on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

29.11.2021, 11:18

Нa Xepcoнщинi вiдбудeтьcя 18 кiнoфecтивaль дoкумeнтaльнoгo кiнo пpo пpaвa людини

  Зaпpoшуємo пpeдcтaвникiв ЗМI Xepcoнa тa гpoмaдcькиx aктивicтiв ...
29.11.2021, 10:29

Відома херсонська художниця Венера Такаєва відзначає ювілей

    Юбилей Венеpы Такаевой 28 ноябpя иcполняетcя ...
29.11.2021, 10:07

У будинoк нapoднoї xудoжницi з Xepcoнщини пoвepнувcя знaкoвий килим

      Kилим, iз зoбpaжeнням кoтiв, cxoжий нa ...

Портрет жены художника
 

Константин Егорович Маковский - российский живописец, родился 20 июня (2 июля) 1839 года в Москве в семье художника. Получил образование в Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1898 году стал академиком живописи. Является одним из основателей Товарищества передвижников. Работал в Украине, в Киеве, где писал картины на различные сюжеты из жизни украинцев. В Херсонском художественном музее им. А.А. Шовкуненко хранится несколько работ Константина Маковского. Наряду с «Женским портретом» в коллекции представлен живописный эскиз к картине «Перенесение священного ковра из Мекки в Каир», где с большим мастерством изображена пестрая религиозная процессия народов мусульманского Востока. Кроме того, музей располагает хорошей копией начала XX века кисти художника Шарапова с картины Маковского «Поцелуйный обряд», иллюстрирующей одно из событий романа Алексея Толстого «Князь Серебряный» и посвященной изображению боярского пира времен Ивана Грозного.


В Херсонском художественном музее я всегда подолгу останавливаюсь перед полотнами братьев Маковских. Но особенно мне интересен «Женский портрет» Константина Маковского, написанный в 1885 году. В альбоме «Південна краса України» он представлен под названием «Жена художника». Сотрудницы музея рассказали мне, что это вторая жена Маковского - Юлия. Дама, бесспорно, красивая, она излучает покой, благородство, утонченность чувств. Как нам не хватает этого в повседневной суете, в погоне за ветром, под гнетом бытовых неурядиц! Мне кажется, именно так выглядит женщина, которая купается в любви.
Об этой картине я рассказала своей доброй знакомой из Калифорнии - Лидии Петровне Курловой-Мюррей (Лидия Петровна - наша землячка, детство и юность провела на Херсонщине). Оказалось, что Лидия Петровна знает работы Константина Маковского и не раз в музее искусств в Сан-Франциско любовалась его картинами на тему старинной русской свадьбы. Это три огромных полотна, каждое приблизительно 3x4 метра. Написаны они на протяжении семи лет, связаны между собой сюжетом и героями: «Боярский свадебный пир» (1883), «Выбор невесты» (1885)


фрагмент картины Константина Маковского
«Одевание невесты к венцу»

и «Одевание невесты к венцу» (1889). В конце XIX столетия на международных выставках они были куплены и увезены в Америку иностранными любителями «боярского жанра».
Лидия Петровна прислала мне замечательные репродукции картин и лекцию мистера Steven A. Nash «Русская свадьба Константина Маковского». Это дало мне повод перечитать все, что можно было достать на эту тему в наших библиотеках. Картины можно сравнить с грандиозными историческими кинофильмами. Их отличает обилие бытовых подробностей, антикварная красота антуража. Эффектные сочетания цветов приведены в единство общим золотым тоном. Мастер погружает зрителя в стихию красоты, в мир изящных предметов и драматических переживаний. Написаны они легко, размашисто, цветисто.


Полотна посвящены женитьбе Алексея Михайловича (1629-1675), второго царя из династии Романовых. Его опекун  - богатый и влиятельный боярин Борис Иванович Морозов - предложил Алексею взять в жены Марию Милославскую, сестру своей фаворитки Анны. Но юному царю больше приглянулась Эуфемия Всеволожская. Картина «Выбор невесты» иллюстрирует момент, когда царь объявляет свое решение перед шестью красивыми родовитыми девушками и боярами, среди которых рассерженный и удивленный Морозов. Однако с того дня Эуфемия стала часто падать в обмороки. Врачи предположили у нее страшное заболевание, несовместимое с царской короной - эпилепсию. Вместе с отцом несчастную сослали в Сибирь. Хотя, вероятнее всего, она была отравлена Морозовым. Царя Алексея убедили жениться на Марии. На картине «Одевание невесты...» у ее ног - все еще незамужняя сестра Анна. Как известно из истории, позже Морозов женился на Анне, надеясь этим утвердить свое положение и власть. Но, в конце концов, коварное поведение Морозова привело к его изгнанию из Москвы.
 


 фрагмент картины Константина Маковского
«Боярский свадебный пир»

«Боярский свадебный пир XVII ст.» на самом деле - царский. Об этом свидетельствует портретная схожесть молодого человека, стоящего во главе стола, с царем. Он пытается уговорить или очаровать свою избранницу. Все гости, сидящие за роскошным столом, воодушевлены и веселы. Среди них легко узнать довольного Морозова, одетого так же, как и на картине «Выбор невесты». Он триумфально оглядывает молодоженов, но об этой паре нельзя сказать, что она выглядит счастливой. Для придирчивых знатоков следует заметить, что Константин Маковский допустил ряд вольностей: некоторые детали убранств более соответствуют XVIII столетию, нежели ХVII-му, а прически отдельных персонажей характерны для XIX века. То же касается и белого платья невесты, вошедшего в моду значительно позже изображенного времени. Возможно, автору это было неизвестно. Тем не менее, все это не преуменьшает художественной ценности полотен, занявших почетное место в истории европейского искусства и продолживших лучшие традиции русской живописи. Вместе с Ильей Репиным и Василием Суриковым Константин Маковский популяризировал национальную историю в масштабных историко-бытовых сценах.
Когда я в очередной раз внимательно разглядывала «Женский портрет» и свадебные полотна Константина Маковского, меня вдруг поразило сходство дамы в черных кружевах с Марией Милославской. Возможно, художник воплотил черты любимой жены в образе царской невесты. Может быть, ему захотелось представить свою Юлию, даму уже бальзаковского возраста, юной девушкой.

 

ЕВСТАФЬЕВА И. А.

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.