне она совсем не отличается от десятков других таких же улочек Херсона, ну разве что своим необычным названием. И это - в знойном южном городе, где и зимы-то нормальной, со снегом и морозами, почти не бывает.

Мало того, по соседству с Арктической есть ещё целых два Арктических переулка: Первый Арктический и Второй... Конечно, на первый взгляд названия эти взяты «с потолка» и не имеют никакого прямого отношения к Херсону. Однако не стоит делать поспешных выводов. Ведь та же Литейная улица на Военном, где ныне нет и намёка на литейное производство, была названа так по причине того, что с середины XIX века по 1930-е годы там располагался чугунно-литейный завод судостроителей Вадонов.

Да и многие другие улицы старого Херсона несут в своих названиях забытую со временем привязку. Так и Арктическая улица получила своё название не случайно. Как писала херсонская газета «Надднепрянская правда» в 1973 году: «Багато героїчних підкорювачів Півночі оселилися в цьому затишному закутку Херсона. Може, в назві нових вулиць втілена вірність високій меті, а то й туга по романтиці молодості, відданій північним широтам...».

Не стану утверждать, сохранилась ли в экспозиции бывшего музея Морского флота СССР в Одессе, который в годы независимости поменял своё название, место дислокации и даже однажды, в 2005 году, всерьёз пострадал от пожара, фотография знаменитого арктического ледокола «Ермак» с дарственной надписью в левом верхнем углу: «Музею Морского флота СССР от капитана л/к «Ермак». Чухчин Д. Н. Фото 1957 г. 07. 09. 66 г., г. Херсон, Арктическая улица, д. № 6». По крайней мере, репродукция с фотографии с дарственной надписью сохранилась в одном из старых номеров «Надднепрянки», что «на все сто» подтверждает версию о героических покорителях Севера, обосновавшихся в южном Херсоне.

Ледокол «Ермак»
Прежде, чем перейти к рассказу о жившем некогда на Арктической улице легендарном капитане Дмитрии Николаевиче Чухчине, родившемся ровно 115 лет назад, стоит, пожалуй, рассказать о под стать ему легендарном ледоколе «Ермак» - первом в мире ледоколе арктического класса, способном ходить во льдах двухметровой толщины. Тем более разработка технических условий и начало строительство ледокола на стапелях Ньюкасла в 1897 году были непосредственно связаны с вице-адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, возглавлявшим проектную комиссию, именем которого позднее, уже в советское время, назовут одну из улиц Херсона.

Собственно, исследовательская деятельность вице-адмирала какое-то время была связана с ледоколом «Ермак». В феврале 1899 года «Ермак» начал свою нелёгкую службу, а уже спустя несколько месяцев, после серьёзных испытаний, под руководством того же Макарова он совершил своё первое путешествие в Северный Ледовитый океан. В 1901 году, практически за год до безуспешных опытов беспроволочной радиосвязи между Херсоном и Голой Пристанью, «Ермак» впервые в мире, благодаря радиотелеграфу Попова, успешно произвёл спасение рыбаков, унесённых в море на льдине. В период русско-японской войны ледокол проделал путь из Балтики до Берингова пролива и обратно, что по тем временам было делом героическим, сопряжённым со многими опасностями, в первую очередь - с серьёзными непроходимыми льдами.

В Первую мировую «Ермак» отличился в числе других ледоколов, обеспечив вывод более чем двухсот боевых кораблей, запертых в Финском заливе льдами, которым грозил германский плен. Не менее героической была для «Ермака» и служба в мирное время. Это он доставил в Ленинград в 1938 году снятых со льдины «папанинцев», участников экспедиции «Северный полюс - 1», а затем освободил из ледяного плена суда «Русанов», «Пролетарий» и «Рошаль», застрявшие у Земли Франца-Иосифа. Пробился к каравану ледокола «Литке», оказал помощь ледоколу «Красин». Словом, за два месяца избороздил во льдах всю Арктику с Запада на Восток.

Не остался в стороне от главных событий «Ермак» и в годы Великой Отечественной войны. 4 октября 1941 года на мирном ледоколе были установлены орудия - и он стал боевой единицей ВМФ. Ледокол прошёл нелёгкий фронтовой путь и только летом 1944-го, когда уже война переместилась на территорию Западной Европы, вновь возвратился к мирной жизни. Уже после войны, в марте 1949 года, в связи с полувековым юбилеем мирные и боевые заслуги славного трудяги «Ермака» были отмечены орденом Ленина.

Орденоносный ледокол трудился в северных льдах до 1963 года, затем был списан и несмотря на попытки ветеранов флота и общественности, пытавшихся создать на базе судна памятник-музей Северного морского пути, пошёл на слом. Последним капитаном ледокола «Ермак» был Дмитрий Николаевич Чухчин.

Капитан Чухчин
Похоже, для потомственных судовладельцев и мореходов Чухчиных из далёкой Архангельской губернии пароход был родным домом.

Да и как же иначе, если вся их жизнь была связана с морем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что будущий капитан Дмитрий Чухчин родился на борту судна, принадлежавшего их семье, 15 сентября 1903 года. С одиннадцатилетнего возраста мальчишка ходил вместе с отцом в море, познавая трудную профессию моряка, а в 15 лет был уже коком на парусном судне «Святой Георгий». Потом работал матросом на судах «Беломортранса», учился в Архангельском техникуме водного транспорта, а с 1925 года был штурманом на пароходах «Приморье», «Сорока», «Умба». С 1933 года Дмитрий Николаевич начал свою капитанскую службу, которая проходила на различных судах Мурманского пароходства, однако спутавшая все планы война заставила мирного капитана стать военным.

После окончания курсов по переподготовке командного состава Морфлота зимой 1941-1942 годов в блокадном Ленинграде, Чухчин - военный комендант на пароходе «Старый большевик», который ходил в северных конвоях, доставлявших в страну вооружение и продовольствие для фронта. В числе иных судов «Старый большевик» был участником печально известного конвоя PQ-17, о котором Пикулем написан «Реквием» и снято немало фильмов. В том походе пароход с трюмами, заполненными боеприпасами и порохом, подвергся атаке фашистских бомбардировщиков. Разорвавшиеся на палубе бомбы вызвали на судне большой пожар. Помощи ждать было неоткуда, так как, опасаясь авиации и подлодок противника, суда конвоя, забрав с погибавшего судна раненых и женщин, ушли вперёд. Тем не менее добровольно оставшийся на «Старом большевике» экипаж, рискуя каждую секунду своими жизнями, сумел таки справиться с огнём и в одиночку привести израненное судно в порт назначения.

Вплоть до 1946-го, Чухчин командовал посыльными и гидрографическими судами Северного флота, а затем вновь возвратился к мирному труду, став капитаном ледокола «Георгий Седов», чуть позднее - капитаном ледокола «Дежнёв» Архангельского арктического пароходства «Главсевморпути».

За скупыми строчками трудовой биографии капитана - участие в серии высокоширотных экспедиций, в том числе к Земле Франца-Иосифа, спасение из ледяного плена и проводка караванов судов по Северному морскому пути, помощь Северо-Якутскому речному пароходству в сложной ледовой обстановке.

Почётный полярник, Почётный работник морского флота Чухчин, неоднократно подтверждавший звание «Лучший капитан Министерства морского флота», за свою долгую службу был не единожды отмечен правительственными наградами. В его активах - орден Ленина, ордена Красного Знамени и Красной Звезды, а также медали «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья» и многие другие, относящиеся уже к мирному труду.

С 1955-го и до выхода на пенсию в 1963 году Дмитрий Николаевич - капитан ледокола «Ермак», с которого я начал свой рассказ. Чухчин стал последним капитаном легендарного ледокола, а когда судно было снято с морского реестра и списан на металлолом, вместе с ним покинул службу и старый капитан.

Выйдя на заслуженный отдых в 1963 году, капитан Чухчин переехал в Херсон и поселился на Арктической улице, где уже тогда проживала целая община бывших полярников, покорителей Севера. Остаётся лишь добавить, что 10 ноября 1981 года со стапелей верфи в немецком городе Росток сошёл новый мощный балкер-ледокол, который в честь прославленного моряка получил имя «Капитан Чухчин».

Александр Захаров
Джерело: «Гривна-СВ».- №44 (884).- 01.11.2018.- стр.13

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.